Мастер - класс
материал по конструированию, ручному труду

Безбородова Екатерина Васильевна

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов, или родителей, или детей, в составе малой группы (7-15 участников).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_yanvar_2017.docx22.24 КБ
Office presentation icon severnaya_bereginya.ppt2.83 МБ
Файл uteshnitsa.docx18.18 КБ
Файл master-_klass_dlya_roditeley.pptx632.98 КБ
Файл master.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад «Улыбка»

Мастер класс:

Изготовление
обереговой  куклы
«Северная берегиня»

Мезень,2017г.

Назначение: игрушка, сделанная своими руками, подарок, оберег для дома.

Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Северная берегиня». 

Задачи: 

  • формирование представления об изготовлении народной  куклы, как атрибута духовной культуры русского народа;
  • привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;
  • создание игровой куклы по традиционной технологии; 

Материал: Мультимедийный проектор, экран, презентация «Северная берегиня», ноутбук .
 Материал для выполнения работы: 

1. 7 лоскутков ткани ярких цветов 7х20 см.

2. Лоскут ткани на платок 12х12 см

3. Красные нитки

Ход мастер-класса

 -  Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада всех вас видеть на мастер-классе. Сегодня я хочу познакомить Вас с куклами, сделанными вручную из простых материалов.  Пришедшие от наших бабушек, из глубины веков они излучают тепло и радость. Тряпичная кукла самая распространенная. В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справлялись календарные обряды, они были на свадьбах и при рождении младенцев. Их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились с ними радостями и невзгодами: они непременно помогут!

Тема  нашего мастер-класса «Изготовление обереговой куклы северная берегиня». Сл1.

Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Сл2.

- Ведь сначала кукла вовсе не была игрушкой. Их изготавливали из разных материалов (глины, древесины, ткани, ниток) и просили о помощи. Если то, о чем просили, исполнялось - куклу благодарили, кормили. А если не исполнялось - её выбрасывали. И тогда их подбирали дети. Постепенно эти куклы стали оберегами.

Вот как объясняется это слово в словаре. Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь лад, умиротворение, порядок.

  • - «Северная берегиня»  сл.3

Делали её в северных районах России, многослойность этой куклы указывала на множество тел человека, множество миров, множество воплощений души. Кукла берегла народы севера от злых духов, которыми северная земля была полна, так как считалось, что все зло находиться в северных широтах и людям там приходится очень нелегко, защищаясь от злых духов. Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее кукла и ее магическая сила. Ставили эту куклу в северный угол избы. И она берегла всю семью, приносила мир и покой в дом.

 Изготавливались они практически без использования иголок и режущих инструментов посредством скручивания, закручивания и завязывания узлов из ткани и нитей. Все делалось только путем разрыва ткани руками.

Итак,  мы приступаем к работе.

Шаг 1

Каждый кусочек ткани складываем вдоль три раза. Слайд

Шаг 2.

У нас получилась полоска. Слайд

Шаг 3.

Складываем так все семь тканевых полосок. Слайд

Шаг 4.

Складываем все полоски вместе, друг на друга, а затем пополам. Слайд

Шаг 5.

Далее перевязываем нитками, отступив от сгиба примерно 1,5 см, формируя голову куклы. Слайд

Шаг 6.

Туловище и голова куклы готовы. Слайд

Шаг 7.

Приступаем к изготовлению рук и платочка. Для этого берем лоскуток для платка, отгибаем два противоположных уголка (для рук) на 5-7 мм. Слайд

Шаг 8.

Складываем пополам, получился платок в форме треугольника, два уголка которых перевязываем ниткой – это будут руки. Слайд

Шаг 9.

Надеваем получившийся платок с руками на голову и перевязываем нитками.

Наша кукла готова.   Слайд

Подведение итогов работы. Рефлексия.

-Мы с вами очень хорошо поработали. Сейчас   я предлагаю  вам представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

 Спасибо всем за работу.

Список  литературы. 

1.В.С. Горичева “Куклы”, Ярославль, “Академия, Ко”, 2003 г.

