План по самообразованию
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Якушкина Татьяна Петровна

План самообразования в старшей группе №14 «Звоночки» Воспитатель: Якушкина Татьяна Петровна.

Тема: «Всестороннее развитие детей подготовительной к школе группе в процессе конструирования (оригами)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования 

в старшей группе №14 «Звоночки»

Воспитатель: Якушкина Татьяна Петровна

Тема: «Всестороннее развитие детей подготовительной к школе группе в процессе конструирования (оригами)».

Цель: Всестороннее развитие детей в процессе конструирования (оригами), реализующееся в образовательных областях ДОУ (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).

Задачи.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, побуждая детей самостоятельно создавать и конструировать недостающие для игры предметы. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений от произведений литературы, мультфильмов.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

Продолжать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Формировать у детей измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Учить ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги), располагать предметы и их изображения в указанном направлении.

Учить читать простейшую графическую информацию.

Учить создавать различные конструкции по рисунку и словесной инструкции.

Продолжать учить создавать конструкции, объединенные общей темой (улицы, машины, дома).

Образовательная область «Речевое развитие».

Совершенствовать речь как средство общения. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Развивать художественное восприятие, расширять первичные представления об основных живописных жанрах (пейзаж, натюрморт). Продолжать знакомить детей с произведениями живописи, расширять представления о художниках- иллюстраторах детской книги.

При работе с бумагой закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной формы в различных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу; делать разметку с помощью шаблона. Формировать умение подбирать цвета и их оттенки. Формировать умение использовать образец.  Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

Образовательная область «Физическое развитие».

Использование здоровье сберегающие технологий: освещенность, инструктаж по работе с ножницами, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, соответствие роста детей с занимаемыми местами за столиками, правильная посадка и осанка детей во время работы.

Актуальность выбранной темы

Оригами может являться тем самым стержнем, вокруг которого будут объединены разные виды образовательных областей: коммуникация, творчество, социум, познание, здоровье.

 Интеграция оригами с ИЗО деятельностью

На занятиях по ИЗО деятельности, дети овладевают навыками работы в данной технике.

Интеграция оригами с изобразительной деятельностью дает ребенку дополнительную радость от занятий, ведь сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми способами.

Практика показывает, что при работе с детьми, самой эффективной формой оформления полученных результатов, является составление аппликаций, коллажей, коллективных работ.

Часто дети делают живописный подмалевок, «фон» для работы, затем складывается оригамская фигурка, которая на него наклеивается. Наиболее успешно применение оригами позволяет выполнять предметную и сюжетную аппликации. Наиболее проста из них предметная аппликация. В этом случае фон и нарисованные на нем предметы и фигуры подчеркивают значимость сложенного объекта, помещают его в соответствующую сказочно-игровую среду. Грибы на фоне лесной травы или старого пня, домики, стоящие вдоль нарисованной улицы.… Такие работы доступны самым маленьким воспитанникам.

Сюжетная аппликация сводится к размещению нескольких разных

объектов, связанных общей темой или историей. Работа над сюжетными аппликациями в технике оригами позволяет развивать у ребят чувство соразмерности и композиции, ведь изделия можно передвигать, сравнивать друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение. Детские работы получаются яркие, красочные и непохожие друг на друга.

Объемность фигурок оригами позволяет размещать их не только на плоскости, но и в пространстве.

Ознакомление с окружающим миром.

Оригами можно использовать при изучении явлений живой и неживой природы, времен года, животных, растений, птиц, насекомых. Дети с интересом и желанием включаются в создание разнообразных макетов, что позволяет закрепить детям материал по ознакомлению с окружающим и экологии.

Математика.      

 В процессе складывания фигур оригами, дети знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.

Новые образовательные программы требуют от взрослого новых форм организации работы с детьми. Вопрос об игровых и неигровых формах занятий выступает в качестве центрального при анализе возможности организации деятельности детей. Использование фигурок, выполненных в технике оригами, позволяет наполнить занятия математики интересными игровыми сюжетами.

Развитие речи.

Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка - дошкольника.

 Материал по оригами можно использовать в соответствии с лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что- то своими руками и рассказать об этом?  Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок , для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком!

В сюжетно-ролевых играх

Совместно с воспитателем дети изготавливают атрибуты в технике оригами. игр «Магазин», «Больница», «Школа», «Почта» и др. В процессе этих игр ребенок знакомится с миром социальных взаимоотношений, с социально приемлемыми формами поведения.

