STEM технологии
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Зырянова  Оксана Николаевна

Проект Лего

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stem.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                                                             ПРОЕКТ

«СОВРЕМЕННОЕ LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЕ. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА.

 УДИВИТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

В РАМКАХ STEM –ОБРАЗОВАНИЯ»

                                                         Авторы – разработчики:

                                                         Еськина О.Н.  Калинина О.В.

Красноярск 2021

Карта авторского инновационного проекта

Актуальность проекта: Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, воплощать свои идеи и приносить пользу социуму. Многие педагоги и государственные деятели уверены, что нужно менять систему образования и начинать нужно именно с дошкольного образования, ведь именно, в дошкольный период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

В системе дошкольного образования уже видны значительные перемены. Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы, «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма ее устойчивого развития, обеспечения соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. 

Одной из приоритетных задач федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного протоколом Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года №11, является погружение детей в инженерную культуру и вовлечение их в естественнонаучное и техническое творчество.  

Именно поэтому основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Наш выбор пал на STEM-образование, поскольку STEM-образование призвано возродить систему секций и кружков «юных техников», основанных на естественном интересе детей к техническому конструированию и моделированию.

Проект «Современное LEGO – конструирование, удивительная электроника, занимательная робототехника в рамках STEM -образования» - это один из проектов детского клуба «Фабрика технического творчества». Актуальность проекта и его новизна для системы дошкольного образования заключаются в следующем: в современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. В проекте акцент сделан именно на познавательно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение новых объективных знаний.

Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере - образовательная робототехника.

Легоконструирование и электроника – это составные части робототехники.

Конструктор «LEGO» помогает развить необходимые навыки для создания различных архитектурных сооружений, моделей, проектов, а также новой техники и роботов.

Использование знаний электроники в освоении робототехники необходимо, поскольку, в начале, дети должны научиться определять функции и характеристики электронных блоков, уметь их рассчитывать и изготавливать. Наибольшей степени эта роль определяется при изготовлении самодельных роботов. В случае применения роботов – конструкторов, либо готовых роботов, эта роль минимальна, если вообще не отсутствует.

Преимущества проектной деятельности:

1. LEGO – конструирование, электроника, робототехника являются великолепными средствами для интеллектуального развития дошкольников;

2. Вся проектная деятельность реализуется посредством игры;

3. Занятия, предусмотренные проектом, способствуют формированию познавательной активности, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

4. Проектная деятельность объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

5. LEGO – конструирование, электроника и робототехника – это прекрасная альтернатива компьютерным играм.

6. Использование LEGO – конструкторов, роботов, электронных конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, так как при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.

7. Нужно отметить, что воспитанники детского сада, посещающие детский клуб «Фабрика технического творчества» показывают высокие результаты в исследовательской деятельности: становятся победителями районных и окружных конкурсов «Я – исследователь», охотно принимают участие и становятся призёрами дистанционных конкурсов: всероссийский конкурс  для детей и педагогов «Золотая  рыбка», международный творческий конкурс «Рисовалкин», всероссийский творческий конкурс «Солнечный свет», всероссийский конкурс «Изумрудный город», всероссийский конкурс «Надежды России», международный конкурс исследовательских работ «Шаг вперед», всероссийский конкурс «Древо талантов»,  всероссийский творческий конкурс «Талонтоха» и т.д.

 Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

На основе вышеизложенных идей и уже имеющегося опыта, была разработана Программа детского клуба «Фабрика технического творчества», куда вошел проект «Современное LEGO – конструирование, удивительная электроника, занимательная робототехника в рамках STEM - образования».

Особенности проекта:

- по составу участников: детско-взрослый;

- по виду: экспериментальный, творческий, технический;

- по типу: познавательно-развивающий;

- по сроку реализации: долгосрочный.

Цель проекта: развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования.

Задачи:

Образовательные:

1) способствовать формированию у детей системы знаний об окружающем мире, используя метод моделирования;

2) способствовать формированию интереса к техническому творчеству;

3)поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, познавательную активность;

4) способствовать формированию  у детей приемов и навыков проведения исследовательских работ.

Развивающие:

1) способствовать формированию у детей потребности в познании и саморазвитии;

2) содействовать проявлению эмоционально-волевых качеств личности;

3) способствовать развитию коммуникативных навыков;

4) способствовать развитию мышления, образного представления, памяти, воображения посредством метода моделирования.

