"Развитие технического творчества и конструктивной деятельности через модуль "Робототехника" 2021 г
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Южакова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Южакова Наталья Александровна

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

п. Красный Ключ, Нижнекамского Муниципального Района РТ

Выступление из опыта работы на тему:

Развитие технического творчества

и конструктивной деятельности через

модуль «Робототехника».

В каждом ребенке дремлет птица,

 Которую нужно разбудить для полета.

Творчество – вот имя этой птицы!

В. А. Сухомлинский. 

 

Сегодня как никогда актуальны вопросы создания суперкомпьютеров, развития искусственного интеллекта.     В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые возможности. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Принимая участие в семинаре я познакомилась с образовательной программой «STEM-образование». Данная тема у меня вызвала огромный интерес, особенно модуль «Робототехника». Изучив подробно эту программу, мы предположили, что внедрение модуля позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, расширит содержание образования, что и является основной целью моей работы по методической теме.

          С учетом возрастных особенностей моих воспитанников (средняя группа дети 4-5 лет) я начала внедрять «LEGO» - наборы…. Разработала дидактические игры с использованием разных наборов конструкторов. Предлагала детям элементарные задания, строили различные постройки, анализировали детали. В течение года нами были реализованы проекты «Театр средствами LEGO -конструирования», «LEGO - сказка», «LEGO -  мастер». Дети и родители по-настоящему увлеклись проектами, в процессе взаимодействия стали общительнее, сдружились, раскрылись. С помощью родителей нашей группы мы приобрели наборы робототехники «LEGO» - Education», приобрели установили интерактивную доску, два ноутбука.                                                        

Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. В нашей группе проводились тематические выставки по LEGO -конструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создавали постройки на заданную тему:  «Города», «Подарки», «Достопримечательности», «LEGO – зоопарк»,  «LEGO – Новогодняя сказка» и приносили в детский сад, чтобы не просто продемонстрировать свое творение, но и рассказать – что это они создали, откуда взяли образец и чем именно привлекла их тема. 

Также для родителей проводились открытые образовательные ситуации, на которых они видели, как ведется образовательная деятельность с применением конструкторов типа LEGO, помогали детям в создании моделей.

           Нашей традицией в группе «Почемучки» стала организация выставок из LEGO-конструктора и робототехники.  Мы вместе с детьми устраиваем экскурсии и взаимопосещение. Также наши выставки посещают почетные гости, такие как Багаутдинова Тамара Алексеевна –председатель общественной организации кряшен, почетный гражданин города Нижнекамск, Глава администрации поселка Красный Ключ - Зайнутдинов И.К.C:\Users\Hp\Desktop\gw7ZjOC_VLk.jpg

Включение семей воспитанников в образовательную деятельность, наше дошкольное учреждение   расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей. Это позволило нам совместно с родителями создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных инженерно-технических навыков, что, в свою очередь, приведёт к реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности дошкольников.

В настоящее время (старшая группа дети 5-6 лет) мои воспитанники с большим интересом и желанием действуют с набором «LEGO» - education, собирают игрушку, «оживляют» ее с помощью программы. Сами собирают цепочку команд. Они проявляют инициативу и предлагают включить игру во время свободной деятельности. C:\Users\Hp\Desktop\фото\2020-2021 уч.г\Лего конструирование\IMG_7165.JPG

Сделав выводы и проведя мониторинг моих воспитанников, можно сказать, что в основном преобладает средний уровень развития конструктивно - модельных навыков у детей старшего дошкольного возраста. У одного воспитанника низкий уровень освоения результата в связи с редкой посещаемостью, нарушением зрения и рассеяностью внимания на занятиях. У пяти воспитанников высокий уровень освоения программы, они с легкостью осваивают программу по заданной тематике и создают модели по собственному замыслу. У большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывать первые предпосылки учебной деятельности.

Создание проблемных ситуаций повлияло на развитие исследовательских, экспериментальных, проектных навыков детей дошкольного возраста, способствовало совершенствованию их социально-коммуникативных умений.

Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. Конструирование и робототехника направление работы новое, инновационное. Тем самым привлекая внимание детей и родителей. Отличная возможность дать шанс ребёнку проявить конструктивные и творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству. Можно смело сказать, что развитие технического творчества является современным педагогическим инструментом повышения качества дошкольного образования.

Список литературы:

 

1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.  – 256с.

2. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г. – 100с.

3. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».-М.: ИД «Цветной мир», 2015г. . – 176с.

4. Ю. В. Рогов «Робототехника для детей и их родителей» под ред. В. Н. Халамова — Челябинск, 2012 – 176с.

5. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2018 г. – 136с.

6. С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей» – СПб.:Наука,2013г. – 319с.

 

Выступление  

на родительском собрании на тему:

« LEGO  и робототехника. Растим инженера»

 

В каждом ребенке дремлет птица,

 Которую нужно разбудить для полета.

Творчество – вот имя этой птицы!

В. А. Сухомлинский. 