В психологической коррекции часто используются игры-драматизации, цель которых - психологическое сближение ребёнка с другими героями и персонажами. В таких играх могут применяться

изображения персонажей на ободках, маски животных,

людей, членов семьи.

В дидактических играх, например: «Зоопарк на столе», «Правила дорожного движения», «Обобщающие понятия», «Цвет и форма» и др.

В процессе изготовления дети не только приобретают навыки складывания фигурок из бумаги, но и закрепляют пройденный на занятиях материал, учатся бережному обращению с пособиями.

Проведение подвижных игр с ободками - масками животных, выполненных своими руками из модулей цветной бумаги - не только веселое, но и полезное занятие.

В театрализованной деятельности оригами может использоваться для изготовления декораций и элементов костюма. В песнях и танцах дети используют фонарики, ветрячки и др. атрибуты, изготовленные в технике оригами.

а) пальчиковый – особая разновидность игры-оригами.

Небольшие игрушки-наперстки изготавливаются очень легко. С их помощью можно сочинять и разыгрывать небольшие сценки, любимые сказки. При этом сценки могут быть представлены даже одним ребенком. В процессе такой деятельности развиваются способности сопереживать действию, умение слушать друг друга, помочь в случае

необходимости, формируются навыки совместной деятельности.

б) настольный театр

После прочтения сказки дети складывают фигурки, изображающие сказочных героев, а затем они разыгрывают небольшой спектакль с этими фигурками прямо на столе. После того, как группа разыграла только что прочитанную сказку, можно предложить детям придумать свою историю с теми же героями.

в) иллюстрирование сказок.

Разнообразные фигурки оригами позволяют создавать целые плоскостные или объемные

композиции по мотивам любых сказок.

г) в оригами есть игрушки-трансформеры. Это фигуры, которые путем небольших изменений, поворотов, изгибов могут превратиться в совершенно другую модель. Каждая фигура такой игрушки может быть обыграна ребенком, стать частью небольшой театральной импровизации.

Оригами в физическом воспитании

Говоря о возможности использования оригами в физическом развитии детей, мы акцентировали внимание на оптимизации двигательной активности детей в таких режимных

моментах, как:

*утренние гимнастики;

*подвижные игры;

*соревновательные эстафеты;

Включение в комплексы утренних гимнастик с предметами: цветов, осенних листьев, волшебных снежинок и других атрибутов, выполненных в данной технике, помогает повысить не только качество выполнения упражнений детьми, но и придать утренней встрече с детским садом яркую эмоционально – положительную окраску.

Образы зверей, переданные в масках-оригами, дают возможность участникам подвижных игр реализовать свою ловкость, скорость реакции, включить в игру сюжет, порой придуманный тут же.

План работы на год

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Взаимодействие  с родителями

Практические выходы

Сентябрь - май

Методическая работа

  1. Н. А. Просова «Оригами для детей дошкольного возраста». 2008 г.
  2. Н. Г. Соловьева «Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами» 2009 г.
  3. О. М. Жихарева «Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал» (для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ) 2008 г.
  4. Г. И. Долженко «100 моделей из бумаги» 2010 г.
  5. И. М. Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для детей» 2008 г.
  6. И. М. Петрова «Объёмная аппликация» 2011 г.
  7. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» 2009г.
  8. Е. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы» 2008 г.
  9. З.А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги».1992г.
  10. Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами». 2013г.

Изучение материалов, используя интернет – ресурсы: ns.portal, maam.ru, дошколенок.ру, магистр.

Сентябрь

 Знакомство детей с миром бумаги и творчеством оригами; разработать общие правила при обучении технике оригами.

Дети знакомы с видами и свойствами бумаги. Умеют работать с бумагой квадратной формы (складывание пополам, по диагонали, знают стороны квадрата и углы, умеют ориентироваться на листе бумаги, знают как сделать из прямоугольника квадрат, квадрата могут сложить так, чтобы получилось два прямоугольника, четыре квадрата, два треугольника, четыре треугольника).

Сообщение родителям о плане работы воспитателя по самообразованию.

Родители знакомы с планом работы воспитателя по самообразованию.

Октябрь

Выполнение поделок-оригами: яблоко, груша, листики осенние, грибы. Познакомить детей с понятиями «натюрморт» (составление натюрморта из фигурок-оригами яблок и груш), «пейзаж» (осенний пейзаж «Цветной ковер», «Грибы на полянке»).

Дидактические игры с фигурками-оригами (пространственное расположение фигурок).

