План – конспект организации коллективного труда
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Сергеева Алина Евгеньевна

План – конспект организации коллективного труда стирка кукольного белья с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект организации коллективного труда

стирка кукольного белья

с детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Воспитатель

Сергеева Алина Евгеньевна

Программное содержание:

1. Закреплять трудовые умения и навыки:

  • отобрать и сортировать бельё на белое, тёмное и цветное;
  • намочить;
  • намылить;
  • потереть кулачками;
  • потереть в воде;
  • отжать;
  • прополоскать;
  • выжимать, прикладывая усилия;
  • расправить;
  • аккуратно повесить;
  • прикрепляя прищепками.

2. Воспитывать культуру труда:

  • умение доводить начатое дело до конца;
  • приготовление всего необходимого для труда;
  • умение ставить цель и планировать свою и общую работу;
  • убрать и навести порядок на рабочем месте.

3. Воспитывать нравственные качества:

  • трудолюбие;
  • ответственность за порученное действие;
  • активность;
  • самостоятельность;
  • аккуратность;
  • положительные взаимоотношения: приходить на помощь при необходимости.

Форма организации: коллективный совместный труд.

Оборудование: 3 стола расставленных ленточным способом, 3 клеенки, 6 фартуков, 6 косынок, 3 тазика для стирки среднего размера, 1 тазик для полоскания большого размера, 2 ковша, 2 ведра, 3 мыльницы, 3 куска мыла, 3 доски стиральные, прищепки и шнур, 6 полотенец, 4 тряпочки.

Объём работы: белая штаны, тёмные штаны, цветные штаны, белая кофта, тёмная кофта, цветная кофта, белое платье, тёмное платье, цветное платье.

Ход работы:

I. Распределение работы.

- Ребята, к нам поступила просьба о помощи, Анна Викторовна, воспитатель младшей группы, попросила постирать кукольную одежду. Там детки маленькие и стирать ещё не умеют. Давайте ей поможем?

2. Планирование труда.

- Давайте вспомним, что нам понадобиться и для чего. А для того, чтобы вам было легче я предлагаю поиграть в игру «Что нужно для работы?».

- Перед вами лежат картинки. Вы по очереди подходите и берёте одну. Затем объясняете, почему именно она.

        Ответы детей: столы - для того, чтобы на них стирать; клеёнка - чтобы не намочить столы; фартуки и косынки - чтобы не испачкаться и не намочить свою одежду; ковши и вёдра - чтобы налить воду; тазики - чтобы в них стирать бельё; мыло - чтобы намылить одежду; мыльницы - чтобы класть в них мыло; стиральные доски - чтобы лучше отмыть; полотенца - чтобы вытирать руки; прищепки и шнур - чтобы повесить бельё; тряпочки - чтобы вытереть клеёнку после стирки.

- Молодцы. Теперь нам необходимо вспомнить последовательность действий. Для этого тоже поиграем. Игра «Что сначала, что потом». Вам необходимо данные картинки разложить в правильной последовательности.

        Ответы детей:

Первая карточка - надевание фартука;

Вторая карточка -  подготовка рабочего места;

Третья карточка – сортировка;

Четвёртая карточка – намыливание;

Пятая карточка - стирка (трение кулачками);

Шестая карточка – выжимание;

Седьмая карточка – полоскание;

Восьмая карточка – выжимание;

Девятая карточка – расправление;

Десятая карточка -  развешивание;

Одиннадцатая карточка - уборка рабочего места.

- Хорошо. Последовательность запомнили, а как правильно выполнять эти действия мы помним? Это мы сейчас и проверим. Будем играть в Игру – имитацию. Вы по очереди выходите и показываете выполнение того действия, которое я вам предложу.

        Ход игры:

Выходит ребёнок.

- Покажи, как мы намыливаем.

Имитирует и проговаривает: кладём мокрую одежду на ладонь, другой рукой берём мыло, намочим его и трём мылом по одежде, намыливаем.

