Художественно-изобразительное развитие дошкольников
статья по конструированию, ручному труду

Художественно-изобразительное развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов плоскостного дизайна в художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

 Сегодня развивается и находит отклик во многих сферах жизни такое направление как «дизайн». С этим видом деятельности мы сталкиваемся повсеместно, и детского пространства оно коснулось в том числе. Искусство дизайна определяется как нестандартный взгляд на достаточно обыденные вещи. Если обратиться к определению, то дизайн – вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды (как в целом, так и отдельных её компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом. Кто как не дети –нестандартные творцы всего стандартного,  авторы инициативных и смелых решений. И задача взрослого окружения – поддержка и развитие маленького «дизайнера» “Детский дизайн” непосредственно связан с декоративной деятельностью  ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Э

 Г.Н. Пантелеев, автор исследований в этом направлении предложил классификацию детского дизайна:

Первый тип – плоскостной (аппликативно-графический) дизайн.

Второй тип – объёмный  (предметно-декоративный) дизайн.

Третий тип – пространственный (архитектурно-художественный) дизайн.

Плоскостной дизайн наиболее близок деятельности дошкольной организации, ведь он находит созвучие в традиционных методах работы педагога с детьми по развитию творческих способностей, таких как рисование, лепка, конструирование из различных материалов.

Как известно, любовь к изобразительному искусству необходимо прививать с младшего дошкольного возраста с помощью использования  нетрадиционных техник изображения. Не секрет, что нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования предметов непосредственного окружения ребенка в качестве художественных материалов, средств изображения. К примеру, техника рисование пальчиками с малышами позволяет ребенку сгладить отрицательные эмоции из-за невозможности владения элементарными приемами нанесения изображения кистью, когда как собственные пальцы – универсальный изобразительный «инструмент». Очень важен положительный эмоциональный отклик от результата своего труда. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат  художественного творчества.  Именно эмоции – показатель внутреннего состояния ребенка, критерий понимания его внутреннего мира. В процессе создания той или иной работы в нетрадиционной технике изображения можно постепенно вводить элементы плоскостного дизайна. Причем, материалы и средства ребенок  выбираете как подручные, так и самые неожиданные  увиденные им когда-то.

Дошколята отмечают разнообразие формы цвета, величины, соотношения  пропорций, объектов окружающей среды. В любом игровом пространстве: прогулка, дом, детский сад им доступны различные материалы. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

Задача занятий по детскому дизайну: способствовать формированию у дошкольников      трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса. Формировать специальные навыки и умения, которые они могут использовать в дальнейшем в повседневной жизни. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение единой цели в коллективной деятельности и т.д.) со взрослыми и сверстниками. Сформировать у детей практические навыки работ с материалами и инструментами. Заложить основы созидательного отношения к окружающему миру, развивать познавательное отношение к действительности. Сформировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Заложить основы творческого проявления в детях.

Задачи занятий по детскому дизайну:

1.        Развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по

художественному ручному труду.

2.        Формирование практических умений ручной работы, на основе

расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки,

глазомера и т.д.

3.        Овладение основами трудовой культуры, развития трудовых умений и

навыков; развитие умения заранее планировать ход различных

поэтапных операций, моделировать разработанный предмет.

4.        Вариативно, творчески, рационально использовать различные

материалы для работы.

5.        Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду и

уважительного отношения к результатам своего труда и других людей.

6.        Развитие детей нравственно, интеллектуально, художественно

эстетически.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Здесь важно отметить наполняемость предметно-пространственной среды ребенка, ведь материалы, которые задействует малыш в процессе создания замысла он берет из окружения. Материалы для данного вида деятельности различны и многообразны как по фактуре, так и по форме, это может быть: бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, верёвки, пайетки, элементы готового декора, коробки, пробки, плоды, ветки, листья,  бросовый материал. Для создания скульптурных работ используется соленое тесто и легкий пластилин. Бросовый материал занимает отдельную нишу в этом виде деятельности, поскольку универсален для детей в виду его доступности, что в свою очередь развивает самостоятельные навыки и умения.

Использование элементов плоскостного дизайна в работе  педагога позволяет не только выполнить  задачи   художественной  образовательной деятельности, но и эстетически усложнить и разнообразить результат, что немаловажно для детей дошкольного возраста. Ведь эмоциональный отклик ребенка – это не только процесс и результат труда, как было сказано выше,  но и мотивация для успешного выполнения работы. Было отмечено практическим путем, что дети охотнее  создают свои работы в комбинированной технике с использованием различного материала, нежели учатся на занятиях по традиционным видам деятельности. Ведь порой обычный рисунок можно превратить в нечто сказочное и волшебное: придать объем, изменить пропорции и цвет, придать изображению выразительность и придумать или изменить сюжет картины. В процессе создания такой работы ребенок проигрывает ситуацию, продумывает персонажу имидж, активно занимается словотворчеством.

Такая практика занятий показала, что интерес к художественной деятельности у ребенка возрастает, в таком формате работы они учатся создавать новое, не боятся использовать различные материалы, раскрепощаются в формировании замысла, тоньше чувствуют эстетическую составляющую своих работ.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.

Данная статья рассматривает различные взгляды на понятия творчество, творческой активности у дошкольников. И как педагог, опираясь на различные принципы в своей работе, должен сделать естественный про...

Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)

Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)...

Рабочая программа по художественно - изобразительному воспитанию и развитию дошкольников составлена для организации работы с детьми

Рабочая программа по художественно - изобразительному воспитанию и развитию дошкольников составлена для организации работы с детьми...

Советы родителям дошкольников по художественно-изобразительной деятельности.

Советы родителям дошкольников по художественно-изобразительной деятельности....

Художественно-изобразительная деятельность дошкольников как фактор развития одаренности

Приобщение дошкольников к искусству способствует развитию художественно-эстетической одаренности посредством организации художественно-изобразительной деятельности дошкольников. Воспринимая прекрасное...

Художественно-изобразительная одаренность дошкольников и способы ее развития

В консультации описано как определить наличие одаренности у ребенка в том числе и в художественно-изобразительной сфере, а также способы и приемы ее развития, даны советы родителям по общению с такими...