Конспекты по конструированию с детьми раннего возраста (1–2 года)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Аскерова Ирина Витальевна

Конспекты по конструированию с детьми раннего возраста (1–2 года)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты по конструированию с детьми раннего возраста (1–2 года)

Конспекты игр-занятий со строительным материалом.

Содержание:

1. Постройка автомобиля.

2. Постройка дорожки.

3. Постройка забора.

4. Постройка стола.

5. Постройка стула.

1. Игра-занятие «Постройка автомобиля».

Задачи: приобщить детей к занятию, учить накладывать кубик на кирпичик, поддерживать слоги лепета, произносимые детьми; хвалить их, учить понимать слово «нельзя» (нельзя брать кирпичик в рот, грызть, бросать на пол, вызвать звукоподражание би-би.

Обогащение словаря: кубик, кирпичик (в пассивный словарь).

Активизация словаря: би-би.

Методические приёмы:

• Показ с называнием (это кубик, это кирпичик).

• Вопрос (где кубик? Где кирпичик).

• Показ совместных действий (для младшей подгруппы: воспитатель рукой ребёнка строит машину;для старшей подгруппы: показ – поочерёдное действие – сначала воспитатель строит машину, затем ребёнок).

• Звукоподражание (би-би).

• Игра (машина едет).

• Поручение (положи кубик и кирпичик в коробку, отнеси на стол).

Усложнённый вариант. (2 зан.)

Задачи: познакомить детей с кирпичиком, упражнять в узнавании кубика, назывании двух величин (большой, маленький, красного цвета. Продолжать учить накладывать кубик на кирпичик, называть постройку. Бережно играть с ней.

Закрепление и активизация словаря: кубик. Большой, маленький, красный, машина, би-би.

Методические приёмы.

• Игровой (мишка привёз на машине что-то).

• Показ с называнием (это кирпичик).

• Повторение слова «кирпичик» детьми (хором и индивидуально).

• Показ с вопросом («Что это? – кубик).

• Показ с объяснением (как строить машину).

• Индивидуальная помощь детям.

• Игра.

• Звукоподражание.

• Поручение (убрать материал в коробку).

Вопросы : «Что ты построил? (индивидуально)».

Материалы.

Мишка, крупный кирпичик, кубик красного цвета, машина, матрёшка для воспитателя. Аналогичный материал меньших размеров на каждого ребёнка.

Усложнение на 3-4 занятие.

1. Показать большой, маленький (кубик, кирпичик) – мл. подгруппа. Назвать большой, маленький – ст. подгруппа.

2. Показать кубик, кирпичик красного цвета – мл. подгруппа, показать и назвать – ст. подгруппа.

3. Построить автомобиль по словесному указанию.

4. Усложнение игры «Матрёшки поехали и гуляют «топ-топ». Вызвать звукоподражание «топ-топ».

Усложнённый вариант на 4 занятие.

Воспитатель привозит машину, в которой находится большая матрёшка, маленькие матрёшки на подносе, большой кубик красного цвета, большой кирпичик синего цвета.

«Дети, кто к нам приехал на машине?» - воспитатель выслушивает ответы детей. Матрёшка выходит из машины, топ-топ, идёт по столу, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что матрёшка не одна приехала к детям и достаёт из машины поднос с маленькими матрёшками, ставит его рядом с большой матрёшкой, спрашивает, показывая на большую матрёшку«Это какая матрёшка, маленькая или большая?» - выслушивает ответы детей. «Что же ещё матрёшка привезла?» - спрашивает воспитатель и достаёт из машины кубик,показывает его детям«Дети, посмотрите, что это?» - выслушивает ответы детей. «Кубик большой или маленький? Посмотрите на подносы перед вами, найдите кубик, возьмите его. Какой кубик у Саши, большой или маленький? – маленький, правильно. (Спрашивает ещё 2-3 детей). Какой у меня кубик? Правильно, большой кубик.» таким же образом рассматривается и кирпичик. Затем воспитатель говорит, что матрёшка хочет покататься на машине, вызывает ребёнка к столу и предлагает ему построить машину, посадить матрёшку. «А маленькие матрёшки тоже хотят покататься на машинах, постройте им машины». Дети берут с подносов формы и строят машины. Воспитатель даёт каждому ребёнку матрёшку (топ-топ, пришла матрёшка кататься на машине, дети возят матрёшек на машинах, произнося «топ-топ»«би-би».

Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, что он построил, какого цвета кубик, кирпичик.

По окончании игры воспитатель предлагает разобрать постройку, положить кубики и кирпичики на поднос и отнести на стол воспитателя, а матрёшек посадить в машину«Матрёшки поедут домой», - и дети отвозят матрёшек в игровой уголок.