Выходит ребёнок.

- Покажи действие - потереть кулачками.

 Имитирует и проговаривает: держим одежду 2-мя руками, и двигая кулачками вверх-вниз, трём её, прикладывая усилия.

Выходит ребёнок.

- Покажи действие – выжимать.

Имитирует и проговаривает: держим одежду 2-мя руками и двигая руки друг к дружке, прикладывая усилия, стараемся отжать, как можно больше воды, чтобы одежда была почти сухой.

Выходит ребёнок.

- Покажи действие – расправить.

Имитирует и проговаривает: берём одежду, кладём её на клеёнку и аккуратно разглаживаем её 2-мя руками.

- Молодцы.

3. Распределение детей по этапам работы и определение содержания работы:

- Сейчас вы будете распределяться на этапы. У нас есть 4 этапа:

1 этап это сортировка, туда нужен 1 человек;

2 этап это стирка, туда нужно 3 человека;

3 этап это полоскание, туда пойдут 2 человека;

4 этап это развешивание, туда пойдёт человек с первого этапа, потому что он уже закончит работу на первом этапе.

        Распределение по этапам:

- А для того, чтобы решить, кто куда пойдёт – давайте посчитаемся.

- На этап 1 и 4 пойдёт …

… Ехала белка на тележке,

Раздавала всем орешки:

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты! – Настя пойдёт на первый и четвёртый этап.

- На второй этап пойдёт: …

… Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь — стой и жди,

А не веришь — выходи! – Валя.

… На носу у Филимона

Вырастали два лимона.

Раз лимон и два лимон,

Выходи из круга вон! – Стёпа.

… Вышла мышка как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Выходи из круга вон. – Миша.

- Значит Валя, Стёпа и Миша будут на втором этапе, а оставшиеся ребята – Аня и Милана пойдут на третий этап.

- Теперь давайте ещё раз проговорим, какую работу кто будет выполнять.

        Определение содержания работы:

Настя, что выполняешь ты? – Я буду сортировать одежду на белую, тёмную и цветную на первом этапе. А на последнем этапе расправлю и развешу её.

- Верно, молодец. Что будут делать Валя, Стёпа и Миша? – Мы будем стирать одежду. Будем намыливать, тереть кулачками и выжимать.

- Хорошо, молодцы. А что будут делать Аня и Милана? – Мы будем полоскать и тщательно выжимать одежду.

- Верно. Молодцы.

4. Введение правил труда и правил, регулирующих взаимоотношения между детьми:

- Мы почти готовы приступать к стирке. А что мы с вами ещё не проговорили? Ответы детей. 

- Верно. Правила поведения во время работы.

- Давайте вспоминать.

  1. Подготовить всё необходимое для работы.
  2. Работать всегда аккуратно.
  3. Довести начатое дело до конца.
  4. При необходимости помогать друг другу.
  5. После выполнения работы навести порядок на рабочем месте.

- Теперь мы готовы приступать к стирке.

II. Процесс выполнения задания.

Направления руководства:

  • приёмы организации работы:

        Напоминание:

- Вначале нам нужно подготовить всё необходимое для работы.

        Поручение (подготовка рабочего места):

- Наденьте фартук, встаньте в круг друг за другом и завяжите фартуки и косынки друг другу.

- Аня и Милана  постелите аккуратно клеёнки.

- Миша и Настя расставьте тазы.

- Стёпа и Валя налейте воду в ведра (сначала набери воду в ковшик, а потом из ковшика налей воду в ведро и из ведра уже вылить в таз).

- Аня расставь мыло в мыльницах к маленьким тазам.

- Милана и Миша протяните шнур от одной стенки к другой и крепко завяжите концы.

- Настя принеси прищепки и положи их возле шнура.

- Стёпа и Валя принеси сухие тряпки и полотенца.

