ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Волшебная иголочка"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Дарсавелидзе Жельмира Джумберовна

Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Вышивка — одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка, развития творческого потенциала детей. Освоение техники вышивания, приобщение к народному искусству, формирование волевых качеств, развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук — это один из показателей готовности ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx49.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебная иголочка»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5 -7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

                                                                                                        Дарсавелидзе Ж.Д.

                                                  г. Москва 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………..……….3

2. Содержание изучаемого курса ……………………………......4

3. Методическое обеспечение программы ……………………....7

            4. Учебно-тематический план………………………………………9

5. Календарно-тематический план …………………….………....10

6. Список литературы …………………………………..………..17

1. Пояснительная записка

Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Вышивка — одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка, развития творческого потенциала детей. Освоение техники вышивания, приобщение к народному искусству, формирование волевых качеств, развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук — это один из показателей готовности ребёнка к школе.

Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.  

 Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Содержание изучаемого курса

Цели: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.

Формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе

обучения основам работы на ткани; развитие художественно-эстетического творчества; ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.

Задачи:

- вызвать интерес к вышивке, пробудить желание самому научиться вышивать;

Обучающие:

- расширять словарь детей (нитки: мулине, шерсть, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др);

- закреплять цвета и оттенки;

- познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия);

- знакомство с понятием «стежок», «шов». Овладеть технологией шва «Вперед иголку», «Полу-крест», «Крестик», «Вперед иголку в два приема», «Звездочка»;

- формировать умение работать с пооперационными картами;

- овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы;

- познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке;

- учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

- учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;

-формировать умение выполнять последовательную цепочку действий.

Развивающие:

- развивать умение доводить работу до конца;

- развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную координацию;

- навыки ручной умелости;

- творческое мышление, воображение, фантазию, внимание;

- интерес к русскому народному творчеству;

- стремление ребенка к самостоятельности;

- творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;

- формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;

Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;

- воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей;

- формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;

- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам;

- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

     Занятия кружка разделены на три этапа: ознакомительный, основной и завершающий.

     На первом этапе занятия носят обучающий и ознакомительный характер. Дети знакомятся с историей народной вышивки, с приёмами вышивания,

материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними.

     На втором этапе происходит закрепление практических навыков и умений.

    Третий  этап - этап подражания и творчества. Определение содержания работы; предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва.

     Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва.

       Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки.    

      Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.

   Следующий  этап - диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.

1.1. Актуальность.

      Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

     Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

1.2. Ожидаемые результаты.

    После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей.

     Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами “вперед иголку”, « крестиком» », «вперед иголку в два приема», «Звездочка»;

- используют пооперационные карты.

1.3. Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- участие в конкурсах  декоративно-прикладного творчества;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

«Мастера умелой иголочки»

Выставка – презентация детских работ родителям.

 Подготовка работ к выставке, оформление демонстрационного стенда педагога совместно с детьми.

Выставка – презентация.

Воспитывать умение радоваться результатам.

Уважение к труду других детей.

Изделия, выполненные детьми на занятиях и оформленные на стенде.

Форма организации детей: групповая

Продолжительность образовательного процесса: 1учебный год

Время проведения: 1 раза в неделю по 1 часу.

Материал и оборудования:

1. Картон

2. Нитки мулине, шерстяные

3. Иглы вышивальные

4. Игольницы

5. Ножницы с тупыми концами

7. Пяльцы пластмассовые

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов

8. Карандаши простые, фломастеры

9. Копировальная бумага

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см

11. Канва

Лоскутки ткани для салфеток, схемы узоров, копировальная бумага, английские булавки, карандаши, нитки мулине различных цветов, образцы вышивок (для напоминания).

Работа с родителями:

- вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников;

- распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей;

- приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы занятий

Кол-во ч.

Всего

   В том числе

теория

практика

1

Инструктаж по технике безопасности

1

2

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

1

3

Расширять словарь детей, закреплять цвета и оттенки.

1

4

Познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке.

1

5

Упражнения по основным приемам вышивки

2

6

Обучение шву «вперед иголку»

2

7

Знакомство с пяльцами

2

8

Вышивка салфетки

2

9

Формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения.

1

10

Бахрома на салфетке как способ украшения изделия

2

11

Перевод рисунка на ткань

2

12

Знакомство со швом «вперед иголку в два приема»

3

13

 Знакомство с пуговицами

1

14

Пришивание пуговиц

2

15

Обучение шву «Полу-крест»

2

16

Закрепление швов «вперед иголкой», «вперед иголкой в два приема», «шва полу-крест»

3

17

«Волшебные крестики»

3

 18

 Знакомство с швом «Звездочка»

         1

 19

Вышивка салфетки по собственному замыслу

      3

                                                        Итого

35ч.

               Календарно – тематическое планирование

Содержание

Количество часов

В том числе

Планиру

емые

Скоррек

тирован

ные

1

Сентябрь

Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с инструментами для вышивания, демонстрация педагогом отмеривания нити заданной длины и вдевании ее в иглу.