2. Постройка дорожки.

- Усложнённый вариант.

Задачи: познакомить детей с синим цветом, учить плотно прикладывать кирпичик к кирпичику. Располагать постройку по поверхности стола, закреплять слова «кирпичик»«красный», учить играть с постройкой, называя её.

Обогащение словаря: синий (в активный словарь).

Закрепление и активизация словаря: дорожка. Красный, кирпичик, большой, маленький, кукла, топ-топ.

Методические приёмы.

Облегчённый вариант: игровой (кукла пришла в гости, показ с называнием (это кирпичик, кирпичик синий,повторение слов«кирпичик»«синий» детьми, показ – поочерёдное действие, индивидуальная помощь, вопросы (что это? Какой? Что ты построил, звукоподражание, игра, поручение (разобрать постройку и убрать материал).

Материал.

2-х цветов – по 3-4 кирпичика одного цвета, куколка на каждого ребёнка.

Усложненный вариант: показ с вопросом (что это? Какой, показ с объяснением.

Материал.

По 4-5 кирпичиков одного цвета, куколка на каждого ребёнка.

Для воспитателя – тот же материал крупного размера.

Варианты усложнений на 3-4 неделе.

1. Для младшей подгруппы – показ с объяснением.

2. Для старшей подгруппы – постройка дорожки по словесному указанию (без показа).

При повторном проведении рекомендуется прочесть стихотворение Н. Френкель «Топ-топ», вызвать звукоподражание.

Уходи с дороги, кот!

Наша Танечка идёт.

Топ-топ-топ.

Наша Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

Топ-топ-топ!

Ход игры.

Воспитатель показывает детям небольшую куклу:

- Это Катя. Катя хочет бегать по дорожке. Сделаем для Кати дорожку. (Это кирпичик. Из кирпичиков сделаем для Кати дорожку, она будет бегать по дорожке).

Из 4-5 кирпичиков строит дорожку,приговаривает«Ровненькую дорожку». Ставит куклу и водит еёпо дорожке«Топ-топ, Катя, топ-топ!»

Детям дают 4-5 кирпичиков и предлагают построить дорожку.

Воспитатель следит, чтобы дети прикладывали кирпичики плотно друг к другу. Тому. кто построил. Даёт для игры куклу.Побуждает детей приговаривать«Топ-топ».

Воспитатель следит, чтобы дети строили дорожку, так как они нередко начинают громоздить кирпичик на кирпичик в виде башни.

На следующих занятиях можно покатать по дорожкам автомобили. В этом случае лучше строить на полу из крупных деревянных, пластмассовых кирпичей. Из крупных кирпичей дорожки получаются длиннее, по ним удобнее водить и катать игрушки. К тому же такие постройки потом охотно применяют в самостоятельных играх.

Если нет под руками мелких игрушек, можно «потопать» по дорожке пальцами. Такой прием тоже нравиться детям. Но действия с игрушками разнообразнее и длительнее.

3. Постройка забора.

Задачи: познакомить детей с зелёным цветом. Учить ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро, закреплять знания детей о форме (кирпичик, величине (большой, маленький, цвете (красный, синий, учить играть с постройкой, называть её.

Обогащение словаря: зелёный (в активный словарь).

Закрепление и активизация словаря: кирпичик, красный, синий, большой. Маленький, загородка, собака. Кошка, курочка, ав-ав, мяу, ко-ко.

Методические приёмы.

Облегчённый вариант.

Игровой, показ с называнием (это кирпичик, кирпичик зелёный, повторение слов «кирпичик, зелёный» детьми, показ-поочерёдное действие, индивидуальная помощь детям. Вопросы (что это? Где кирпичик? Где кирпичик красного цвета и т. п., звукоподражание, игра.

Усложнённый вариант.

Вопросы (вместо показа с называнием, показ с объяснением (вместо показа-поочерёдного действия).

Материал 3-х цветов.

Младшая подгруппа: 4-5 кирпичиков одного цвета, мелкие игрушки на каждого ребёнка.

Старшая подгруппа: 5-6 кирпичиков.

Для воспитателя – тот же материал крупного размера.

Усложнение на 3-4 неделю.

1. Облегчённый вариант:

а) методические приёмы усложнённого варианта на первые два занятия;

б) закрепить 2 цвета.

2. Усложнённый вариант:

а) постройка загородки по словесному указанию воспитателя (без показа);

б) закрепить 3-4 цвета.

3. Постройка загородки из кирпичиков, поставленных вертикально на меньшее ребро.

Вопросы.

Облегчённый вариант:

- Кто это? Где большой кирпичик? Где маленький кирпичик? Где кирпичик красного цвета?

