Использование игрового набора Дары Фребеля для развития конструктивных способностей дошкольников
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

В данном метириале описаны дидактические игры для развития консруктивных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового набора "Дары Фребеля".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_iz_darov_frebelya_netesa.docx709.01 КБ

Предварительный просмотр:

       Использование игрового набора Дары Фребеля  для развития     конструктивных способностей дошкольников                  

                       Воспитатель МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» Нетеса Н. Н.

Сегодня одной из самых востребованных профессий является профессия инженера. По мнению президента нашей страны В. В. Путина, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для его технологической и экономической независимости. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей науки. Формировать современного инженера нужно начинать уже в дошкольном возрасте. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7 – 8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Инженерное мышление - это вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной техники. А для того, чтобы сформировать у ребенка инженерное мышление, мы должны воспитывать его как человека творческого, с креативным мышлением, способным создавать новые технические формы. Формированию инженерного мышления у дошкольников способствует техническое творчество. Психологам и педагогам известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении  школьной программы. Тем более, что мозг формируется , если есть внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально. В нашей группе, в целях стимулирования  интереса детей к техническому творчеству и развития конструктивных умений, используется игровой набор Дары Фребеля. Именно Фридрих Фребель придумал для детей первый «конструктор», названный Дары Фребеля (специально разработанный предметный материал, представляющий собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий моделировать все многообразие связей природного и духовного мира, осуществлять психолого – педагогическое, эмоциональное, речевое сопровождение взрослым  детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям. Задачи использования игрового набора: формирование основ технической грамотности; развитие интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности.  Игровой набор Дары Фребеля обеспечивает целостность образовательного процесса через игру. В процессе использования игрового набора необходимо создать условия, при которых от любопытства перейдет к любознательности  и в дальнейшем преобразует ее в познавательную потребность. Данное пособие мы используем в рамках организованной образовательной деятельности, при которой игры и упражнения  выступают как часть развивающего занятия или игровой обучающей ситуации,  в совместной деятельности педагогов и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Работа с игровым пособием строится на основе парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров. Виды конструирования с использованием игрового набора: конструирование по образцу; конструирование по заданной теме; конструирование по заданной схеме; конструирование по собственному замыслу; конструирование по условиям. Дары Фребеля –яркий, многофункциональный, интересный конструктор. При работе с набором  дети учатся  планировать свою деятельность: сначала придумывают, что будут строить, затем продумывают, какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом педагог стимулирует речевую активность воспитанников, предлагает комментировать свои действия, обосновывать свой выбор.

Приведу примеры дидактических игр и упражнений  для старших дошкольников с использованием игрового набора Дары Фребеля:

  1. «Читаем схемы»  (Работа с модулем №4 «Куб из брусков»). Детям предлагаются схемы – чертежи с изображением кирпичика плашмя, на ребре, на торце, кубики, дети выкладывают кирпичики, согласно своей схеме. 
  2. «Едем к бабушке в деревню» (Работа с модулями  №3 «Куб из кубиков» и  №5 «Кубики и призмы» ). Ребенку предлагается план деревни, дети строят постройку, согласно плана, из кубиков и треугольных призм, номера домов обозначают карточками с цифрами. После постройки проводится беседа «В каком доме живет твоя бабушка»
  3. «Архитектор» (Работа с модулем №3 «Куб из кубиков»). В ходе игры дети рисуют чертеж ворот из кубиков, а затем, по чертежу строят ворота из кубиков.
  4. Игра – путешествие «В поисках клада» (Работа с модулем №3 «Куб из кубиков»). В процессе поиска клада дети двигаются по карте – схеме, получают задания построить корабль по схеме, колодец.
  5. «Мебель для кукол» (Работа с (Работа с модулем №4 «Куб из брусков»).В ходе игры дети конструируют предметы мебели для кукол. C:\Users\Владимир\Desktop\Дары Фрёбеля\s_1(23).jpg
  6. «Спорт приносит бодрость и здоровье» (Работа с модулем №3 «Куб из кубиков и  с модулем №4 «Куб из брусков). В ходе игры дети получают задание изготовить спортивный инвентарь из кубиков и брусков, используя картинки с изображением гимнастических снарядов.

  1. «Калейдоскоп» (Работа с модулем №4 «Куб из брусков»). Детям предлагается карточка – схема с изображением фигуры из брусочков. В ходе игры дети передвигают только тот брусочек, которому ничего не мешает,  по очереди, не нарушая квадрата, получая новые фигуры.

  1. «Юные конструкторы» (Работа с модулем №3 «Куб из кубиков»). Ребенку предлагается  модуль №3 и карточка для конструирования с различными вариантами. Ребенок выбирает вариант.  Педагог предлагает посчитать количество кубиков, нужных для постройки. Ребенок выкладывает по образцу. Затем педагог предлагает ребенку путем перестановки кубиков построить фигуру, изображенную рядом с выбранной ребенком фигурой. Например, ребенок выбрал и построил стол, а педагог предлагает путем перестановки  кубиков у стола построить стул. Таким образом, ребенок учится строить новое, не разрушая старое.
  2.  «Времена года» (Работа с модулями №7, №8, №9 №10).   Используется для постройки плоскостных изображений предметов. Ребенок  по предложению педагога выкладывает картинку времен года. C:\Users\Владимир\Desktop\Дары Фрёбеля\detsad-7152-1470313551.jpg
  3.  «Такие разные дороги» » (Работа с модулем №3 «Куб из кубиков»).  По заданию воспитателя дети выкладывают дорогу широкую и короткую,  и перестраивает ее в узкую и длинную, двухполосную.
  4. «На каком транспорте мы отправимся в путешествие» » (Работа с модулем №5 «Кубики и призмы»). Дети делятся на группы и получают задания сконструировать автомобиль или автобус, вторая группа – корабль или пароход, а третья – самолет или ракету»
  5. «Узоры для салфеток"(Работа с модулем №5«Кубики и призмы»).Дети рассматривают  схемы узоров для салфеток, воспитатель предлагает выложить узоры по схемам, используя кубики и призмы из набора. Можно предложить детям составить узоры по замыслуC:\Users\Владимир\Desktop\Дары Фрёбеля\img22.jpg.
  6. "Дворец для Снежной королевы "(Работа с модулем №6 «Кубики, столбики и кирпичики»). Воспитатель предлагает построить дворец для Снежной королевы, используя картинки и набор №6 C:\Users\Владимир\Desktop\Дары Фрёбеля\shestoy-dar-frebelya.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: презентация «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:•Познакомить пед...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...

Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников....

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников». Отчет по самообразованию 2021 год.

laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»....

Консультация: «Предоставление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:Познакомить педагогов...