«Художественно-эстетическое развитие. Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»
план-конспект занятия (старшая группа)
Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста не только актуально, полезно и эффективно, но и меняет качество детских рисунков. Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material.docx | 18.76 КБ |
konspekt_izodeyatelnosti.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционное рисование в формировании
эстетического восприятия дошкольников»
"Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”.
В.А. Сухомлинский
Особая роль в дошкольном образовании отводится изобразительной деятельности. С самых ранних лет большинство детишек тянутся к рисованию, а мы, взрослые, обязаны им помочь овладеть этим видом творчества, ведь оно приобщает детей к миру прекрасного, доброго, формирует эстетическое восприятие, творчески развивает, несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, занимает, отвлекает и создает положительный настрой. Рисуя, дети развивают определенные способности: чувствовать цвет, ориентироваться в пространстве. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус.
А еще рисование не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, неповторимым и ярким. С помощью карандашей, красок дети незаметно для себя учатся думать, сравнивать, фантазировать. Целью моей работы с детьми нетрадиционной техникой рисования является развитие творческого мышления, способностей, и детского воображения. Обучение рисованию в нетрадиционной технике включает в себя такие задачи как:
Учить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах. Учить видеть и понимать красоту окружающего их мира.
Наблюдая, и изучая методическую литературу по изобразительному искусству, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник рисования на занятиях помогают ребенку преодолеть чувство страха, перед неудачей, от того, что у него не получится.
На своих занятиях стараюсь пользоваться традиционной и нетрадиционной техникой рисования. Под словом «нетрадиционная техника рисования», понимается создание оригинального, нового, своего произведения искусства, в котором гармонирует все: и сюжет, и цвет, и линии. Это большая, огромная возможность детям думать, искать, пробовать, размышлять. Владея разными техниками рисования, способами изображения предметов, и окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Я считаю, что нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста не только актуально, полезно и эффективно, но и меняет качество детских рисунков. Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если наши маленькие художники перепачкаются, главное — чтобы они получали удовольствие от общения с красками и радовались результатам своего труда. Детям нужен тот результат, который вызывает у них радость, изумление, удивление!
Методическая разработка по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие.
Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»
В. А. Сухомлинский подчеркнул: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. В художественно-эстетическом развитии меня привлекают нетрадиционные способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Совместная деятельность превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Преимущества рисования солью в том, что возраст детей не ограничен.
Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Казалось бы, обыкновенная кухонная соль, которая придает особый вкус нашим блюдам, может быть полезна не только в кулинарии. Соль - не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчество. С её помощью можно изображать необыкновенные и интересные рисунки. Я это поняла, когда впервые попробовала провести эксперименты с солью на альбомном листе. Оказывается, соль творит чудеса в искусстве, и ей можно рисовать. В детском саду с детьми техника рисования солью на бумаге была успешно мною реализована.
Вначале дети придумывали свой образ (или рисовали за моим образцом). После чего принимались за работу. Во время занятия я также использовала словесные игры. Например, «Соль или сахар». Суть игры: детям предлагается выбрать один вариант соль или сахар, например, для приготовления: (супа, варенья, запечённой рыбы и т.д.);
«Куда бы я добавил соль». Суть игры: детям предлагается самостоятельно вспомнить те блюда, в которые обязательно добавляется соль. Также дети делились рецептами приготовления своих любимых блюд (окрошка, картофельное пюре, макароны, омлет и т. д.)
В подобном рисовании очень захватывает не только процесс, также и результат получается очень яркий и красочный.
Предлагаю вам технологию рисования солью на бумаге. В своей работе люблю применять интересные, необычные техники. Одной из таких является работа с цветной солью. Каждый выполняет эту работу по-своему, делюсь своими секретами.
Такой вид творчества я применяю в индивидуальной работе с детьми. Они с большим удовольствием готовят цветную соль, пересыпают в баночку и радуются результату. Работа с цветной солью успокаивает и дарит хорошее настроение.
Последовательность работы цветной солью.
-трафарет;
-приложить;
-обвести карандашом
-намазать клеем;
-посыпать цветной солью;
-стряхнуть остатки соли на поднос.
Включают множество идей.
Порою провокационные,
Но интересы для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Мы в детстве часто рисовали
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Мы рисовали на стекле.
Необычными вещами
Мы рисуем без труда.
Щетка старая зубная
Соль и свечка восковая.
Из-под спичек коробок
И засушенный листок.
А петух и осьминожка
Получаются ладошкой.
Если кисточкою тыкать,
То есть рисовать тычком,
То получится мурлыка
С мягким плюшевым хвостом.
Нарисуем, все отмоем
И ладошки ототрем.
И рисунками своими
Полюбуемся потом.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей.
