Статья "Оригами как средство интеграции в художественно-творческую деятельность дошкольников"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мерзлякова Ирина Владимировна

В статье даны практические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию техники оригами в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильченко Н.В.,

ПДО МБДОУ

 «ДС № 125 г. Челябинска»,

 Мерзлякова И.В.

ПДО МБДОУ

 «ДС № 125 г. Челябинска»

Оригами как средство  интеграции в художественно-творческую деятельность дошкольников

« Я слышу – и забываю

Я  вижу – и запоминаю

Я делаю – и понимаю»

Китайская мудрость

Дошкольный возраст – это тот период, в котором происходит приобщение  ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, ребенок начинает узнавать особенности окружающего мира, закладываются фундаментальные понятия, такие как мир, семья, здоровье. Дошкольный возраст – это отправная точка в становлении личности ребенка.

ФГОС ДО отмечает, что главная  задача дошкольного образования, состоит в создании таких условий, в которых каждый дошкольник лучше всего раскроет свои возрастные возможности и способности.  

Интеграция в дошкольном  образовании позволяет обеспечить продуктивность деятельности дошкольника.

Но что такое интеграция?

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

 В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Поэтому так важно в этот период дать ребенку как можно больше знаний, развивать интерес и поддерживать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Ведущую роль в деятельности ребенка занимают наиболее близкие и естественные  для ребенка виды деятельности, такие как  игра,  рисование, лепка, общение со сверстниками и взрослыми, экспериментирование, детский труд. Именно в этих видах деятельности при условии активной позиции ребенка в качестве субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, у ребенка развивается произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Интеграция позволяет обогатить процесс организации самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая предметно- пространственная  среда. Деятельность в условиях обогащенной развивающей предметно- пространственной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Комбинируя различные формы деятельности можно добиваться решения самых разных задач.   Для нас актуальна была интеграция рисования и оригами.  Для создания мотивации в занятиях по рисованию используются игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы хорошо применить художественное слово. Большой интерес у детей вызывает и  занятия по оригами.

Почему именно оригами?  Что оно может дать ребенку? Все мы помним из детства пилотки из газеты, кораблики, тюльпаны из бумаги. Так вот это и есть оригами.    

Зародилось творчество  оригами  в древнем   Китае, в 105 году нашей эры. Появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги  без использования ножниц и клея! В средние века  считалось признаком хорошего воспитания  умение складывать бумажные фигурки.

Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Оригами - это идеальный конструктор (согласно теории ТРИЗ ) , позволяющий создать мир особый, радостный, добрый и ни на что не похожий, через привлекательную для детей деятельность.  При этом процесс творчества не ограничивается  только складыванием. Ведь с готовой фигуркой  можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами-героями сказок, а еще можно дополнить детский рисунок.

 Все дети любят рисовать, но не у всех хватает умения, навыков, чтобы изобразить законченную и красивую работу. Особенно в старшем возрасте, когда дети начинают критически оценивать свою работу и видят ее несовершенство. У детей еще недостаточно развито воображение, а иногда это и слабые изобразительные навыки.  Часто дети отказываются закончить свой рисунок,  говоря: « У меня не получается, помогите, я не умею, у меня не красиво».  

И вот тут-то  на помощь  приходит  оригами!  Оригами помогает скрыть несовершенство  рисунка,  закончить и обогатить детскую работу.

Например,  рисуя по мотивам сказов П.П. Бажова, ребенок затруднялся изобразить каменный цветок. На помощь пришли знания по оригами  - из бумаги сложили модель каменного цветка и приклеили его на рисунок. Проблема сложных изображений ушла. Ребенок стал более раскрепощен в своих действиях. Теперь он может обогатить  свою работу  элементами, которые он может нарисовать сам (пещера, елочки, ящерок…). Таких интегрированных занятий было много: «Космос», «Маша и медведь», «Гадкий утенок», «Зимние забавы», «День победы»  и др.

Занятия получились  эмоционально окрашенными, яркими и запоминающимися. Дети по своей натуре очень любознательны, все новое и необычное не остается ими не замеченным. Внесенные новые модели оригами вызывают у них неподдельный интерес, желание узнать как они сделаны и повторить самим.

