Особенности организации работы по конструированию из бумаги с дошкольниками
статья по конструированию, ручному труду

Особенности организации работы по конструированию из бумаги с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации работы по конструированию из бумаги с дошкольниками, имеющими ДЦП.

Куляева Н.А., Агафонова Е.А.

МБДОУ « Детский сад №51 « Красная шапочка» г. Тамбов,

Детский  церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, которое возникает с рождения . Разностороннее изучение ДЦП как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. ДЦП – это патология, обусловленная органическим поражением мозга и поэтому развить мелкую моторику у детей с ДЦП, тем более, довести её до совершенства крайне трудно, а порой и невозможно. Тем не менее усилия, направленные на поиск и использование разнообразных форм в этом направлении позволяют значительно улучшить качество движения рук и расширить их диапазон, и тем самым помочь детям с ДЦП адаптироваться к условиям общества.

Систематическое проведения специальных коррекционных занятий, включение в содержание занятий и в режимные моменты упражнений, дидактических игр на развития мелкой моторики способствует обучению способом выполнения действий с различными предметами.  Поэтому в тесном единстве с развитием игровой деятельности детей с ДЦП и расширением общих представлений об окружающем мире, по мере становления двигательных функций, должно проводиться обучение конструированию.

Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, особенно для детей с ДЦП. Нарушение движений резко ограничивают или делают невозможным выполнение конкретных действий. Но даже когда появляются двигательные возможности: захватывание и удержание мелких предметов, целенаправленные действия с ними, дошкольники в большинстве своем не включают доступные им движения в активную деятельность. Дети с ДЦП как бы игнорируют возможность познания окружающего практическим путем с отображением действительности через конструирование.

Выявленный низкий уровень конструированных умений у дошкольников с ДЦП является следствием недостаточности общей ориентировочной поисковой активности, побуждения  к самостоятельным действиям , а так же следствием недостаточности представлений об окружающем их мире, которое формируется только на основе зрительных и словесных впечатлений вне практических и конструктивных действий. Поэтому овладения конструированием только в условиях специального обучения.

При составлении программного материала , при выборе содержания и определение формы проведения занятий и приемов обучения конструированию следует учитывать:

- двигательные возможности детей;

- степень готовности к овладению тем или иных двигательным навыкам, который необходим для выполнения конкретного действия по конструированию;

- плановые темы занятий в ДОУ;

-медленный темп усвоения детьми конструктивных навыков;

- меры предосторожности в работе.

В работе педагогов и специалистов наряду с конструированием из объемного строительного материала может использоваться конструирование из бумаги.

1. Художественное моделирование:

- складывание из бумаги предметов ( по типу оригами);

- складывание из полос бумаги;

2. Модельное конструирование:

- конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой формы и размера;

- конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и размера;

- конструирование плоскостных моделей из специальных тематических наборов;

- резание по линиям с последующим конструированием простых и сложных моделей а также сложных композиций;

- моделирование из плоскостных графических конструкторов, разработанных В.Кайе.

Занятия с использованием указанных способов конструирования из бумаги предполагают решение следующих задач:

1. Обучающие задачи:

- обучение детей способам обследования образцов;

- обучение способам решения конструктивных задач;

- обучение словесному анализу пространственных расположений деталей конструкций;

- обучения поиску допущенных ошибок.

2. Коррекционно- развивающие задачи:

- коррекция  и развитие сенсорных процессов, развитие постоянства, предметности и обобщенности восприятия, скорости восприятия объектов;

- коррекция  и развитие мыслительных процессов;

- коррекция  и развитие мелкой моторики.

3. Воспитательные задачи:

- воспитание аккуратности;

- воспитание умения бережного и экономного расходования и использования материала;

- воспитание стремления к получению положительного результата;

- воспитание мотивации к учению.

Работа по формированию конструктивной деятельности из бумаги может осуществляться не только на специальных занятиях по конструированию, отдельные задания возможны к использованию на занятиях по формированию и развитию элементарных математических представлений, по подготовке к развитию элементарных графических навыков а также при выполнении заданий по сенсорному развитию.

Методы применяемые при конструировании из бумаги разнообразны в зависимости от состояния готовности детей к овладению данным способом деятельности и степени сформированости необходимых двигательных умений и навыков:

- действия по подражанию взрослому;

- совместные действия;

- действия по образцу;

- выполнения модели после предварительного обследования и объяснения;-  -  - выполнение плоскостной или объемной постройки из бумаги по памяти, воображению.

Необходимым условиям проведения занятия или задания по конструированию из бумаги является создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к конструктивной деятельности.

В рамках рассматриваемого направления конструирования в помещении групповой комнаты, центр конструирования  следует оснастить альбомами с образцами конструирования бумажными и картонными цветными полосками, кругами, колечками, бумажными и картонными геометрическими фигурами, фигурами предметов окружающего мира.

В процессе работы следует обращать внимание родителей на закрепление получаемых конструктивных умений в домашних условиях. Не лишним и даже нужным будет разработка методических рекомендаций и организация обучения приемам искусства оригами для расширения творческого потенциала родителей.

Конструируя из бумаги, дошкольники, имеющие ДЦП, совместно со взрослыми, а в отдельных случаях самостоятельно, создают модели предметов и объектов окружающей действительности отображая характерные их признаки в обобщенном виде. Через различные способы и приёмы работы с бумагой дети учатся осмысливать образы знакомых предметов. Несмотря на то, что модели часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы и объекты это не мешает детям узнавать их, добавляя в воображении недостающие детали.

Таким образом, в результате включения в коррекционно педагогический процесс занятий и заданий по конструированию из бумаги у детей совершенствуется восприятие формы и величины предметов; их пространственное соотношение, а также мыслительная деятельность. У детей с ДЦП развивается фантазия и творческое воображение.

Литература:

1. Ипполитова М.В. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций. М.,1981.

2. Деллентьева Н.Ф. Медико – педагогическая коррекция детей с патологий опорно – двигательного аппарата. М., 1988.

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных  заведений , М.: Академия, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)

Особенности  организации двигательной  активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Материал раскрывает взаимосвязь речевого развития с другими видами деятельности. Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей на тему:«Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО»...

Проект "Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях ФГОС ДО"

Проект "Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ОВЗ в условиях ФГОС ДО"...

Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Тема «Особенности организации работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»...