 

Сегодня как никогда актуальны вопросы создания суперкомпьютеров, развития искусственного интеллекта.     В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые возможности. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Принимая участие в семинаре я познакомилась с образовательной программой «STEM-образование». Данная тема у меня вызвала огромный интерес, особенно модуль «Робототехника». Изучив подробно эту программу, мы предположили, что внедрение модуля позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, расширит содержание образования, что и является основной целью моей работы по методической теме.

          С учетом возрастных особенностей моих воспитанников (средняя группа дети 4-5 лет) я начала внедрять «LEGO» - наборы…. Разработала дидактические игры с использованием разных наборов конструкторов. Предлагала детям элементарные задания, строили различные постройки, анализировали детали. В течение года нами были реализованы проекты «Театр средствами LEGO -конструирования», «LEGO - сказка», «LEGO -  мастер». Дети и родители по-настоящему увлеклись проектами, в процессе взаимодействия стали общительнее, сдружились, раскрылись. С помощью родителей нашей группы мы приобрели наборы робототехники «LEGO» - Education», приобрели установили интерактивную доску, два ноутбука.                                                        

Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. В нашей группе проводились тематические выставки по LEGO -конструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создавали постройки на заданную тему:  «Города», «Подарки», «Достопримечательности», «LEGO – зоопарк»,  «LEGO – Новогодняя сказка» и приносили в детский сад, чтобы не просто продемонстрировать свое творение, но и рассказать – что это они создали, откуда взяли образец и чем именно привлекла их тема. 

Также для родителей проводились открытые образовательные ситуации, на которых они видели, как ведется образовательная деятельность с применением конструкторов типа LEGO, помогали детям в создании моделей.

           Нашей традицией в группе «Почемучки» стала организация выставок из LEGO-конструктора и робототехники.  Мы вместе с детьми устраиваем экскурсии и взаимопосещение. Также наши выставки посещают почетные гости, такие как Багаутдинова Тамара Алексеевна –председатель общественной организации кряшен, почетный гражданин города Нижнекамск, Глава администрации поселка Красный Ключ - Зайнутдинов И.К.C:\Users\Hp\Desktop\gw7ZjOC_VLk.jpg

Включение семей воспитанников в образовательную деятельность, наше дошкольное учреждение   расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей. Это позволило нам совместно с родителями создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных инженерно-технических навыков, что, в свою очередь, приведёт к реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности дошкольников.

В настоящее время (старшая группа дети 5-6 лет) мои воспитанники с большим интересом и желанием действуют с набором «LEGO» - education, собирают игрушку, «оживляют» ее с помощью программы. Сами собирают цепочку команд. Они проявляют инициативу и предлагают включить игру во время свободной деятельности. C:\Users\Hp\Desktop\фото\2020-2021 уч.г\Лего конструирование\IMG_7165.JPG

Сделав выводы и проведя мониторинг моих воспитанников, можно сказать, что в основном преобладает средний уровень развития конструктивно - модельных навыков у детей старшего дошкольного возраста. У одного воспитанника низкий уровень освоения результата в связи с редкой посещаемостью, нарушением зрения и рассеяностью внимания на занятиях. У пяти воспитанников высокий уровень освоения программы, они с легкостью осваивают программу по заданной тематике и создают модели по собственному замыслу. У большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывать первые предпосылки учебной деятельности.

Создание проблемных ситуаций повлияло на развитие исследовательских, экспериментальных, проектных навыков детей дошкольного возраста, способствовало совершенствованию их социально-коммуникативных умений.

Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. Конструирование и робототехника направление работы новое, инновационное. Тем самым привлекая внимание детей и родителей. Отличная возможность дать шанс ребёнку проявить конструктивные и творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству. Можно смело сказать, что развитие технического творчества является современным педагогическим инструментом повышения качества дошкольного образования.

Список литературы:

 

1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.  – 256с.

2. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г. – 100с.

3. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».-М.: ИД «Цветной мир», 2015г. . – 176с.

4. Ю. В. Рогов «Робототехника для детей и их родителей» под ред. В. Н. Халамова — Челябинск, 2012 – 176с.

5. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2018 г. – 136с.

6. С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей» – СПб.:Наука,2013г. – 319с.

 

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

  Нижнекамского Муниципального Района РТ

Консультация для родителей

на родительском собрании по теме:

« LEGO  и робототехника. Растим инженера»

 Воспитатель: Южакова Н.А.

20/01/2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»

Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»...

Развитие технического творчества посредством конструктивно-модельной деятельности.

В процессе развития технического творчества происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;Развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, ...

Мастер-класс «Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)

Меня зовут Татьяна Николаевна , я воспитатель детского сада №10 «Золотой улей» .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с...

«Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников»

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решени...

Презентация "«Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)

laquo;Дети охотно всегда чем-нибудьзанимаются. Это весьма полезно, а потомуне только не следует этому мешать, нонужно принимать меры к тому, чтобывсегда у них было, что делать»Ян Амос Коменский...