Воспитательные:

1) воспитывать аккуратность, любопытство, любознательность;

2) воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы (желание помогать);

3) воспитывать чувство коллективизма;

4) воспитывать терпение, упорство, настойчивость в достижении цели;

5) воспитывать бережное отношение к материально-технической базе ДОУ.

Здоровьесберегающие:

1) научить работать с инструкциями, схемами, таблицами, алгоритмами, соблюдая последовательность;

2) научить соблюдать технику безопасности.

Концептуальные подходы:

Вопросами Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.

В основе STEAM-обучения лежит системно-деятельностный подход, проектно - исследовательская работа воспитанников, которая прописана во ФГОС. STEAM-образование сегодня активно внедряется в российские детские сады.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

СТЕМ образование в ДОУ - это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дошкольники учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Сегодня можно встретить множество разнообразных учебных модулей, которые входят в СТЕМ образование в ДОУ.

В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал, развивают любознательность, помогают выработать инженерные навыки, позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде. Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

1. Внедрение LEGO-конструирования, электроники и робототехники в совместную образовательную деятельность (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня, т.е. в процессе жизнедеятельности ребенка;

2. Организация развивающего пространства  возрастных групп, способствующего конструктивной деятельности с различными видами LEGO-конструкторов;

3. Клубная работа в данном направлении, нацеленная на развитие интеллектуального  и личностного потенциала ребенка посредством развития конструктивной, исследовательской деятельности и технического творчества.

Содержание и технологическое обеспечение проекта:

Принципы обучения и воспитания

  1. Принцип ценностно-смыслового равенства – для более эффективного взаимодействия «педагог – ребенок».
  2. Принцип природосообразности: занятие не должно быть утомительным и должно иметь практический смысл; при обучении необходимо учитывать возрастные, физиологические и индивидуальные особенности детей.
  3. Принцип креативности.
  4. Принцип индивидуально-личностного подхода: творческие возможности детей реализуются через развивающий и воспитывающий характер обучения, т.к. деятельность на занятиях техническим творчеством направлена на развитие личности и индивидуальности ребенка.
  5. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;
  6. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
  7. Принцип связи обучения с жизнью.
  8. Постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии. 

Методологическая основа проекта

Проект предусматривает использование следующих методов:

Методы воспитания

1. Метод организации воспитывающей среды (чистота, порядок, красота, уют, внешний вид педагога – основные характеристики предметной среды мастерской).

2. Метод организации воспитывающей деятельности, т.е. взаимодействия детей со средой (доверительный, уважительный стиль общения, культура речи, атмосфера принятия человека и доброго отношения друг к другу).

3. Метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни (извлечение ценностного содержания из повседневных ситуаций; организация рефлексии по окончании совместной работы в клубе).

Методы обучения

1. Словесные: рассказ, объяснение, убеждение, поощрение.

2. Наглядные: демонстрация образцов, показ выполненных работ.

3. Практические: упражнение (сборка и разборка технического оборудования), самостоятельное выполнение изделий, выполнение графических записей, чертежей, схем.

Методы воспитательного воздействия

1. Аналитические: наблюдение, сравнение, анализ, самоанализ, опрос.

2. Убеждение.

3. Пример.

4. Поощрение.

Формы работы

1. НОД

2. Беседа.

3. Игра.

4. Индивидуальная беседа.

5. Групповая работа.

6. Коллективная работа.

7. Экскурсия.

8. Инструктаж.

9. Коллективно – творческая игра.

10. Творческий конкурс.

11. Исследовательская работа, экспериментирование.

12. Индивидуально – практическая работа.

13. Мастер-класс.

Проектная деятельность проводится в виде групповой клубной работы, под руководством педагога дополнительного образования

На базе детского сада создана мастерская для детского технического творчества, имеется в наличии большое количество электронных, научно – познавательных LEGO - конструкторов, научно-познавательных наборов. Создан музей моделирования, где представлены технические работы воспитанников, музей постоянно пополняется. Имеется детская лаборатория.

Ведется плодотворная работа над созданием видеотеки мастер - классов для воспитанников ДОУ и их родителей. Дети работают не только с конструкторами, но и с бросовым материалом, учатся создавать приборы с помощью предметов – заменителей.

