Статья "Моделирование как способ развития технического творчества дошкольников"
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Биндю Ирина Петровна

В данной статье рассматривается моделирование - как способ развития технического творчества дошкольников, в процессе которого у ребёнка формируется способность видеть характерные свойства, структурные особенности объекта и этапов его изготовления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Моделирование как способ развития технического творчества дошкольников».

Моделирование – вид практической деятельности, связанный с созданием моделей. Модель-слово многозначное, используется в различных областях знаний. Под моделью в широком смысле понимают устройство или изделие, которое воспроизводит действительный объект (в большинстве случаев в уменьшенном виде).

Модели могут быть разного вида: объемные или плоские; контурные (силуэтные), стилизованные или полные копии объектов. Дети старшего дошкольного возраста выполняют в основном контурные и стилизованные модели.

Модели могут различаться по сложности изготовления: неподвижные, с подвижными элементами, подвижные (воспроизводят движение реального объекта).

В дошкольном возрасте модели выполняются из легкообрабатываемых материалов (бумага, картон) с использованием простых инструментов (ножницы, линейка, линейки-трафареты, шаблоны). Детская деятельность по созданию моделей имеет практическую направленность :оформление группы, подарок младшим дошкольникам, организация выставки, создание макетов с последующим использованием в игре.

Цель работы по организации детского моделирования – развитие технического творчества дошкольников, в процессе которого у ребенка формируется способность видеть характерные свойства, структурные особенности объекта и этапов его изготовления.

В процессе моделирования у дошкольников происходит становление инженерного мышления, которое связано с решением технических, конструкторских задач, практических задач использования техникой.

Моделирование решает следующие задачи развития дошкольников:

- расширение представлений об окружающем мире (история транспорта, техники, ее использование в профессиональной деятельности и быту; история строительства зданий и сооружений; профессии, связанные с машинами, механизмами, приборами);

- обогащение словаря (освоение технических терминов);

- развитие технического мышления (понимание технологической карты, чертежа);

- развитие восприятия, пространственного мышления;

- развитие мелкой моторики (точность движений пальцев позволяет получить результат);

- воспитание культуры труда (соблюдение последовательности трудовых операций; желание достичь результата; развитие умений и навыков в процессе труда; правильное использование инструментов; соблюдение техники безопасности и правил организации рабочего места).

К началу старшего дошкольного возраста дети уже умеют работать с бумагой, картоном, клеем, ножницами. Это ложиться в основу подготовки дошкольников к моделированию. Им уже доступно создание плоских контурных моделей и стилизованных моделей, выполненных способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей.

В соответствии с уровнем сложности работа по моделированию делится на два этапа. Первый этап – старшая группа (дети 5-6 лет), второй этап – подготовительная группа (дети 6-7лет). Основные компоненты каждого этапа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты

Первый этап (старшая группа)

Второй этап (подготовительная группа)

Объекты моделирования

Строительные сооружения, транспорт, мебель, игрушки, механизмы.

Строительные сооружения, транспорт, мебель, игрушки, механизмы.

Вид моделей

Плоские.

 Контурные \ стилизованные.

Неподвижные \ с подвижными элементами.

Плоские \ объемные.

Стилизованные \ копии объектов.

С подвижными элементами \ подвижные.

Способ выполнения работы

Использование технологической карты.

Работа с готовыми деталями.

Вырезание деталей по контуру.

Преобразование одних деталей (геометрических фигур) в другие разрезанием: квадрат в треугольники и прямоугольники, прямоугольник в полоски.

Сгибание деталей (оригами)

Приклеивание деталей.

Использование технологической карты.

Вырезание обведенных по шаблону \ трафарету деталей.

Сгибание и выполнение надрезов по намеченным линиям.

Складывание объемных геометрических фигур, склеивание  в определенных местах (конус, цилиндр).

Характер деятельности

Репродуктивный (изготовление изделия по технологической карте).

Творческий (оформление изделия декоративными элементами).

При планировании работы по моделированию в каждой возрастной группе на учебный год необходимо определить объекты для моделирования. Выбор связан с комплексно – тематическим планом образовательной деятельности. Примерное годовое планирование представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Месяц

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Тема: «Здравствуй, детский сад!» «Заюшкина избушка»

Модель: плоская (оригами).

Материал: бумага, фломастеры.

Тема: «Здравствуй, детский сад!»