По возможности добиваться, чтобы дети называли предмет и его признаки облегчённым словом или повторяли за воспитателем, или показывали пальчиком на вопрос «где?».

Усложнённый вариант.

Добиваться от детей произнесения слов «кирпичик, загородка, красный» и т. п.

Построить забор по словесному указанию.

Пояснение:

1. Показ-поочерёдное действие – это когда первый и второй кирпичик ставит воспитатель, третий и четвёртый – ребёнок, потом снова воспитатель.

2. Показ с объяснением – воспитатель полностью строит сам, дети наблюдают, затем воспитатель предлагает детям построить забор, оказывая индивидуальную помощь.

Ход игры.

Облегчённый вариант.

Воспитатель показывает детям мелких игрушечных животных – собачку, кошку, курочку и др.

- Дети, давайте построим загородку для собачки, чтобы она не убежала. Собачка хочет гулять. Ав-ав-ав!

Собачка «прыгает» за загородкой. Воспитатель даёт детям по 4-5 небольших кубика, следит, чтобы они плотно приставляли друг к другу кирпичик («Чтобы собачка не убежала»). Животных для игры дети получают после завершения постройки.

При повторном занятии можно словесно (без показа)предложить«Будем строить загородку для собачки и кур.»

Усложнённый вариант.

Прежде, чем построить забор, воспитатель закрепляет с детьми величину,цвет кирпичиков:

- младшая подгруппа – 2-3 цвета;

- старшая подгруппа – 4 цвета.

Дети сооружают загородку для собачки не сплошную, а с калиткой, воротами (куколка пройдёт собачку кормить, машина проедет). Затем снова строят заборчик, но уже поближе к середине стола, расставляют внутри игрушки.

4. Постройка стола.

Задачи.

Учить детей накладывать кирпичик плашмя на кубик, закреплять знания детей о форме, величине и цвете, закрепить понимание «стол», умение играть с постройкой, не разрушая её. Называть постройку.

Закрепление и активизация словаря: кирпичик, кубик, большой, маленький, красный, синий, зелёный, жёлтый, стол, кукла, чашка, пить чай, идёт, топ-топ, «Кукла, пей чай».

Методические приёмы:

- игровой (кукла привезла кубики, кирпичики);

- показ с вопросом;

- показ с объяснением;

- индивидуальная помощь детям;

- вопросы;

- звукоподражание;

-игра.

Материалы.

Кубик, кирпичик, одного цвета, кукла, чашка - на каждого ребёнка.

Для воспитателя – тот же материал крупного размера.

Примечание: на первых занятиях желательно, чтобы у всех детей был материал одного цвета, позднее можно давать одному материал красного цвета, другому – синего и т. д.

Усложнение на 3-4 занятия.

1. Постройка стола по словесному указанию воспитателя (без показа).

2. Добавляется третий цвет (облегчённый вариант, четвёртый – усложнённый вариант.

Вопросы (облегчённый вариант):

- Кто это? Что привезла кукла? Что это? (кубик и кирпичик). А это что? (кирпичик или кубик). Покажи, Саша, где красный кубик? Где синий кубик?

- Давать наводящие вопросы (кубик или кирпичик, (большой или маленький) и т. п.

Если дети плохо говорят, предлагать им показать рукой, где кубик, где кирпичик, где красный, где синий.

Ход игры.

Облегчённый вариант.

Воспитатель показывает детям куколку или игрушечную чашечку и говорит: «Ляля хочет попить чай, давайте сделаем для неё стол, поставим на стол чашечку. Ляля будет пить чай».

Строит столик, ставит чашку. Дети получают по кубику и кирпичику. Иногда дети строят стол как бы в перевернутом виде, ставя кубик на кирпичик. Тогда воспитатель ещё раз повторяет показ,говорит: «Поставлю кубик, сверху на кубик положу кирпичик, вот и получился хороший стол.» эти слова можно произнести и при первоначальном показе постройки. Можно также указать на правильную постройку другого ребёнка.

Затем детям дают кукол и чашки для игры. Можно предложить, чтобы куклы ходили друг к другу в гости.

На 1-2 занятиях – матрёшка ходит вокруг стола «топ-топ».

Активизация словаря: стол. У стола.

На 3-4 занятиях:

1. Изменить сюжет (Приготовим стол к чаю).

2. Учить выполнять действия по словесному указанию.

3. Подуть на горячий чай.

Усложнённый вариант.

Воспитатель до занятия ставит на столы подносы с кубиками и кирпичиками, затем предлагает детям пойти поискать матрёшку, чтобы позвать её поиграть вместе. Дети находят матрёшек – большую и маленьких, здороваются сними и приглашают в гости пить чай. Дети берут матрёшек и садятся за столы. Воспитатель уточняет с детьми, где большая, где маленькая матрёшка, говорит, что нужно поставить на стол.