  • Приёмы контроля действий детей:

        Использование взаимопроверки:

- Ребята, посмотрите, аккуратно ли Аня и Милана постелили клеёнки?

- Ребята, проверьте, аккуратно ли Стёпа и Валя налили воду в тазы.

        Поощрение старания:

- Как хорошо Милана и Миша протянули шнур для развешивания белья. Молодцы.

        Контроль со стороны воспитателя:

- Я проверю, как вы тщательно намыливаете вещи.

- Покажите мне, как вы хорошо трёте одежду кулачками.

- Я проверю, аккуратно ли вы полощите одежду, не разбрызгиваете при этом воду из таза.

- Я смотрю, как вы прикладываете усилия, когда выжимаете

        Самоконтроль:

- Проверьте себя, не осталось ли грязных пятен.

- Проверьте себя, все ли вещи вы расправили ровно.

- Проверьте, все ли вещи развешаны аккуратно.

  • Приёмы оказания помощи затрудняющимся детям:

        Напоминание:

- Перед тем как намыливать одежду, мы её намочим.

- При полоскании окунуть один раз бельё в воду не достаточно, необходимо окунуть несколько раз.

        Вопрос:

- Что мы будем делать после того, как про поласкаем бельё?

        Использование положительного примера:

- Милана, посмотри, как отжимает бельё Аня, вот так нужно отжимать бельё, чтобы не осталось воды.

        Советы как сделать лучше:

- Миша, попробуй тереть одежду кулачками чуть сильнее и тогда это пятно отстирается.

  • Приемы, регулирующие взаимоотношения:

        Поручение:

- Наденьте фартук, встаньте в круг друг за другом и завяжите фартуки и косынки друг другу.

- Аня вместе с Миланой сложите клеёнку. Чтобы получилось аккуратно нужно взять за концы с двух сторон, один кончик в правую руку, другой в левую, и идти друг к другу соединяя концы, затем перевернуть и снова взять за концы с двух сторон и идти друг к другу. Продолжать пока не получится аккуратно сложить до маленького размера. Выполняйте это задание дружно. Одному с этим заданием будет справиться трудно.

- А теперь таким же способом, как и завязывали фартуки и косынки, развяжите их.

        Напоминание:

- Давайте все вместе уберём рабочее место. А то одному это будет сделать трудно.

  • приёмы руководства завершением работы:

        Напоминание:

- Давайте вспомним, что необходимо сделать после выполнения работы. - Верно. Необходимо привести рабочее место в порядок.

        Указание:

- Миша, Стёпа и Аня вылейте воду из тазов в вёдра.

- Настя сложи тазы, а Валя и Милана соберите мыло в мыльницах и отнеси к раковинам.

- Миша собери лишние прищепки.

- Стёпа и Аня протрите клеёнки сухими тряпками.

- Настя с Валей, Милана с Мишей парами сложите клеёнки.

 - Аня и Стёпа протрите столы сухими тряпками.

- Развяжите фартуки друг другу таким же способом, каким и завязывали.

        Напоминание:

- Для того, чтобы вылить воду из таза в вёдра нужно сначала из таза, зачерпнув воду ковшиком, вылейте в ведро, а потом из ведра вылейте воду в большое ведро.

        Самоконтроль:

- А теперь посмотрите, всё ли вы убрали?

- Проверьте, ничего ли не оставили? Чистые ли столы и аккуратно ли всё убрано?

        Контроль со стороны воспитателя:

- Я сейчас проверю, всё ли убрано.

- Я посмотрю, как вытерли столы.

- Сейчас буду проверять, аккуратно ли убраны тазы.

III. Обсуждение результатов трудовой деятельности.

1. Совместный с детьми анализ результатов труда:

        Самоанализ:

- Предлагаю подвести итоги совместной работы. Понравилось ли вам выполнять свою работу и помогать воспитателю младшей группы? Что вам показалось трудным в выполнении, а что лёгким? Если вас ещё раз попросят помочь со стиркой, воспитатель из другой группы или мама, поможете им?

