Статья
статья по конструированию, ручному труду

Конструктивно -модельная деятельность дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение  детский сад № 8 городского округа г. Нефтекамск

Республики Башкортостан

Статья              

«КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

                                                                                                  Саитова Лейсан            

                                                                                                  Алтафовна

                                                                         Воспитатель

                                                                               Детский сад №8

                                                          г. Нефтекамск

                                                              2020 год

  Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Отечественные психологи и педагоги  - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание  интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.                                                    
  По определению С.И.Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие  предметы. Способность -  природная одаренность, талантливость.
 Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способность к их развитию.
 По моему мнению,  эффективным средством для развития творческих способностей  детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.
 В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
 Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 
 Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей  у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным. 
Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественного конструирования.


  Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:


•    Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.
•    Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.
•    Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
•    Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
В своей работе использую следующие формы организации обучения художественному конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности (по Л.А.Парамоновой).


    Конструирование по образцу
(обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа). 
    Конструирование по теме
   (дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.) 
    Конструирование по замыслу
(умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок)
    Конструирование по условиям
(задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер)


   При разработке системы работы по художественному конструированию я ознакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей как  В.Г. Груба, Э.К.Гульянс, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, А.Р.Лурия, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддьяков, О.А.Сафонова и др. Это явилось методологической основой моей работы.
Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:
 - Дети  будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.
- Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
- Научатся планировать свою работу, добиваться результата.
- Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.

 


Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:


•    Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
•    Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
•    Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
•    Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Система работы с дошкольниками по художественному конструированию включает в себя:
-  цикл тематических занятий;
-  комплекс  дидактических игр;
-  работу с родителями.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.

Работа  планируется по следующим разделам:

I раздел - «Самоделкино». Работа с бросовым материалом. Темы занятий: 
•    Игрушки для дома и улицы. «Подарки малышам» - матрешки из пластиковых бутылок разной емкости; веселые человечки и забавные зверушки, гусеницы и бабочки из пластиковых  футляров «киндер-сюрприза».  «Магазин игрушек» - работы из пластиковых и картонных упаковок; веселые человечки из проволоки; фотоаппараты из картонных коробок, стаканчиков от йогурта или колпачков и т.д.
•    Город – сегодня, вчера, завтра. Многоэтажные дома из упаковок из-под сока; крепости и замки из картонных коробок.
•    Космос. Космические корабли из пластиковых бутылок; робот – монстр из картонных коробок и т.д.
•    Зоопарк. Фигурки животных из спичечных коробков, трубочек от бумажных полотенец, забавные животные из цветной проволоки.
•    Автомобили. Модели разных видов пассажирского и грузового транспорта.
II раздел - «Волшебная бумага».  Работа с бумагой, освоение техники оригами, объемной скульптурой.  Темы занятий:
•    Сказочный мир. Поделки на основе треугольника к отогнутыми к соответствующим сторонам  углами.  «Теремок» персонажи из сказки, «Аленький цветок» и др.
•    Волшебные цилиндры. Закручивая прямоугольник в цилиндр, и добавляя детали по своему выбору, можно получить бусы, бабочку, божью коровку, дерево, фонарик и т.д.
•    Волшебные превращения круга.  Закручивание круга в конус («низкий»), полукруга в конус («высокий»)
•    Город будущего. Конструирование домов разной конфигурации.
III раздел – «Природная мозаика». Работа с природным материалом (шишки, ветки, ракушки, песок и т.д.)  Дети создают забавные игрушки, 
картины, панно, портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок. Темы занятий:
•    Мы из сказки; Замок для Золушки; Букет для Снегурочки; Веселый снеговик; Портрет Деда Мороза и т.д. (2)


Для воспитания самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх, развития их творческих способностей разработала комплекс дидактических игр по типу «Танграм», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей, из специальных наборов геометрических конструкторов. Живой и образной может быть игра из спичек. Животные, человечки, домики, деревья из спичек, счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга. Наборы геометрических фигур в играх могут заменять предметы-заменители (пробки от пластиковых бутылок, спичечные коробки, коробки от конфет и т.п.) Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть ограничено, может  нет, и нет жестко заданной схемы (последовательности действий), что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают  творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  Не менее важным условием  развития творческих способностей детей  является активное участие в образовательном процессе  родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. 
Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам. 
При взаимодействии  с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей. Например, отец Алины заинтересовался нашей коляской из спичечного коробка и смастерил вместе с дочкой из такой же коробочки и бумаги  машину «Победа». Старшему брату Жене, очень понравилась мебель для кукол, и он сделал два маленьких телефончика.

 

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей на 12%, конструктивных навыков на 16%.  
уровни    Развитие творческих способностей детей    Развитие конструктивных навыков
                Начало года    Конец года    Начало года    Конец года
высокий    12%                    24%             17%                  33%
средний    79%                    76%             69%                  66%
низкий      9%                      -                 14%                   -

Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении  позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Позитивные результаты моей работы указывают: Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети  стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...