«В гостях у сказки»

Модель: плоская (оригами).

Материал: бумага, фломастеры.

струменты: ножницы, шаблон, клей.

Октябрь

Тема: «Осень в городе» («Строили, строили и построили»).

Модель: плоская, стилизованная, неподвижная.

Материалы: картон, бумага.

Инструменты: ножницы, клей.

Тема: «Осень в городе»

«Что нам стоит дом построить!»

Модель: объемная, стилизованная, с неподвижными элементами.

Материал: картон.

Инструменты: ножницы, клей

Ноябрь

Тема: «Русские народные игрушки»

«Мой дружок – щенок».

Модель: плоская, стилизованная, неподвижная.

Материалы: картон.

Инструменты: цветные карандаши, ножницы.

Тема: «Русские народные игрушки»

«Мой дружок – щенок».

Модель: плоская, стилизованная, неподвижная.

Материалы: картон.

Инструменты: цветные карандаши, ножницы.

Декабрь

Тема: «Новый год»

«Новый год шагает по планете…» (планета)

Модель: плоская, контурная, неподвижная.

Материал: картон, цветная бумага.

Инструменты: ножницы, трафареты, клей.

Тема: «Новый год»

«Когда часы двенадцать бьют…»

(часы)

Модель: плоская, стилизованная, с подвижными элементами (стрелки)

Материал: картон, цветная бумага.

Инструменты: ножницы, клей, карандаш, шаблон, крепление (проволока).

Январь

Тема: «Наземный транспорт»

«Путешествие на автобусе»

Модель: плоская, стилизованная, неподвижная.

Материалы: картон, цветная бумага.

Инструменты: ножницы, клей, линейка, трафарет. 

Тема: «Наземный транспорт»

«Вокруг света на автомобиле»

Модель: объемная, стилизованная, неподвижная.

Материалы: бумага.

Инструменты: шаблон, ножницы, клей.

Февраль

Тема: «Воздушный транспорт»

«Запуск воздушного змея»

Модель: плоская, стилизованная, подвижная.

Материалы: картон, цветная бумага, нитки.

Инструменты: ножницы, карандаши, клей, трафарет, ножницы.

Тема: «Воздушный транспорт»

«Выше леса, выше гор…» (парашют).

Модель: объемная, стилизованная, подвижная.

Материалы: цветная бумага, нитки, крепление.

Инструменты: ножницы.

Март

Тема: «Воздушный транспорт»

«Выше леса, выше гор…» (парашют).

Модель: объемная, стилизованная, подвижная.

Материалы: цветная бумага, нитки, крепление.

Инструменты: ножницы.

Тема: «Мой дом»

«Мастерская по ремонту мебели»

(мебель)

Модель: объемная, стилизованная, неподвижная.

Материалы: картон.

Инструменты: клей, ножницы, шаблон, карандаш.

Апрель

Тема: «Космос»

«Луноход»

Модель: плоская, стилизованная, неподвижная.

Материалы: картон, цветная бумага.

Инструменты: ножницы, шаблон, клей.

Тема: «Космос»

«Космическое приключение» (ракета)

Модель: объемная, стилизованная, неподвижная.

Материалы: картон, цветная бумага.

Инструменты: ножницы, клей.

Май

Тема: «Вот и стали мы на год взрослее…» 

 Выставка детских работ.

Тема: «Вот и стали мы на год взрослее…» 

 Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Робототехника - как средство развития технического творчества дошкольников

Как и зачем робототехника внедряется в дошкольное образование? Каких роботов делают 5-6 летние дети? Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с экспл...

«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеровСП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»...

Конструкторы Полидрон, как средство развития технического творчества дошкольников.

Конструкторы Полидрон расширяют кругозор, формируют предпосылки учебной деятельности, развивают любознательность, активность, самостоятельность, развиваются навыки партнерского взаимодействия, речь де...

Мастер - класс «Лего-конструирование как средство развития технического творчества дошкольников»

Цель: повысить знания родителей теоретическим и практическим аспектам применения конструкторов в развитии конструкторских и технических способностей личности ребенка. Провести практическое занятия с р...

«STEAM подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников»

laquo;STEAM подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников»Образовательный модуль «LEGO - конструирование»(из опыта работы)...

«LEGO -конструирование и робототехника как средство развития технического творчества дошкольников»

Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети л...