«Художественно-эстетическое развитие. Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бурундукова Елена Васильевна

Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста не только актуально, полезно и эффективно, но и меняет качество детских рисунков. Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx18.76 КБ
Файл konspekt_izodeyatelnosti.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционное рисование в формировании

эстетического восприятия дошкольников»

 

"Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”.

В.А. Сухомлинский

Особая роль в дошкольном образовании отводится изобразительной деятельности. С самых ранних лет большинство детишек тянутся к рисованию, а мы, взрослые, обязаны им помочь овладеть этим видом творчества, ведь оно приобщает детей к миру прекрасного, доброго, формирует эстетическое восприятие, творчески развивает, несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, занимает, отвлекает и создает положительный настрой. Рисуя, дети развивают определенные способности: чувствовать цвет, ориентироваться в пространстве. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус.  

А еще рисование не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, неповторимым и ярким. С помощью карандашей, красок дети незаметно для себя учатся думать, сравнивать, фантазировать. Целью моей работы с детьми нетрадиционной техникой рисования является развитие творческого мышления, способностей, и детского воображения. Обучение рисованию в нетрадиционной технике включает в себя такие задачи как:

Учить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах. Учить видеть и понимать красоту окружающего их мира.

Наблюдая, и изучая методическую литературу по изобразительному искусству, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник рисования на занятиях помогают ребенку преодолеть чувство страха, перед неудачей, от того, что у него не получится.

На своих занятиях стараюсь пользоваться традиционной и нетрадиционной техникой рисования. Под словом «нетрадиционная техника рисования», понимается создание оригинального, нового, своего произведения искусства, в котором гармонирует все: и сюжет, и цвет, и линии. Это большая, огромная возможность детям думать, искать, пробовать, размышлять. Владея разными техниками рисования, способами изображения предметов, и окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Я считаю, что нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста не только актуально, полезно и эффективно, но и меняет качество детских рисунков. Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если наши маленькие художники перепачкаются, главное — чтобы они получали удовольствие от общения с красками и радовались результатам своего труда. Детям нужен тот результат, который вызывает у них радость, изумление, удивление!

                                 Методическая разработка по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие.

Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»

В. А. Сухомлинский подчеркнул: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. В художественно-эстетическом развитии меня привлекают нетрадиционные способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить  нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное  уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Совместная деятельность превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Преимущества рисования солью в том, что возраст детей не ограничен.

Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Казалось бы, обыкновенная кухонная соль, которая придает особый вкус нашим блюдам, может быть полезна не только в кулинарии. Соль - не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчество. С её помощью можно изображать необыкновенные и интересные рисунки. Я это поняла, когда впервые попробовала провести эксперименты с солью на альбомном листе. Оказывается, соль творит чудеса в искусстве, и ей можно рисовать. В детском саду с детьми техника рисования солью на бумаге была успешно мною реализована.

Вначале дети придумывали свой образ (или рисовали за моим образцом). После чего принимались за работу. Во время занятия я также использовала словесные игры. Например, «Соль или сахар». Суть игры: детям предлагается выбрать один вариант соль или сахар, например, для приготовления: (супа, варенья, запечённой рыбы и т.д.);

«Куда бы я добавил соль». Суть игры: детям предлагается самостоятельно вспомнить те блюда, в которые обязательно добавляется соль. Также дети делились рецептами приготовления своих любимых блюд (окрошка, картофельное пюре, макароны, омлет и т. д.)

В подобном рисовании очень захватывает не только процесс, также и результат получается очень яркий и красочный.

Предлагаю вам технологию рисования солью на бумаге. В своей работе люблю применять интересные, необычные техники. Одной из таких является работа с цветной солью. Каждый выполняет эту работу по-своему, делюсь своими секретами.

Такой вид творчества я применяю в индивидуальной работе с детьми.  Они с большим удовольствием готовят цветную соль, пересыпают в баночку и радуются результату. Работа с цветной солью успокаивает и дарит хорошее настроение.

Последовательность работы цветной солью.

-трафарет;

-приложить;

-обвести карандашом

-намазать клеем;

-посыпать цветной солью;

-стряхнуть остатки соли на поднос.

 

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересы для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Мы в детстве часто рисовали

Обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало –

Мы рисовали на стекле.

Необычными вещами

Мы рисуем без труда.

Щетка старая зубная

Соль и свечка восковая.

Из-под спичек коробок

И засушенный листок.

А петух и осьминожка

Получаются ладошкой.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

Нарисуем, все отмоем

И ладошки ототрем.

И рисунками своими

Полюбуемся потом.

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей.



Предварительный просмотр:

Конспект изобразительной деятельности

в старшей группе – «Подснежники» 

Автор: Бурундукова Елена Васильевна

Задачи:

  1. Образовательная

Учить плавным поворотам руки при рисовании подснежника

  1. Техническая:

Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка

  1. Воспитательная  

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства

  1. Развивающая  

Развивать способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка

   Материалы и оборудование:  

    Раздаточный: готовый трафарет подснежника, клей ПВА, соль белого,       зелёного, жёлтого цвета, влажные салфетки.

    Демонстрационный: картины: Левитан «Весна. Большая вода», А.Саврасов «Грачи прилетели», рисунок подснежника

   Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная часть

 - Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему, и наступает время, когда природа пробуждается от зимнего сна и всё живёт ожиданием тепла, солнца. Как вы думаете, ребята, когда это бывает?

- Весной

- Правильно, весной! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для весны?

- Март, апрель и май

- Какой сейчас месяц?

- Март

- Правильно. Ребята, вслушайтесь в слово «Весна». Какое ласковое и нежное слово «Весна»! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины.

- Посмотрите, какие красивые картины я вам сегодня принесла. (Показываю 2 картины: Левитан «Весна»«Большая вода», Алексей Саврасов «Грачи прилетели»)

- По каким признакам можно определить, что нарисована весна? Какие краски использовали художники?

- Поэты, как и художники старались передать красоту весны в своих произведениях. Одно из таких произведений я вам сейчас прочитаю

Ласточка

Улетела Ласточка

За тридевять земель.

Возвращайся, Ласточка!

Возвращайся, Ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, Ласточка,

Прилетит Весна!

Это стихотворение написал Борис Заходер

- Закончилась зима, уходят холода и морозы. Наступает весна. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни. Слушание пения птиц.

- Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!

Физминутка «Весна».

Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)

Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают)

А цветочки подрастают. (Тянутся на носочках, руки вверх)

2. Основная часть

-Ребята, а вы любите загадки? Ну тогда внимательно слушайте.

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет (Весна)

 

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

-Правильно, подснежник. Я, как художники и поэты вдохновилась весной и нарисовала первый цветок весны — подснежник. И этот цветок я хочу повесить у себя дома и если мне, вдруг станет грустно, я посмотрю на картинку и вспомню те прекрасные чувства, которые наполняли меня при рисовании. А вы хотите нарисовать свои первый цветок?

-Да

-Но чтобы правильно нарисовать цветок, давайте рассмотрим его и назовем из каких частей он состоит, какой они формы и цвета. Есть стебель и два узких листа зеленого цвета, лепестки цветка похожи на капли, а цвет белый, как у молока, называют «молочной каплей».

- Какой он формы?

-Овальной.

-Давайте нарисуем с вами подснежник с помощью клея и соли. (Выполнение рисунка).  

-Какие вы молодцы, у всех получились прекрасные подснежники

Пальчиковая игра «Подснежник»

Подснежников цветки (Переплести пальцы.)

Распускают лепестки. (Плавно разжать пальцы.)

Ветерок чуть дышит, (Легко плавно подуть.)

Лепестки колышет. (Пошевелить пальцами.)

К цветку носик приближаем, (Податься вперёд.)

Аромат цветов вдыхаем. (Втянуть носом воздух.)

3. Заключительная часть

-Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

- О весне

- А что мы с вами сегодня рассматривали?

- Картины художников

- Что мы сегодня ещё делали?

- Разгадывали загадки и рисовали подснежники

-Вам понравилась работа?

- Да

-Трудно ли было выполнять эту работу?

- Нет

-Все вы молодцы, очень старались.

- Наше с вами занятие я бы хотела закончить стихотворением

Владимира Орлова «Часовой»

Поставленный на пост

Самой весной,

По стойке «смиpно»,

Опустив ладошки,

В перчатках белых,

Словно часовой,

Стоит подснежник

На озябшей ножке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по художественно-эстетическому развитию (использование нетрадиционной техники рисования с элементами аппликации) "Осенние деревья" в подготовительной группе

Познакомить с новым видом  нетрадиционной техники рисования «раздувание краски» с элементами аппликации из природного материала.Содействовать развитию воображения, фантазии  в процессе выпол...

Консультация для воспитателей "Художественно-эстетическое развитие посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС"

Консультация для воспитателей по художественно- эстетическому развитию посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС...

Методическая разработка по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста....

«Цветок для мамы» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «рисование солью» с детьми подготовительной к школе группы.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования - рисование солью и акварельным красками....

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования солью с детьми 3–4 лет «Деревья в снегу» МБДОУ «Детский сад №16»г. Беслан

Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка, которое воспитывает в нем много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, способность мыслить....

Конспект НОД по «Художественно-эстетическому развитию » используя нетрадиционную технику рисования (рисование пастелью). Тема: "Ежик".

Конспект НОД по «Художественно-эстетическому развитию » используя нетрадиционную технику рисования (рисование пастелью). Тема: "Ежик"....