В начале мы вносили модели игрушек оригами которые могли двигаться: лягушка, зайчик, кузнечик, кораблик.  Оригами тем и интересно детям, что игрушки из бумаги могут двигаться, прыгать, квакать, ими можно играть, взять домой. В процессе игры и диалога с детьми выясняем, в каких природных условиях они обитают, и  в каких сказках живут эти герои. И здесь дети начинают проявлять свою фантазию и творчество. На рисунках детей появляются камыши, болото, стрела Ивана Царевича, лес для зайчика, полянка для кузнечика. Но  бывает и обратная связь, когда на занятиях мы с детьми сделали кораблик из бумаги, поиграли, пустили на воду, составили целую флотилию. А что дальше? Оставить без действия,  выбросить, забыть не совсем этично. Спросив у детей, где его можно использовать, выясняем, что можно для кораблика нарисовать ручеек, а возле ручейка  детей. Детей объединяет общий интерес, желание поделиться новыми знаниями и своими фантазиями. И вот уже создается творческая атмосфера. Занимаясь оригами, ребята знакомятся с  историей возникновения бумаги,  ее свойствами. Наиболее яркие впечатления на детей производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. Бумагу используем разную - старые газеты и журналы, оберточную. Таким образом, дети  знакомятся с фактурой. Чтобы игра носила  познавательный (исследовательский) характер, предлагаем использовать для складывания  фигурок бумагу, различную по фактуре. Ребята стали  лучше ориентироваться на тетрадном листе - графические  навыки стали более уверенными и качественными.  Как видно, заслуга оригами в этом есть.  

 Оригами  способствует концентрации внимания, т.к.  заставляет  сосредоточиться  на процессе  изготовления, чтобы получился ожидаемый результат.

Оригами  стимулирует развитие памяти – ведь ребенок должен запомнить последовательность изготовления игрушки, приемы и способы складывания бумаги. Изготовленные в  совместной  деятельности с воспитателем поделки побуждают детей к активному их использованию в театральной  деятельности.

Не у всех детей достаточно умений, жизненного опыта и фантазии, чтобы создать-сложить сюжет по своим фигуркам.  Поэтому мы предлагаем объединить отдельные  фигурки в коллективные  работы общим сюжетом (На Северном полюсе, Зоопарк и пр.). и разыграть его.

Дети учатся работать  парами, в группе. И уже  самостоятельно рисуют для кораблика ручеек, рядом рисуют детей пускающих кораблик. Вот и получилась большая коллективная работа  и у детей появляется больше уверенности в своем творчестве, ведь вместе не так страшно ошибиться, а работа обязательно  получится.

 Таким образом, мы  выяснили, что интеграция  занятий  оригами  и  рисованием  очень  нужны.

Так как оригами-это целый букет всевозможных разнообразных мелких движений, причем задействованы обе руки. А это важно для  формирования  обоих полушарий головного мозга. Поэтому психологи рекомендуют как можно чаще  заниматься  с детьми деятельностью, связанной с бумагой. Но кроме мелкой моторики,  работая с бумагой,  дети закрепляют знания цветовой палитры, элементарные математические представления, развивается пространственное мышление, ориентировка на листе бумаги, логическое мышление и фантазия. Таких  работ становится  больше и они разнообразнее, а дети сами становятся инициаторами таких занятий в совместной и самостоятельной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников"

В статье описаны приемы и способы, способствующие развитию творчества детей....

Дидактическая игра, как средство художественно-творческого развития ребенка-дошкольника.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами, Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. Сформированные в раннем ...

Конспект непосредственной художественно-творческой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Дождевая тучка" (аппликация).

Аппликация с элементами рисования.Тема: "Дождевая тучка".Предварительная работа:- наблюдение за тучами на прогулке;- наблюдение за дождём;- чтение и разучивание стихотворения "Дождик, дождик..."- расс...

Методическое пособие « Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».

Методическое пособие« Развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей старших дошкольников».Опыт работы с детьми по данному пособию дает положительные результаты, входе пр...

Формирование художественно-творческих способностей старших дошкольников через интеграцию изобразительной и театрально-игровой деятельности.

В этой статье вы узнаете что такое интегрированное занятие и чем оно оличается от комплексного. Прочтете о влиянии интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка и становлении ли...

Конструктивно-модельная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников

Конструктивно-модельная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников...