В гостях у Мастерицы. Зимние посиделки (изготовление куколки-закрутки)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Тинчурина Виктория Валерьевна

Конспект НОД педагога с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_gostyah_u_masteritsy_kukla_zakrutka.docx144.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД педагога с детьми старшего дошкольного возраста

«В гостях у Мастерицы. Зимние посиделки»

/изготовление куклы – закрутки/

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: приобщение детей к традиционной культуре России, через знакомство с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

Задачи: 

- формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского          народа

- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. (Социально-коммуникативное развитие)

- воспитывать у детей коммуникативную культуру:

-умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения (Речевое развитие)

- познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол

- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности

(Познавательное развитие)

-способствовать развитию мелкой моторики рук (завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности (физическое развитие)

-продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей

- развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга

-развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе -развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку (Художественно-эстетическое развитие)

Методы и приёмы:

- практические: изготовление куклы, подвижная игра «Завивайся, клубок…»;

- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.

- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.

Оборудование:

Русские народные костюмы, видеопроектор, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «Завивайся, клубок…»

Раздаточный материал:

Два белых квадратных отрезков ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки.

Предварительная работа:

посещение выставки «Русская изба»,

рассматривание альбомов «Русская народная игрушка»,

 чтение пословиц и поговорок о труде,

 изучение литературы по теме «Народная кукла»

Беседа «Откуда берутся игрушки?»

Чтение сказки “Василиса Премудрая”

Чтение «Кукольные сказки» Т. Кирюшатова,

«Загадки о народных куклах» Т. Кирюшатова 

Ход НОД

Группа оформлена в стиле Русской избы.

Хозяйка избы –Мастерица встречает своих гостей:

-Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите ко мне в избу.

У русского народа гостям всегда рады!

Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня, люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. Посиделки устраивали в зимнее время года, когда заканчивались полевые работы, когда был собран и заготовлен на зиму урожай. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.

Сегодня я хочу вам показать свой «Волшебный сундучок».

Как вы думаете, что в нем лежит? /ответы детей/

Что лежит в сундучке вы узнаете, отгадав загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок, сундучок,

Приоткрой нам свой бочек»

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок.

А вы знаете, что куклы бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.

 Просмотр презентации - «Народные тряпичные куклы» (история кукол, виды кукол)

Вам понравились куколки? Какая куколка вам понравилась?

 «Делу время – потехе час»

Давайте отдохнем и немного поиграем.

Русская народна игра «Завивайся клубок…»

Я вам хочу рассказать сегодня сказку. Хотите послушать?

«Давно это было. В одной деревне жили– были батюшка, матушка, да дочка Аленушка. Хорошо жили дружно. Отец с матерью с утра и до вечера в поле, а Аленка хоть и мала, да во всем, отцу и матушке помогала. Но случилась беда, заболела матушка, слегла. Она позвала к себе свою доченьку и сказала: «Возьми, доченька, эту куколку. Никому её не показывай, но заботься о ней, корми. А когда тебе будет трудно, куколка тебе обязательно поможет». Когда матушки не стало, Аленка вспомнила матушкин наказ и когда ей было трудно, всегда обращалась к куколке за помощью. Куколка всегда помогала Аленушке и оберегала её. Даже, когда Аленка выросла и вышла замуж за доброго молодца, она всё- равно, не расставалась со своей куколкой, берегла её и всегда носила в кармане.»

Вот такую куколку оставила матушка своей доченьке.

/хозяйка показывает куклу –Столбушку/

Это кукла – Столбушка.

Как вы думаете, почему её так называют?

/ответы детей/

Столбушкой - эту куклу называют потому, что выглядит она как столбик. Славяне приписывают ей огромную силу. Другое название куколки - Берегиня. Она отводит чёрные чары и дурной глаз от людей, защищает от всего дурного. В каждой местности у неё были свои особенности и разные предназначения. В старину в домах их насчитывали десятками. Считалось, что они приносят удачу и богатство, сулят богатый урожай и являются символами продолжения рода.

Посмотрите, какая она нарядная и яркая.

Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

- Чтобы пальчики хорошо работали, мы сделаем зарядку для них.

Пальчиковая игра «Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

 (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения).

Каждой Мастерице для изготовления куколки нужны определенные предметы. Давайте подумаем и назовем их. /тряпочки - лоскутки, нитки, ножницы, тесьма/.

Давайте приготовим все для работы. /дети готовят материал для изготовления куклы/

Технология изготовления куклы Столбушки.

 /карточки с последовательными действиями/

(Дети делают куколку. Хозяйка помогает детям. Во время работы Хозяйка загадывает загадки о кукле, использует пословицы о труде).

 Платье носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь -

Будет спать

День, и два, и даже пять...

Ответ: Кукла

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

«Дело мастера боится»

«Под лежачий камень вода не течет»

«Без терпенья нет уменья»

«Своевременная помощь, – как дождь в засуху»

«За все браться – ничего не сделать»,

«Глаза страшатся, да руки делают»

«Птицу узнают в полете, а человека в работе»

E:\ФОТО\НАДЯ\куклы- мастер класс\Фото1091.jpg

- Ребята, кукла готова! Молодцы!

 Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Хоровод «Как у наших у ворот»

 

- А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

- А что вам понравилось больше всего? /ответы детей/

- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. Я очень хочу, чтобы эта куколка стала для вас настоящим другом. Она будет вас оберегать, помогать во всем и принесет вам удачу. До свидания!

/Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у мастерицы»

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе "В гостях у Мастерицы"

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе....

Конспект НОД на тему "В гостях у Мастерицы""

Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) для подготовительной группы...

Конспект занятия по декоративному рисованию «В гостях у мастерицы»

Роспись посуды, используя ранее полученные знания и навыки....

Конспект НОД "В гостях у мастерицы Василисы"

Приобщение детей к традиционной культуре России через знакомство с миром народных кукол. Изготовление куклы Закрутки....

В гости к мастерице

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"17220935","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1722091...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Мастерицы» (для детей с нарушением зрения)

Данное занятие разработано  для детей подготовительной к школе группы ( с нарушением зрения), в ходе которого дети закрепляют умение расписывать отдельные элементы, передавая характер народной (д...