На базе детского сада проводятся мастер – классы по техническому мастерству детей дошкольного возраста.

Моделирование в старших и подготовительных группах

Экспериментирование с живой и неживой природой

1

экспериментирование

НОД

14

2

Современное LEGO – конструирование

- конструктор LEGO DUPLO;

- конструктор «Строитель» (не менее 300 деталей);

- конструктор деревянный «Архитектор» (не менее 70 деталей);

- конструктор LEGO CLASSIK;

- конструктор LEGO DAKTA.

- конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9556.

НОД

   10

Электроника (22 ч)

Проект «Юные техники» (12 ч)

3

Знакомство с электронными конструкторами. Техника безопасности.

Коллективная работа

2

Источники энергии. Виды энергии. Батарейка

Коллективная работа.

Индивидуальная работа с лэпбуком

1

Электрический ток

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

1

Фонарик

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

2

Вентилятор на топливной ячейке (МВТЭ). Фен

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

2

Электронная шарманка

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

2

Ветряная мельница. Ветряной генератор. Подводная лодка

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

2

Проект «Юные радиотехники» (10 ч.)

Радио

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

FM – радио

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

3

Ветряное радио

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

3

3. «Робототехника» (26 ч)

Простые роботы

«Уткаробот»

 «Робот – жук»

Робот «Динозавр»

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

6

Программируемые роботы

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

8

Проект «Волшебный электромотор»

Миксер

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

Пылесборник

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

4

Вентилятор

Индивидуально – практическая работа. Групповая работа

2

Мастер- классы для родителей

2

Для детей 5-6 лет. Работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми объектам и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали моделируемого объекта, анализировать  моделируемый объект, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе моделирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои объекты в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут:

- уметь выделять основные и характерные части моделируемого объекта;

- анализировать образец моделируемого объекта;

- планировать этапы создания моделируемого объекта, находить конструктивные решения;

- создавать моделируемый объект по схеме, по замыслу;

- освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, электронных конструкторов, роботов, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.

Для детей 6-7 лет. Уже в значительной степени освоили моделирование. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и реального объекта; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные модели становятся симметричными и пропорциональными, их моделирование осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут моделировать объект. Владеют различными формами организации обучения, а так же «моделирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы - это актуализация и закрепление знаний и умений, полученных ранее. Изучив все формы организации обучения, дети подготовительной группы готовы к изучению основ робототехники на использование конструктора Перворобот Лего Ведо.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники подготовительной группы смогут:

- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

- создавать конструкции, объединенные одной темой.

- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.

Для эффективной организации занятий по LEGO-конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.

Необычайная популярность LEGO-конструкторов, эжлектронных конструкторов, наборов по роботехнике объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива (два самых простых кубика LEGO можно сложить 24−я разными способами). Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства.

Формы работы

НОД, беседа, игра, индивидуальная беседа, групповая работа, коллективная работа, экскурсия, инструктаж, коллективно-творческая игра, творческий конкурс, исследовательская работа, экспериментирование, индивидуально – практическая работа, мастер-класс.

Проектная деятельность проводится в виде групповой клубной работы, под руководством педагога дополнительного образования

На базе детского сада создана мастерская для детского технического творчества, имеется в наличии большое количество электронных, научно – познавательных LEGO - конструкторов, научно-познавательных наборов. Создан музей моделирования, где представлены технические работы воспитанников, музей постоянно пополняется. Имеется детская лаборатория.

Ведется плодотворная работа над созданием видеотеки мастер - классов для воспитанников ДОУ и их родителей. Дети работают не только с конструкторами, но и с бросовым материалом, учатся создавать приборы с помощью предметов – заменителей.

На базе детского сада проводятся мастер – классы по техническому мастерству детей дошкольного возраста.

Описание значимых мероприятий

Этапы реализации проекта

«Современное LEGO – конструирование, удивительная электроника, занимательная робототехника в рамках STEM -образования»

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

подготовительный

Диагностика; набор творческих групп;

Самостоятельное изучение методического, энциклопедического, познавательного материала о LEGO-конструировании, электронике, робототехнике;

Создание условий для проведения занятий по моделированию (LEGO-конструированию, электронике, робототехнике);

Сентябрь

Бородина  Н.Д., координатор проекта

основной

Посвящение в фабриканты.