2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007

3. “Русские обряды и традиции. Народная кукла” Санкт-Петербург, “Паритет”, 2003 г. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2005

4.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.+ вкл.

5.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль

Материалы из интернета.

6.http://domnaraduge.com/page/7/ 

7.http://fotki.yandex.ru/users/imka1/view/489169/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер –класс по изготовлению обереговой куклы «Северная берегиня» Воспитатель: Безбородова Е.В. МБДОУ « Детский сад «Улыбка»

Слайд 2

Что такое обереговая кукла? Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь лад, умиротворение, порядок.

Слайд 3

Кукла - СЕВЕРНАЯ БЕРЕГИНЯ

Слайд 4

Материалы: 1. 7 лоскутков ткани ярких цветов (7 на20 см). (Куколка должна помещаться на ладони.) 2. Лоскут ткани на платок (12 на 12 см). 3. Красные нитки для перетяжки.

Слайд 5

1 этап работы с тканью каждый лоскуток ткани складывается ровно пополам по его длине, далее каждый край сгибаем к середине

Слайд 6

2 этап работы с тканью полученные полоски ткани, аккуратно накладываем друг на друга

Слайд 7

3 этап работы с тканью перегибаем все полоски по середине, определяем размер головки куколки и закрепляем ниткой по часовой стрелке 4-6 раз, затем завязываем узелок

Слайд 8

4 этап работы с тканью берем красный квадрат, загибаем 2 уголочка во внутрь, перевязываем их нитью отступив 1 см. от края, подгибаем края и складываем, так чтобы получился треугольник - платочек

Слайд 9

5 этап работы с тканью надеваем получившийся платок с руками на головку куколки и перевязываем нитками.

Слайд 10

Большое спасибо за внимание и работу!



Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад» Улыбка»

Мастер- класс для родителей:

Изготовление

Куклы-оберега для детей

«Утешница».

Воспитатель: Безбородова Е.В.

Мезень,2018г

Назначение: игрушка, сделанная своими руками, подарок, оберег для детей.

Цель: Повышение  мастерства родителей  в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Утешница». 

Задачи: формирование представления об изготовлении народной  куклы, как атрибута духовной культуры русского народа;привитие интереса к изготовлению обереговых кукол;создание  куклы – оберега по традиционной технологии;

Материал: Мультимедийный проектор, экран, презентация «Утешница», ноутбук .
Материал для выполнения работы: 

- ножницы
 - лоскут белой ткани;
- два лоскута цветной ткани;
- нитки для обматывания;
- синтепон.
- атласная лента для очелья
Ход мастер-класса:

-  Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада всех вас видеть на мастер-классе. Сегодня я хочу познакомить Вас с куклой, сделанной  вручную из простых материалов.  Пришедшие от наших бабушек, из глубины веков они излучают тепло и радость. Тряпичная кукла, которую мы будем сегодня делать называется Утешница. Известно о том, что кукла «Утешница» находилась в запасе, не на виду, доставалась только как скорая помощь при болезни (или капризах) для отвлечения малыша. Делалась «Утешница» из самых ярких тканей, на руках и на поясе навешивались конфеты. Пока ребёнок болен и плачет, кукла находилась у него. Как только успокоится, кукла убиралась до следующего раза за печку, возможно за образа.
История этой куклы интересна. Например, мамы, бабушки, няни всегда носили её в своём кармане. А когда ребёнок грустит, плачет, или вдруг по неосторожности в играх поранился или ушибся, а может просто капризничает, тогда доставали куколку и с её помощью успокаивали  плачущего малыша. И даже говорят, что последние слёзки на личике ребёнка вытирали подолом юбочки этой куколки.Это очень ласковая, добрая кукла - малышка, которая может «утешать» голосом мамы или бабушки. И, конечно же, боль от ушиба или другой неприятности быстро улетучится и ребёнок успокоится
! Эту  тканевую куклу-оберег доставали не слишком часто и уж тем более никогда не оставляли с малышом на ночь. Иначе ребенок мог устать от Утешницы, и ее появление утратило бы свое волшебство

Давайте вместе попробуем сделать эту замечательную куколку, для этого нам потребуется: 2слайд

 3слайд
Берем квадрат белой ткани, кладем в середину синтепон. 