Знакомство детей с понятием плодовое дерево.

Дидактическая игра «Угадай по листу с какого оно дерева».

«Съедобные и несъедобные грибы».

Пополнение уголка оригами.

Выставка детских работ «Натюрморт», «Осенний ковер», «Грибы на полянке»

Консультация для родителей на тему «Оригами и математика».

Попросить принести по нескольку осенних листьев от разных деревьев к занятию оригами «Осенний листик».

Вызвать у родителей интерес к занятиям оригами.

Ноябрь

Выполнение поделок-оригами: аквариумные рыбки, карп, золотая рыбка.

Знакомство детей с классом животных «Рыбы», их отличие от других животных.

Знакомство детей с пресноводными рыбами и рыбами, обитающими в соленой воде.

Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Учить пользоваться мерой при подготовке заготовок для поделки.

Дидактическая игра «Больше, меньше или равно».

Выставки детских работ «Аквариумные рыбки»; «Сказка о золотой рыбке»; «Карп-символ мужественности».

Консультация для родителей «Оригами и развитие речи».

Поддержание у родителей интереса к оригами.

Декабрь

Выполнение поделок-оригами: кошелек, неваляшка, гномик, звездочка-игрушка.

Знакомство детей с финансовой грамотностью.

Ввести понятие деньги: купюры бумажные и монеты.

Беседа: «Для чего нужны деньги?», «На что мы тратим деньги?»

Учить складывать из палочек звездочку по образцу.

Показать детям технологическую карту «Звездочка-игрушка» с перепутанными этапами для решения дидактической проблемы «Что сначало, что потом?»

Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры в магазин «Новогодний базар».

Выставка детских работ: «Новогодние игрушки»

Попросить родителей рассказать детям о том, на что тратятся деньги в семье, для чего нужны деньги.

Подготовка детей к беседам «Для чего нужны деньги?», «На что мы тратим деньги?»

Январь

Выполнение поделок-оригами: дом большой, дом маленький, грузовик, легковой автомобиль.

Вспомнить с детьми безопасность на улице, ПДД.

Провести беседу «Моя улица».

Виды наземного транспорта.

Использовать графический диктант «Дом», «Автомобиль».

На технологической карте «Дом», закрыть 2 этапа, дети догадываются о способе сложения самостоятельно.

Дидактические игры «Выше-ниже; шире-уже, Дальше-ближе».

Оформление коллективной работы «Улица».

Консультация для родителей «Оригами и ИЗО деятельность». Попросить родителей вспомнить с детьми адрес проживания.

Подготовка детей к беседе «Моя улица».

Февраль

Выполнение поделок-оригами: крокодил, слон, жираф.

Рассказать детям о животных Африки.

Вспомнить сказку К. Чуковского «Айболит».

Познакомить с теплой природной зоной.

Беседа о травоядных и хищных животных Африки.

Рассказать о классе животных млекопитающие, чем отличаются от остальных.

Графический диктант «Крокодил», «Слон», «Жираф».

Коллективная работа «Саванна».

Консультация для родителей «Оригами и ознакомление с окружающим миром».

 Поддержание у родителей интереса к оригами.

Март

Выполнение поделок-оригами: кузнечик, божья коровка, стрекоза.

Знакомство с классом животного мира насекомые.

Беседа с детьми о жизни насекомых.

Придумывание сказки о насекомых

Выставка «Насекомые».

Изготовление  игрушек для театрализации сказки.

Консультация для родителей «Оригами и театральная деятельность в детском саду».

Поддержание у родителей интереса к оригами.

Апрель

 Выполнение поделок-оригами: лиса, козел, попрыгушка-лягушка, сюрикен, стаканчик.

Чтение сказки «Лиса и козел». Обыгрывание сказки по ролям, отработать речь и повадки героев.

Беседа о пользе движений. Подвижных игр.

 

Театрализация сказки «Лиса и козел».

Проведение подвижных игр на улице и в группе с игрушками-оригами «Сюрикен», «Стаканчик», «Попрыгушка - лягушка».

Консультация для родителей «Оригами и физическая деятельность детей».

Поддержание интереса у родителей к занятиям оригами, вызвать желание дома с детьми выполнять поделки-оригами.

Самореализация

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по конструированию с детьми.

2. Продолжить работу по подготовки моторики детей к конструированию.

3. Изучить новинки методической литературы по оригами.

4. В работе с родителями продолжать проведение консультаций и организации выставки работ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...