Предварительный просмотр:
Конспект изобразительной деятельности
в старшей группе – «Подснежники»
Автор: Бурундукова Елена Васильевна
Задачи:
- Образовательная
Учить плавным поворотам руки при рисовании подснежника
- Техническая:
Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка
- Воспитательная
Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства
- Развивающая
Развивать способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка
Материалы и оборудование:
Раздаточный: готовый трафарет подснежника, клей ПВА, соль белого, зелёного, жёлтого цвета, влажные салфетки.
Демонстрационный: картины: Левитан «Весна. Большая вода», А.Саврасов «Грачи прилетели», рисунок подснежника
Ход образовательной деятельности:
- Вводная часть
- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему, и наступает время, когда природа пробуждается от зимнего сна и всё живёт ожиданием тепла, солнца. Как вы думаете, ребята, когда это бывает?
- Весной
- Правильно, весной! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для весны?
- Март, апрель и май
- Какой сейчас месяц?
- Март
- Правильно. Ребята, вслушайтесь в слово «Весна». Какое ласковое и нежное слово «Весна»! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины.
- Посмотрите, какие красивые картины я вам сегодня принесла. (Показываю 2 картины: Левитан «Весна», «Большая вода», Алексей Саврасов «Грачи прилетели»)
- По каким признакам можно определить, что нарисована весна? Какие краски использовали художники?
- Поэты, как и художники старались передать красоту весны в своих произведениях. Одно из таких произведений я вам сейчас прочитаю
Ласточка
Улетела Ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, Ласточка!
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
Это стихотворение написал Борис Заходер
- Закончилась зима, уходят холода и морозы. Наступает весна. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни. Слушание пения птиц.
- Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!
Физминутка «Весна».
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)
Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают)
А цветочки подрастают. (Тянутся на носочках, руки вверх)
2. Основная часть
-Ребята, а вы любите загадки? Ну тогда внимательно слушайте.
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
-Правильно, подснежник. Я, как художники и поэты вдохновилась весной и нарисовала первый цветок весны — подснежник. И этот цветок я хочу повесить у себя дома и если мне, вдруг станет грустно, я посмотрю на картинку и вспомню те прекрасные чувства, которые наполняли меня при рисовании. А вы хотите нарисовать свои первый цветок?
-Да
-Но чтобы правильно нарисовать цветок, давайте рассмотрим его и назовем из каких частей он состоит, какой они формы и цвета. Есть стебель и два узких листа зеленого цвета, лепестки цветка похожи на капли, а цвет белый, как у молока, называют «молочной каплей».
- Какой он формы?
-Овальной.
-Давайте нарисуем с вами подснежник с помощью клея и соли. (Выполнение рисунка).
-Какие вы молодцы, у всех получились прекрасные подснежники
Пальчиковая игра «Подснежник»
Подснежников цветки (Переплести пальцы.)
Распускают лепестки. (Плавно разжать пальцы.)
Ветерок чуть дышит, (Легко плавно подуть.)
Лепестки колышет. (Пошевелить пальцами.)
К цветку носик приближаем, (Податься вперёд.)
Аромат цветов вдыхаем. (Втянуть носом воздух.)
3. Заключительная часть
-Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
- О весне
- А что мы с вами сегодня рассматривали?
- Картины художников
- Что мы сегодня ещё делали?
- Разгадывали загадки и рисовали подснежники
-Вам понравилась работа?
- Да
-Трудно ли было выполнять эту работу?
- Нет
-Все вы молодцы, очень старались.
- Наше с вами занятие я бы хотела закончить стихотворением
Владимира Орлова «Часовой»
Поставленный на пост
Самой весной,
По стойке «смиpно»,
Опустив ладошки,
В перчатках белых,
Словно часовой,
Стоит подснежник
На озябшей ножке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта по художественно-эстетическому развитию (использование нетрадиционной техники рисования с элементами аппликации) "Осенние деревья" в подготовительной группе
Познакомить с новым видом нетрадиционной техники рисования «раздувание краски» с элементами аппликации из природного материала.Содействовать развитию воображения, фантазии в процессе выпол...
Консультация для воспитателей "Художественно-эстетическое развитие посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС"
Консультация для воспитателей по художественно- эстетическому развитию посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС...
Методическая разработка по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию нетрадиционной техникой " рисование солью" с детьми старшей группы "Летим в космос".
Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования "рисвание солью"....
«Цветок для мамы» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники «рисование солью» с детьми подготовительной к школе группы.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования - рисование солью и акварельным красками....
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования солью с детьми 3–4 лет «Деревья в снегу» МБДОУ «Детский сад №16»г. Беслан
Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка, которое воспитывает в нем много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, способность мыслить....
Конспект НОД по «Художественно-эстетическому развитию » используя нетрадиционную технику рисования (рисование пастелью). Тема: "Ежик".
Конспект НОД по «Художественно-эстетическому развитию » используя нетрадиционную технику рисования (рисование пастелью). Тема: "Ежик"....
- Мне нравится (1)