4 слайд

Обматываем ниткой, формируя голову

5 слайд
Для юбки берём прямоугольный лоскут ткани

(40х50)

6 слайд

Аккуратно закладываем складочки, распределяя их по шейке куклы выворотным способом и завязываем ниткой

7 слайд

Юбку опускаем вниз.

8слайд

На голову повязываем атласную ленту.

9 слайд

Повязываем на голову платочек и закрепляем атласной лентой на шее.
10 слайд 

Славянская игровая кукла "Утешница" готова!

Подведение итогов работы. Рефлексия.

-Мы с вами очень хорошо поработали. Сейчас   я предлагаю  вам представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

 Спасибо всем за работу.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер- класс для родителей: Изготовление Куклы-оберега для детей « Утешница ». Воспитатель: Безбородова Е.В. МБДОУ « Детский сад» Улыбка» Мезень,2018г

Слайд 3

Нам потребуется:

Слайд 4

Берем квадрат белой ткани, кладем в середину синтепон .

Слайд 5

Обматываем ниткой, формируя голову.

Слайд 6

Для юбки берём прямоугольный лоскут ткани.

Слайд 7

Аккуратно закладываем складочки, распределяя их по шейке куклы выворотным способом и завязываем ниткой.

Слайд 8

Юбку опускаем вниз.

Слайд 9

На голову повязываем атласную ленту.

Слайд 10

Повязываем на голову платочек и закрепляем атласной лентой на шее.

Слайд 11

Славянская игровая кукла " Утешница " готова!

Слайд 12

Большое спасибо за внимание и работу!



Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад «Улыбка»

Конспект проведения мастер-класса для родителей

в первой группе раннего возраста «Теремок»

Тема: «Султанчики»

Воспитатель: Безбородова Е.В.

г. Мезень,2021г.

Цель: изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для  использования  его на занятиях и в играх.

Задачи:

1.Мотивировать родителей на создание нестандартного оборудования.

2.Научить изготовлению нестандартного оборудования «Султанчики».

3.Познакомить с использованием нестандартного оборудования «Султанчики» в игре с детьми.

Участники: родители воспитанников. 

Материал:  Презентация «Султанчики», ноутбук, телевизор, смайлики .
Материал для выполнения работы: 

- ножницы
-атласные ленточки;
- пустышка;
- лак для ногтей;
- дощечки

План проведения мастер-класса:

1. Представление технологии

2. Совместное изготовление пособия.

3.Практическое занятие с изготовленным пособием «Султанчик».

4. Заключительный этап.

Ход мастер-класса:

1.Представление технологии

1слайд. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас видеть на   мастер-классе по изготовлению нестандартного оборудования «Султанчики». 

2 слайд. Цель и задачи мастер класса вы видите на слайде.

Султанчики – это  колечки или палочки с шуршащими цветными лентами на одном из концов. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.

Использование нестандартного оборудования «Султанчики», способствует комплексному физическому воспитанию. У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, координация движений, мелкая моторика и мускулатура. Такое оборудование можно использовать не только на физкультурных занятиях, но  и на музыкальных, утренней гимнастике, а также для развития моторики рук и дыхательного аппарата. Использование «Султанчиков»  вносит элементы необычности, тем самым вызывая у детей раннего возраста наибольший интерес и желание использовать оборудование в самостоятельной деятельности.

3 слайд. Существует много способов изготовления султанчиков из различного материала, в том числе и из бросового. 

Сегодня я предлагаю Вам сделать для наших детей султанчик  из детской пустышки, тем самым мы пополним наш физкультурный уголок новым нестандартным оборудованием.

4 слайд. Для работы нам потребуется: атласные ленточки разных цветов и размеров, лак для ногтей, ножницы, детская пустышка, дощечка.

5 слайд.1.Вытащить пустышку из основания:

6 слайд. 2. Нарезать ленточки разного цвета и размера (по вашему желанию) и чтобы не осыпались, нанесите тонкий слой лака на края ленточки. Вы можете либо держать ленточку в свободной руке, либо положить ее на прямую поверхность и обработать сначала одну сторону, а затем другую.

