"Волшебный мир оригами"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Реус Елена Николаевна

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, пространственного воображения, что имеет немаловажное влияние на развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_metotodika_volshebnyy_mir_origami_reus_e.n.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Дюймовочка»

Авторская методика

«Волшебный мир оригами»

Подготовила:

Воспитатель

Реус Е.Н.

пгт.Яблоновский, 2021

Содержание

Актуальность

Цель

Задачи

Ожидаемые результаты

Пояснительная записка

Календарно–тематическое планирование

Заключение

Список литературы

Актуальность

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, пространственного воображения, что имеет немаловажное влияние на развитие детей.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т.е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Цель

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников.

Задачи

  • обучение детей различным приёмам работы с бумагой: как сгибание, складывание, надрезание, склеивание;
  • формирование умений следовать устным инструкциям;
  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • развитие внимания, памяти, пространственного воображения, глазомера, мелкой моторики рук, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
  • расширение коммуникативных способностей детей и создание игровых ситуаций;
  • воспитание интереса к искусству оригами.

Ожидаемые результаты

  • познакомить с искусством оригами;
  • научить основным приёмам работы с бумагой;
  • развить внимание, память, пространственное воображение, мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие способности.

Пояснительная записка

Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.

Оригами – это удивительное и загадочное слово, чудесное и увлекательное искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. Маленький лист бумаги содержит бесконечное множество скрытых вариантов, по которым можно сложить какую–либо фигурку. Она спрятана, едва уловима, но человек умелый и с фантазией сможет получить самые причудливые формы от птиц, цветов, животных до оригинально смоделированных геометрических фигур.

Сейчас оригами известно во всём мире. Оно используется в настоящее время не только, как средства развлечения или отдыха, но в основном сфере образования в школах и институтах, в реабилитационных центрах после нескольких болезней. Также оригами приобретает и всё большую популярность среди педагогов и психологов в детских садах. Его даже включают в сетку занятий, как отдельный предмет. И это неслучайно. Развивающий потенциал оригами высок. Ведь такая деятельность принесет особую радость и пользу детям, так как она направлена на всестороннее развитие детей. Это позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить и информировать в данной образовательной области.

Большой выбор моделей позволяет ребёнку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе деятельности возрастает, движения становятся более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребёнка к школе – развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют обе руки. Также в процессе создания фигурок дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз), что развивает глазомер. Они учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавая их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его памяти, фантазии, логического мышления, внимания, наблюдательности, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Календарно–тематическое планирование

на 2021–2022 учебный год

Работа по обучению искусству оригами проводится один раз в неделю в рамках констуктивно–модельной деятельности, которому уделяется 20–30 минут. Она рассчитана на год обучения для детей старшего дошкольного возраста. 

Месяц

Тема

Этапы работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 занятие

Оригами–искусство складывания из бумаги

2 занятие

Повторение знакомых базовых форм: книжка, лодка–плоскодонка, кошелек

3 занятие

Композиция «Грибная пора», базовая форма «дверь»

4 занятие

Кошелек

1 занятие

Базовая форма «воздушный змей», изготовление «Лисичка», «Белочка»

2 занятие

Ёжик

3 занятие

Композиция «В лесу»

4 занятие

Базовая форма «треугольник», «Котенок», «Щенок»

1 занятие

Базовая форма «треугольник», коллективная работа «Осеннее дерево»

2 занятие

Знакомство с новой базовой формой «двойной треугольник», «Птичка–синичка»

3 занятие

Снегирь, сова

4 занятие

Композиция « Птицы в лесу»

1 занятие

Продолжить знакомить с базовой формой «двойной треугольник», «Снежинка»

2 занятие

Ёлка

3 занятие

Ёлочные украшения

4 занятие

«Новогодняя композиция»

1 занятие

«Рыба –скалярия»

2 занятие

«Золотая рыбка»

3 занятие

«Летучая мышь»

4 занятие

«Подарки малышам»

1 занятие

Базовая форма «блинчик», «Говорящая птица»

2 занятие

«Корабль»

3 занятие

Превращение кораблика–птица 

4 занятие

Подарок папе «Рубашка»

1 занятие

«Первые цветы»

2 занятие

«Открытка маме»

3 занятие

Знакомство с базовой формой «рыба»

4 занятие

«Кит»

1 занятие

«Карп»

2 занятие

Композиция «В море»

3 занятие

«Вертушка»

4 занятие

«Бабочка»

1 занятие

Знакомство с базовой формой «двойной квадрат» «Лягушка»

2 занятие

«Жаба»

3 занятие

Композиция «Пруд»

4 занятие

«Журавлик»

Продолжить знакомить детей с искусством оригами, познакомить с историей возникновения этого искусства, познакомить с производством бумаги, видами бумаги и их характеристиками