Расширять словарь детей (нитки: мулине, шерсть, канва, схема, цветовая гамма и др.); закреплять цвета и оттенки;

Познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке. Лоскутки различных тканей, иголки, нитки, ножницы, наперсток, пяльцы.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Октябрь

Упражнения по основным приемам вышивки (2 недели)

Демонстрация педагогом отмеривания нити заданной длины и вдевании ее в иглу.

Упражнение в отмеривании нити заданной длины, отрезание ее ножницами под острым углом, вдевании нити в иглу, завязывание узелка.

Познакомить с основными приемами вышивки (вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия). Приложение – Сказка о принцессе Иголочке и Правила Иголочки, нити, иглы, ножницы.

Обучение шву «вперед иголку» (2 недели)

Знакомство с понятиями «стежок» (использование загадки, «шов». Работа со схемой и выполнение шва «вперед иголку» на картонной модели.                              Овладение приемом закрепления нити на ткани.

Знакомство с понятием «стежок», «шов»; овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы. Две полоски картона (каждому) с разметкой стежков шва «Вперед иголку»: на 1 полоске стежки верхнего шва и первый стежок нижнего шва выполнены фломастером, остальные стежки – простым карандашом, на полоске 2 точки разметки стежков проколоты шилом; изображение. Нитки мулине, ножницы, фломастеры, иглы.

Знакомство с пяльцами  (1 неделя) и ноябрь (1 неделя)

Знакомство с пяльцами (деревянные, пластмассовые), разной величины, крепления, демонстрация запяливания ткани, упражнение детей в запяливании ткани, обучение работе по пооперационной карте. Знакомство с правилами работы с пяльцами.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Ноябрь

Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами; расширять словарь детей (пяльцы); формировать умение работать с пооперационными картами Пяльцы различных видов для демонстрации, пяльцы (каждому) 15 см. в диаметре, лоскутки ткани (каждому) 20 на 20см., пооперационные карты (последовательность запяливания ткани).

Вышивка салфетки (2 недели)

Рассматривание салфеток, вышитых швом «вперед иголку», анализ салфетки и узора (форма салфетки, цвет ткани, вид шва, цвет нитки, расположение узора – в виде каймы, в центре на двух или четырех сторонах салфетки, украшение салфетки бахромой). Рисование эскиза салфетки на клетчатой бумаге (канве), точно выдерживая длину стежка (одна клеточка) и промежутков между ним. Вышивка узора, состоящего из трех параллельных прямых линий, швом «вперед иголку».

Закрепить умение вышивать швом «вышивка вперед»; развивать умение доводить работу до конца, развивать стремление ребенка к самостоятельности;

Формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Листы клетчатой бумаги, карандаши, лоскутки ткани размером 20 на 20 см. (каждому) с полотняным переплетением нитей с разметкой узора для вышивки, нитки мулине двух цветов, игольница с иголками, ножницы. Образцы вышитых салфеток с разным подбором цвета ниток в узоре.

1

1

1

1

1

1

1

1

4

5

Декабрь

Бахрома на салфетке как способ украшения изделия (2недели)

Демонстрация украшения края салфетки бахромой. Выполнение бахромы детьми. Воспитывать усидчивость, самостоятельность;

Формировать умение старательно и аккуратно выполнять поручения (салфетки с бахромой выполненной детьми, иголки для выполнения бахромы).

Перевод рисунка на ткань (2 недели)

Рассматривание иллюстраций с примерами. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Упражнение в самостоятельном переводе рисунка (схемы) на ткань. Работа с пооперационными картами. Упражнение в вышивании швом «вперед иголку» по контуру изображения при вышивке заданной работы.

Формировать умение выполнять последовательность цепочку действий; продолжать формировать умение работать с пооперационными картами. Иллюстрации с примерами мотивов изображения, копировальная бумага (каждому, булавки, схемы рисунка (на каждого, карандаши, нитки, иголки, ножницы.

Январь

Знакомство со швом «вперед иголку в два приема» (3 недели)

Рассматривание образцов изделий, вышитых швом «вперед иголку в два приема», Демонстрация техники шва педагогом, прорисовывание шва на картонной схеме, выбор рисунка на картоне,

Техника  выполнение шва детьми по контуру изображения на схемах. Оформление вышитого изделия на картоне в виде определенного изображения. Овладеть технологией шва «Вперед иголку»;

Познакомить с новым швом «вперед иголку в два приема»; воспитывать усидчивость; развивать навыки ручной умелости. Образцы швов «вперед иголку» и «вперед иголку в два приема»; образцы изделий, вышитых швом «вперед иголку в два приема»; нитки мулине, иглы, ножницы, фломастеры.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Февраль

Знакомство с пуговицами (1 неделя)

Рассматривание пуговиц: знакомство с видами пуговиц (деревянные, пластмассовые, железные, с дырочками, на ножке и т. д). Художественное слово «История, которую рассказала пуговица». Познакомить детей с видами пуговиц; формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Приложение «История, которую рассказала пуговица», различные виды пуговиц.

