"Развитие позновательных возможностей ребенкав игре"
консультация (средняя группа)

Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

вебинар для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вебинар21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленький цветочек»

г. Надыма

Вебинар для родителей

«Развитие познавательных возможностей ребенка в игре»

Выполнила:

Воспитатель Ганеева Г. М.

2021 г.


Цель: дать представление родителям о технологии игр по сенсорному и математическому развитию, помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию своих детей в домашних условиях.

Задачи:

- познакомить родителей с различными педагогическими игровыми технологиями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

- создать условия для укрепления сотрудничества между ДОУ и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Основой интеллекта является сенсорный опыт, который закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому развитию восприятия, памяти, внимания, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование функциональной дифференциации отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.

Так же большую часть в будущей жизни ребёнка дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Таким образом, если найти ключи к развитию интеллектуальных и креативных способностей ребёнка, то открывается возможность для становления многогранной и успешной личности дошкольника.

Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Многие ученые, в том числе Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения. «Игровые педагогические технологии» - это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат.

Развивающие игры - это игры, помогающие стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

В работе с детьми развивающие игры – блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, а также технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.

Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми играми, для совместных домашних игр с детьми.

1. Блоки Дьенеша – что это такое?

Логический набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом - красные, желтые, синие; размером - большие и маленькие; толщиной - толстые и тонкие.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Основная цель использования блоков - научить детей решать логические задачи на определение по свойствам.

Блоки Дьенеша предназначены для развития:

- умения выявлять и абстрагировать свойства;

- умений сравнивать предметы по их свойствам;

- действий классификации и обобщения;

- способности к логическим действиям и операциям.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия:

- выбирает заданный предмет;

- рассматривает его;

- группирует по признаку, сначала одному, а затем по 2-4;

- выкладывает ряды по заданному алгоритму.

Существует разнообразное методическое обеспечение игры – это альбомы с заданиями для различных возрастов, пособие с карточками символами (показ пособий).

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки –символы (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). На карточках условно изображены свойств блоков – цвет, форма, размер, толщина. 11 карточек подтверждают наличие у фигуры того или иного свойства и 11 карточек, которые указывают на отрицание какого-либо свойства.

Знакомство с этими символами очень важная ступень в освоении знаковой культуры. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению.

2. Палочки Кюизенера - что это такое?

Дидактический материал разработал бельгийский математик, учитель начальной школы Джордж Кюизенер для развития у детей математических способностей. Счетные палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.

Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число – самая маленькая - белый кубик – единица и т.д.

У этого пособия так же есть большое количество наглядного материала – это методические рекомендации по работе с палочками, альбомы для выполнения заданий.

Особенности цветных палочек.

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать у ребенка понятие числовой последовательности, состава числа, и многое другое.

Эта игра способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно- действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Именно поэтому, на начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Это универсальное пособие для знакомства детей с одним из основных понятий - составом числа из единиц, двух меньших чисел.

3. Технология «Сказочные лабиринты игры»

Что это такое? Это игровая технология развивающего обучения детей дошкольного возраста, которая состоит из 13 комплектов игр.

Технология «Сказочные лабиринты игры» – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.

Главной особенностью этих игр является то, что в них объединен один из основных принципов обучения. Это принцип «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельность по способностям», когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Основная цель – это становление интеллектуально-творческой личности дошкольника.

И все же, чем же отличаются игры Воскобовича от всех остальных?

- возрастной диапазон - одна и та же игра интересна и трехлетке, и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей;

- многофункциональность - с помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач;

- творческий потенциал - все игры - свободный полет воображения, любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны;

- сказочная «огранка» - интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель обучения. Методические сказки содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов;

- образность и универсальность - сказки-задания, добрые образы, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры;

- способы реализации технологии - особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу детского сада или привычный уклад жизни дома. В отношениях «взрослый-ребенок» только партнерские отношения.

Начало игры может быть разным: ребенок «случайно» знакомится с игрой, оставленной на видном месте, и начинает спонтанно знакомиться.

Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача родителя, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Или же знакомство с игрой начинается с знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм.

Принцип «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.

Таким образом, можно сказать, что игры Воскобовича отвечают всем современным требованиям. Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать несколько образовательных задач.

С помощью игр Воскобовича дети заметно быстрее развиваются. Дети младшего возраста считают до пяти, умеют сравнивать предметы, находя больше и меньше данного (благодаря «Геоконту», «Игровому квадрату»). Удивляет так же то, что дети очень быстро запоминают геометрические фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата.

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся доказывать, рассуждать.

Древняя пословица гласит: «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».

Игры можно использовать везде: в поликлинике, ожидая прием врача. В дороге, добираясь до места отдыха (в машине, в поезде, в самолете). А что делать мамам и папам в пути? Конечно, развлекать детей и себя. Чем?

Давайте поделимся идеями!

«Квадрат Воскобовича» или «Вечное оригами».

«Квадрат Воскобовича» - это 32 жестких треугольника, которые наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.

Важно, что сам квадрат очень компактный и практичный. Его всегда можно носить с собой и при возможности поиграть с ребенком.

Предлагаю поиграть с квадратом Воскобовича.

Порядок обучения детей складыванию любой фигуры:

1. дети выполняют складывание формы вместе со взрослым по показу;

2. знакомим их со схемой поэтапного сложения;

3. самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы.

4. проговаривание детьми действий во время складывания;

5. самостоятельное складывание формы по памяти.

Мы отправляемся в сказку – превращений. Игра с квадратом.

Важно детям объяснить правильный алгоритм складывания двух

базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Сама игра сопровождается увлекательной сказкой «Тайна Ворона Метра». Дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Самое главное - квадрат легко сделать своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательных возможностей детей в игре.

Дети не всегда быстро запоминают показанные педагогами двигательные упражнения потому, что у каждого разные двигательные навыки и двигательная память. Биомеханика движений способствует и более быстром...

"Речевые игры - средство развития речевых возможностей ребенка - дошкольника" консультация для родителей

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решен...

«Дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»

Здесь описаны дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»        ...

Возможности дидактической игры для развития диалогической речи//

Возможности дидактической игры для развития диалогической речи....

"Возможности режиссерской игры в развитии детей раннего возраста"

Возраст 2,5 - 3 лет является рассветом режиссерской игры. И первыми нотками  к этой игре послужили небольшие сюжеты детей с игрушками. Для организации развития режиссерской игры в группе мною соз...