Закрепить понятие «базовая форма», упражнять в складывании базовых форм «книжка», «кошелек», учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа и квадрата

Упражнять в складывании базовой формы «дверь», продолжить учить изготавливать квадрат из прямоугольного  листа, развивать уверенность в своих силах, творчество, самостоятельность, художественный вкус

Упражнять в складывании базовых форм, воспитывать аккуратность, художественный вкус

Познакомить с пошаговой картой, развивать умение ею пользоваться, упражнять в складывании базовой формы

Упражнять в складывании базовых форм «воздушный змей», в загибании углов квадрата к диагонали, разглаживать углы

Развивать уверенность в своих силах, творчество, умение работать коллективно, воспитывать желание делать работу самостоятельно и аккуратно

Упражнять в складывании базовой формы «треугольник», делать наметки в определенных углах, в точном соединении углов и сторон квадрата

Упражнять в складывании базовых форм, в загибании и разглаживании углов

Упражнять в складывании новой базовой формы, учить вкладывать боковые треугольники внутрь

Продолжать учить складывать базовую форму «двойной треугольник», учить вкладывать боковые треугольники внутрь, учить создавать выразительный образ из бумаги

Продолжать учить работать с помощью пошаговой карты, воспитывать эстетический вкус, желание доводить работу до конца

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной детали в угол другой, продолжать воспитывать аккуратность

Учить складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник, составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали, воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем

Продолжить учить делать из бумаги поделки, используя известные приемы складывания, развивать конструктивное мышление, воспитывать эстетический вкус

Вызвать у детей радостное настроение в ожидании праздника

Продолжить создавать образ из квадрата сложенного в базовую форму «двойной треугольник», закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях

Продолжить учить работать с пошаговой картой, видеть этапы работы, закреплять умение отгибать и проглаживать углы, делать наметки карандашом и аккуратно вырезать по контуру

Продолжать учить создавать поделку по базовой форме «двойной треугольник», развивать творческие возможности, память, мелкую моторику рук, воспитывать умение красиво сочетать бумагу

Используя знакомые базовые формы учить делать птиц, кораблики, книжки, рыбок, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета

Познакомить с базовой формой «блинчик», продолжать учить пользоваться пошаговой картой

Продолжать учить складывать углы к центру квадрата, делать наметки карандашом

Закрепить умение складывать знакомую базовую форму самостоятельно, развивать творческие возможности детей

Закреплять приемы правильного сгибания и разглаживания бумаги, вызвать интерес к изготовлению подарка

Закрепить умение складывать знакомые базовые формы самостоятельно, выполнять дополнительные разрезы по намеченным линиям

Учить выполнять поделку аккуратно, воспитывать интерес к изготовлению подарков, желание сделать приятное маме

Познакомить с базовой формой «рыба», научить трансформировать ее в другие поделки

Продолжать учить мастерить фигурки оригами используя знакомую базовую форму, используя пошаговые карты, развивать фантазию

Продолжать учить мастерить фигурки оригами используя знакомую базовую форму, используя пошаговые карты, развивать фантазию

Развивать аккуратность, самостоятельность в работе, фантазию, чувство композиции

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, учить пользоваться обозначенными линиями разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе формы и цвета бумаг

Продолжать учить делать поделки используя пошаговую карту, совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами

Познакомить с новой базовой формой «двойной квадрат» и созданием поделок из нее

Совершенствовать умение мастерить поделки из бумаги используя новую базовую форму, развивать творческие способности детей, воображение

Развивать художественный вкус при оформлении работы, фантазию детей, воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость , вызвать желание оберегать

Продолжать знакомить детей с японской историей, воспитывать чувство соучастия

Заключение

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

  • учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
  • развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
  • учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
  • развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку;
  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно–тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Список литературы

  1. Афонькин, С. Ю. Все об оригами. / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2004. – 272 с.
  2. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. / Г. И. Долженко. – Ярославль: Академия развития, 2006.  – 144 с.
  3. Ильина, Н. К. Оригами. Необычные модели для развития фантазии. / Н. К. Ильина. – М.: РИПОЛ Классик, 2012. – 220 с.
  4. Кошаев, В. Б. Декоративно–пракладное искусство: Понятия. Этапы развития. / В. Б. Кошаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 272 с.
  5. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей. / С. В. Соколова. – СПб.: Издатльский Дом «Литера», 2009. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебные игрушки оригами «Волшебный пруд»

Цель:  Подготовка руки ребенка к письму.            Развитие пространственного воображения....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир оригами»

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...

Рабочая программа кружка по оригами "Волшебный мир оригами"

Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли....

Программа по оригами "Волшебный мир оригами"

Предназначена для кружка по дополнительным услугам....