Пришивание пуговиц (2 недели)

Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями способом «в прокол». Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы работы.

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями Подготовка ткани к пришиванию пуговиц: обучение обведению шаблона цветка на ткани, вырезание фигуры, подбор пуговиц по цвету и форме. Использование модели пришивания пуговицы. Работа с пооперационными картами. Упражнение в действии.  Закреплять цвета и оттенки; воспитывать интерес к ручному труду. Лоскутки ткани 15 на 15 см. (каждому, картонные шаблоны цветков, карандаши, ножницы, пуговицы, пооперационные карты (последовательность пришивания пуговицы к ткани с двумя и четырьмя отверстиями, модели пришивания пуговиц, нитки.

Обучение шву «Полу-крест» (1 неделя) и март (1 неделя)

Продолжать знакомить детей с разнообразными элементами вышивки, швом «полу-крест». Рассматривание вышивки при помощи этого шва. Закрепить ТБ.

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Март

Познакомить с новым швом «полу-крест»; повторить правила работы с материалами и инструментами; развивать мелкую моторику рук. Салфетка разного размера, канва, ножницы, игла с большим ушком, мулине разных цветов, карандаш, пяльцы

Закрепление швов (3 недели)

Закрепление швов «вперед иголкой», «вперед иголкой в два приема», «шва полу-крест»

Закрепить навык использования в вышивке швов «вперед иголкой», «вперед иголкой в два приема» и шва «полу-крест».

Развивать умение доводить работу до конца. Убрать за собой салфетку разного размера, ножницы, иглу с большим ушком, мулине разных цветов, карандаш, пяльцы.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Апрель

«Волшебные крестики» (3 недели)

Уточнение и закрепление знаний о знакомых простейших швах при рассматривании изделий.

Знакомство с техникой шва «крестик»: рассмотрение схемы, дорисовывание схемы выполнения горизонтального ряда крестиков на полоске из картона. Демонстрация выполнения шва педагогом. Упражнение в вышивании ряда крестиков.

Работа с канвой. Познакомить детей с техникой шва «крестик»; формировать умение выполнять последовательную цепочку действий; Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду, усидчивость; трудолюбие.

Знакомство с швом «Звездочка» (1 неделя)

Знакомство с новым швом «Звездочка» с изделиями, вышитыми этим швом.  Освоить схему шва «Звездочка». Закрепить умение аккуратно и экономно использовать материалы. Познакомить с новым видом шва «звездочка»; Формировать умение беречь материалы и предметы,  убирать их на место; Формировать умение старательно и аккуратно выполнять работу.

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Май

Вышивка салфетки по собственному замыслу (3 недели)

Самостоятельное планирование и выполнение работы по вышивке: Выбор узора салфетки из предложенных  вариантов (схема, изображение, выбор ткани, ниток).  

Перевод рисунка на ткань, выбор видов вышивке (одного или несколько), выполнение вышивки, оформление работы. Развивать эстетический вкус, творческое мышление, воображение, фантазию.  

Закрепить умения закрепления нити в начале и конце работы; развивать стремление ребенка к самостоятельности.  Развивать координацию движений обеих рук; воспитывать усидчивость.

1

1

1

1

1

1

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [ Текст ]/ Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова.- М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка)
  2. Золотарева А., Терещук  М. Особенности организации дополнительного образования дошкольников  [ Текст]/А. Золотарева, М. Терещук //Дошкольное воспитание, 2007.-№11.-с.76-83
  3. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Российское педагогическое общество, 1997
  4. Маврина, Е.А. Умелая иголочка [Текст]/ Е.А. Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с.57-61
  5. Новикова  И.В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И.В. Новикова; художник М.В. Душин.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с. :ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  6. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования  [Текст] / О.А. Соломенникова.- М.: « Мозаика – Синтез», 2006.-с.3-21,69-72
  7. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента [Текст]/О. Тихонова // Дошкольное воспитание, 2004.-№3.-с.34-37
  8. Журналы «Современная вышивка крестом». – М.: ЗАО «Издательский дом «Бурда», 2005
  9. Максимова, М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги [ Текст ] / М. Максимова, М. Кузьмина. – М.: Экспо, 1997. – 96с.
  10. Сычева Л.В. Вышивка / Л.В. Сычева. – Горно – Алтайск: МП «Альтернатива», 1991. – 64с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умелая иголочка"

Обучающая программа по вышивке для детей 5-7 лет. Разработана  на основе методического материала Новиковой И.В. "Обучение вышивке в детском саду", программа рассчитана на 34 ч.занятий....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Программа дополнительного образования "Волшебная иголочка"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкружка дополнительного образования детей старшего дошкольного возрастаМуниципального дошкольного образовательного учреждения«Детский сад №10 «Серебряное копытце&raqu...

программа дополнительного образования "Волшебная иголочка"

Прграмма дополнительного образования "Волшебная иголочка"...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....