Занятия по наглядно-практическому моделированию (LEGO-конструированию, электронике, робототехнике) – реализация минипроектов.

Проведение исследовательской работы и  экспериментирования.

Проведение мастер – классов.

Участие в конкурсе «Я – исследователь».

Участие в дистанционных конкурсах.

Пополнение минимузея моделирования.

Пополнение видеотеки по моделированию

Октябрь  - апрель

 

заключительный

Диагностика;

Создание фильма «Детская фабрика технического творчества»;

Мастер – классы для родителей;

Выставка работ;

Ярмарка;

Выступление на местном телевидении;

Публикации

Май

Диагностический инструментарий

Педагогическая диагностика достижений ребенка при освоении программы предполагает систему мониторинга формируемых качеств в процессе наблюдений педагога за деятельностью детей по освоению программного материала с целью выявления: способов деятельности и их динамики; интересов, приоритетов и склонностей ребенка; индивидуальных личностных и познавательных особенностей; коммуникативных способностей.

 Критерием оценки освоения программы:

мотивационный, знаниевый, деятельностный.

Показатели мотивационного критерия стали: интерес к изучению объектов моделирования.

Показатель знаниевого критерия – уровень знаний об объектах моделирования.

Показателями деятельностного критерия стали коммуникативные, проектные умения детей (АП).

Анализ проводится по трем критериям:

1. Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень.

2. Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого – средний уровень.

3. Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень.

Диагностические карты представлены в приложении 3.

Кадровое обеспечение проекта

Руководитель проекта – педагог дополнительного образования.

Воспитатели

Бюджет проекта

Статья расходов

Всего

Увеличение материально-технической базы

50000 т.р

Дистанционная подготовка педагогов

8000 р.

Возможные риски по реализации проекта

1. Отсутствие дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для приобретения необходимого оборудования.

2. Недостаточное количество оборудования (конструкторы,
роботы).

3. Педагогические кадры, участвующие в проекте, не в полной мере готовы к овладению новых навыков и развитию способностей.

Пути устранения возможных рисков

1. Привлечение спонсорской помощи;

2. Использование различных форм стимулирования педагогов.

Ожидаемые результаты проектной деятельности

1. Дети научатся:

- произвольно управлять (сосредотачивать) своим вниманием;

- больше рассуждать вслух;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции;

- проявлять логическое мышление, воображение;

- демонстрировать способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

- воспроизводить практические действия, информацию по памяти;

- повысить уровень знаний и практических навыков по техническому мастерству;

- проявлять интерес к познанию и к самопознанию;

- проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- понимать и передавать свои чувства;

- конструировать и моделировать объекты из различных материалов;

- работать со схемами;

- применять технику безопасности при работе с техническими средствами обучения;

- пользоваться электронными конструкторами, научно-познавательными приборами и т.д.

2. Будет происходить систематическое накопление педагогической информации для развития профессионального мастерства педагогов.

3. Воспитанники ДОУ – будут активными участниками региональных и всероссийских конкурсов.

4. Лучшие работы, видеопередачи (видеотека), студийные записи детей могут стать интересными материалами для сайта ДОУ, что повысит имидж детского сада, повысит самооценку всех участников проектной деятельности.

5. Музей моделирование обогатиться новыми интересными изобретениями детей.

6. У детей проявиться интерес к познанию и самопознанию;

7. Активизируется творческо-техническая деятельность старших дошкольников. Ребята будут продолжать посещать кружок, заниматься проектной и исследовательской деятельностью, принимать активное участие в конкурсах, олимпиадах.

Социальные эффекты от реализации проекта

Лучшие проекты  и технические разработки детей  станут общеизвестны. Это повысит престиж детского сада. Дети  будут заняты полезной деятельностью, развиваться, самосовершенствоваться в техническо-творческой деятельности. Возможно, некоторые работы будут отправлены на конкурсы и займут места.

Детский клуб «Фабрика технического творчества» – один из способов создания условий для успешной социализации подрастающего поколения, формирования социальной мобильности личности, повышения личностного успеха личности, порождающего веру в себя и будущее своей страны.