7 слайд. 3. Сложить ленточки пополам (найти середину).

8 слайд. 4. Положить ленточки одну вертикально, другую горизонтально друг на друга. Посередине положить основание пустышки. 

9 слайд. 5.Вставить в середину ленточек втулку с кольцом:

10 слайд. 6. НАШ СУЛТАНЧИК ГОТОВ:

Игровые упражнения с султанчиками для детей раннего возраста

Выполняя упражнения с различными предметами, малыши учатся изменять способ действия. Играя с султанчиками, раскрывают ладошки, изменяют положение кистей рук, детские пальчики выполняют разные движения.

Предлагаю вам упражнения с султанчиками, которые можно провести с детьми в раннем возрасте:

- стоя на месте, покачаться как «неваляшка» (переступать с ноги на ногу), кружиться как юла;

-поднять султанчики и покачать их над головой;

- ходить и качать султанчиками поочередно правой и левой рукой.

-наклон вперед; прямые руки в стороны — «крылья»; выпрямиться.

-поднять руки через стороны вверх; потрясти султанчиком - «жуки полетели»; опустить через стороны вниз. Опуская руки, произнести: «Ж-ж».

-подуть  на султанчик.

Какие ещё можно сделать султанчики своими руками, какие упражнения с ними можно выполнить представлено в буклете. (родителям раздаются буклеты)

4. Заключительный этап.

 Мы с вами очень хорошо поработали. А сейчас, чтобы узнать понравилось или не понравилось вам мероприятие, полезное оно было или нет, нужны ли вам такие мастер классы? Поднимите смайлик, весёлый - понравилось; грустный - не понравилось

В завершении нашей встречи хотелось бы пожелать всем успехом в воспитании ваших детей. Благодарю за совместную деятельность.

Самоанализ открытого мероприятия с родителями

«Султанчики»

Мною был проведен мастер-класс «Султанчики»

Целью данного мероприятия было изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для  использования  его на занятиях и в играх.

Форма проведения – мастер-класс

Передо мной стояли следующие задачи:

-Мотивировать родителей на создание нестандартного оборудования.

-Научить изготовлению нестандартного оборудования «Султанчики».

-Познакомить с использованием нестандартного оборудования «Султанчики» в игре с детьми.

Были применены следующие методы: Метод наглядности (презентация);

метод практической деятельности; метод личного примера; метод беседы.

Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность педагога и родителей более эффективно. Проведённым мероприятием мне хотелось  заинтересовать, вовлечь родителей   в воспитательно-образовательный  процесс. Показать всю важность и значимость его  для развития детей. С помощью родителей пополнить предметно-развивающую среду группы.

Мастер класс проведён с учетом возрастных особенностей детей. Все части взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одной в другую. 

Вначале было рассказано о значении нестандартного оборудования для детей раннего возраста и предложено пополнить физ.уголок новым  интересным атрибутом-султанчиком.

Затем участники мероприятия выполнили практическое задание. Сделали своими руками султанчик. И поупражнялись в применении султанчика, учитывая возрастные особенности детей.

Совместный творческий процесс всегда сближает людей. И наш мастер-класс не исключение. Дружная, совместная  работа и отличный результат вызвали  положительные эмоции. Это создало атмосферу уюта, душевного комфорта и тепла. После практической части родителям были предложены буклеты с информацией, которая не вошла в мероприятие. Может быть, в преддверии новогодних праздников кого-то из родителей заинтересует  изготовление султанчиков из новогоднего дождика.

 Чтобы узнать мнение родителей о пользе проведенного мероприятия, в конце мастер класса было предложено выбрать смайлик ( весёлый, грустный). Все присутствующие остались довольны проведенным мероприятием. Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, познавательная деятельность прошла и закончилась на положительном эмоциональном подъеме. Мастер класс очень  продуктивная ,интересная , полезная форма работы с родителями. В дальнейшем планирую продолжить проведение таких открытых мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...