        Взаимоанализ:

- Давайте подойдём к сушилке. Оценим работы ребят, которые стирали. Посмотрите, все ли вещи отстираны?

- А теперь оценим работу ребят, которые полоскали и выжимали. Посмотрите всё ли бельё хорошо выжито? Не какает ли вода?

- Хорошо. Теперь очередь оценить работу того, кто развешивал одежду. Ровно ли развешена одежда?

2. Оценка воспитателя процесса и результата коллективного труда, и работы каждого ребёнка.

         Оценка со стороны воспитателя:

- Вы сегодня отлично поработали, я довольна результатом, а так же процессом работы. Вы работали дружно и слажено. Перед работой всё подготовили, после работы всё убрали,  тем самым доведя дело до конца. Молодцы.

        Поощрение:

- Настя отлично справилась с сортировкой и развешиванием белья. Также она помогала остальным, когда её работа была выполнена.

- Стёпа отлично всем помогал. Вместе с Аней насухо вытерли столы и клеёнки.

- Анечка отлично справилась с выжиманием одежды и помогала Милане.

- Валя, молодец, хорошо тёрла одежду кулачками, что и грязных пятен не оставалось. Ещё Валя сама справилась со своей работой и помогала Мише в стирке одежды. Умница.

- Миша прислушивался к советам, и в итоге у него получилось отстирать одежду. Молодец.

- Милана умница. Так же как и Миша прислушивалась к советам и у неё всё получилось.

3. Определение значимости совместного труда.

- Ребята, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Варианты ответов детей: Без труда и отдых не сладок, Без труда не вытянешь и рыбку из пруда, Глаза страшатся, а руки делают, Труд человека кормит, а лень портит, Терпенье и труд всё перетрут.

- А знаете ли вы их значение?

Если дети знают, то даю возможность рассказать им. Если инициативы нет, то объясняю сама:

- Без труда и отдых не сладок. Это значит, что всегда намного приятнее отдыхать именно тогда, когда знаешь, что ты выполнил свою работу от начала до конца.

- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Чтобы получить что-нибудь, нужно обязательно трудиться, а иначе ничего не получишь.

- Глаза страшатся, а руки делают. Кажется, что работа сложная, на первый взгляд, а когда начнёшь её выполнять, всё пойдёт намного легче, чем казалось в начале.

- Труд человека кормит, а лень портит. Ничего хорошего от лени не получишь. А если будешь трудиться, то будет и богатство, и счастье.

- Терпенье и труд всё перетрут. Из любой сложной ситуации можно выбраться, если немного потрудиться, задействовать в этом труд и терпенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Организация коллективного труда"

Представленный конспект занятия направлен на формирование у детей навыков трудиться в коллективе, умения пользоваться инструментами, ознакомление с приемами и методами коллективного труда, воспитание ...

Конспект организации коллективного труда "Стирка кукольного белья"

Конспект организации коллективного труда "Стирка кукольного белья"...

конспект организации коллективного труда в подготовительной группе

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях ....

Конспект "Организация коллективного труда" в подготовительной группе

Посильное участие детей в труде, способствует формированию трудовых умений, пониманию необходимости и важности труда в жизни людей. В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отно...

Конспект организации коллективного труда «Стирка кукольного белья»

Конспект организации коллективного труда«Стирка кукольного белья» Задачи:1. Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.2.  Закре...

Конспект организации коллективного труда в подготовительной группе «Уборка групповой комнаты»

Задачи:1.Вызвать у детей активный интерес к совместному труду, желание помочь взрослому.2.Учить детей распределять работу между собой в команде.3.Упражнять детей в умении правильно пользоваться тряпко...

Конспект организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста «Мытье игрушек»

 Организация коллективного труда напрвлена на.закрепление у детей умений и навыков в правильном использовании уборочного инвентаря - протирание пыли,  игрушек,  уборка их на мест...