Анализ устойчивости проекта  

Проект достаточно устойчив, работа организована. Есть небольшая проблема: желающих посещать клубные занятия очень много, охватить всех желающих пока не удается. Необходимо внести коррективы в методику поощрений за лучшие проекты, разработки.

Перспективы развития проекта

Дополнительная образовательная программа «Юные техники» (интеллектуально-развивающего направления), Дополнительная образовательная программа «Современное LEGO – конструирование, удивительная электроника, занимательная робототехника», проект «Современное LEGO – конструирование, удивительная электроника, занимательная робототехника в рамках STEM -образования», «Волшебный электромотор» и др. представляют собой практический интерес для педагогов, являются актуальными в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствуют привитию у детей старшего дошкольного возраста интереса к мыслительной деятельности.

Программа и проект в перспективе могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений для проведения кружковой деятельности, так и для проведения индивидуальной работы с одаренными детьми, детьми с ОВЗ.

Имеющиеся результаты реализации проекта

1) созданы условия для реализации проекта (имеется аудитория, экспериментальный кабинет, закуплены электронные конструкторы, роботы, научно-познавательные наборы), созданы уголки моделирования в группах.

2) в МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское» создан музей моделирования, где представлены технические, творческие работы детей;

3) творческие и технические работы детей;

4) создана детская видеотека «Наука опытным путем», методическая база постоянно пополняется методической литературой, дидактическими играми, лэпбуками, познавательными блоками; дети, посещающие кружок, ведут тетради «Я – исследователь», где зарисовывают схемы приборов, опыты.

5)с няты фильмы о детском моделировании;

6) постоянно организуются выставки детского творчества (в том числе и технического, работами кружковцев оформлены уголки ДОУ, имеется информационный стенд «Юные техники»;

7) постоянно реализованные минипроекты публикуются в электронных журналах,

8) Мегапроект «Моделирование как средство развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста» и минипроекты, входящие в мегапроект неоднократно отмечались  дипломами первой степени, грамотами международного и всероссийских конкурсов.

9) Дети, участвующие в проектной деятельности постоянно становятся призерами всероссийских и международных дистанционных конкурсов, районного и окружного конкурса исследовательских работ «Я – исследователь». (Приложение 2)

Список использованной литературы

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

4. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки России от 28 февраля 2014 года № 08-249.

5. Концепция развития образования на 2016-2020 года. Федеральная целевая программа (от 29.12.2014 г. № 2765-р).

6. Концепция развития образовательной робототехники и непрерывного IT-образования в РФ (от 01.10.2014 г. № 172-Р).

7. Стратегии развития воспитания до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р).

8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). 10. «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа\Т.В. Волосевец и др. – 2 изд, стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.

11. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. — М., 2011.

 12. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 1969.

13. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5–7 лет. — М., 2012.

14. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. — М., 1982.

15. Гарднер Говард. Структура разума. Теория множественного интеллекта. — М., СПб, Киев, 2007.

16. Декларативная часть образовательной программы по инженерной подготовке в ТГУ. Матрица общеинженерных компетенций. — Тольятти, 2007.

17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2 т. — М., 1986.

18. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. — М., 2012.

19. Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность //«Полис» («Политические исследования»), 1993, № 3.

20. Немов Р. С. Психология. — 4-е изд. — М., 2003. — Кн. 1. Общие основы психологии. Список использованной литературы 109

21. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — М., 1969.

22. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. — М., 2013.

23. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб., 2002.

24. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — 4-е изд. — М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников

Использование  STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...

Как можно внедрить STEM технологии в детском саду?

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети...

Использование STEM-технологий в ДОО

Использование STEM-технологий в дошкольной организации...

STEM технологии

quot;Дерево успеха"...

ОД по ФЭМП в подготовительной группе с использованием STEM технологий

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры –путешествие в сказку «Снежная королева» с использованием STEM технологий. ...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" с использованием STEM технологий "Хлеб-драгоценность, им не сори " (младшая группа)

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие"с использованием STEM технологий "Хлеб-драгоценность, им не сори " (младшая группа)...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ STEM ТЕХНОЛОГИЙ «Перелетные птицы не знаю, как их друзья зимой поживают.»

Интегрированное занятие по математике и эксперементированию с использованием всех  блоков программы STEM....