Затем достаёт из-под салфетки кубик,показывает его детям и спрашивает: «Что это? Какой кубик (большой или маленький)». Предлагает взять со своего подноса кубик, показать его и сказать, какой он, большой или маленький, какого он цвета, а какого цвета кубик у неё. Таким же образом рассматривается кирпичик. Затем воспитатель строит стол для большой матрёшки, поит её чаем и предлагает детям построить столы для маленьких матрёшек.

Когда дети построят столы, воспитатель говорит, что матрёшки идут в гости к детям (топ-топ, раздаёт детям чашки и дети играют с матрёшками.

Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, что он построил, какого цвета кубик. Кирпичик,побуждает говорить«Пей чай».

5. Постройка стула.

Задачи: учить детей приставлять кирпичик к кубику на меньшее ребро, закреплять знания о форме, величине, цвете, учить бережно играть с постройкой, называть её.

Закрепление и активизациясловаря: кубик, кирпичик, большой, маленький, красный, синий. зелёный, жёлтый, строить, стул, спинка, топ-топ.

Методические приёмы:

- игровой (кукла пришла в гости);

- показ с вопросом (что это? Какой? Какого цвета);

- показ с объяснением;

- индивидуальная помощь;

- вопросы;

- звукоподражание;

- игра;

- поручение (убрать строительный материал в коробку).

Материал 4-х цветов: кирпичик кубик. Кукла на каждого ребёнка.

Для воспитателя – тот же материал крупного размера.

Усложнение на 3-4 неделю.

1. Постройка стула без показа, по словесному указанию.

2. Закрепить 4 цвета.

Варианты.

1-2 занятия – учить понимать выражение «на стул садятся», произносить слова «стул, ляля».

3-4 занятия. Сюжеты.

1. «На стуле сидит кошка»«Кукла ходит в гости» (изменяется цвет, величина, форма игрушек).;

2.Понимать и произносить слова и выражения«Здравствуй, кукла садится»;

3. Напоить куклу, сидящую на стуле, чаем;

4. Построить стол и стул.

Ход игры.

Эта игра проводится после того, как дети рассмотрели игрушечный стул и увидели, как кукле удобно сидеть на стуле, прислонившись к спинке стула.

Воспитатель показывает детям знакомую куклу и предлагает построить для неё стул. Строит сама,приговаривая: «Возьмём кубик и рядом поставим кирпичик, вот так. Посадим куклу Катю, ей удобно сидеть, она не упадёт». Воспитатель плотно придвигает куклу к спинке стула. Слово «спина»«спинка»(стула) не следует употреблять, так как в этом возрастеу детей может возникнуть путаница: они «спинку» воспринимают прежде всего как часть тела. Поэтому о спинке стула дается лишь наглядное представление. Детям дают по одному крупному кирпичику и кубу и предлагают самим сделать стул. Для игры они получают кукол. Куклы ходят друг к другу в гости. Если ребёнок быстро выполнит постройку, ему можно дать материал для постройки ещё одного стула.

Усложнённый вариант. Постройка стола и стула.

Цель: дети должны суметь построить одновременно два предмета, несколько отличающихся по конструкции, и использовать эти постройки для развёртывания сюжетно-отобразительной игры с посудой и фигурками.

Воспитатель строит стол и стул, сажает куклу на стул, а на стол ставит чашку. Кукла сидит и пьёт чай. Затем каждый ребёнок получает по два крупных куба и два кирпичика. Некоторые дети, построив один предмет, например стол, забывают о другом и второй строят наподобие первого. В этом случае уместно спросить ребёнка«Стол ты сделал, а где же кукла будет сидеть и т. п.

После завершения постройки обоих предметов, дети получают кукол и посуду для игры. Куклы ходят друг к другу в гости и пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 года).Тема:"Дождик".

Зкспериментирование с гуашью синего цвета.Нетрадиционная техника рисования пальчиками....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми раннего возраста «Диванчик для игрушек»

Публикуемый материал служит решению следующих задач:1. Образовательная область  «Познавательное развитие»:Продолжать учить создавать постройки, различать строительный материал;Закрепить знания о ...

Конспект ОД по конструированию с детьми раннего возраста по теме «Заборчик для утят»

Цель: Развивать умение сооружать постройку по образцу. Задачи: - способствовать формированию умения различать и называть детали строительного материала (кирпичик);- способствовать формированию ум...

Конспект НОД по познавательному развитию (конструирование) с детьми раннего возраста. Тема: " Построим машинку"

Конпект НОД  по познавательному развитию (конструирование) с детьми раннего возраста. Тема: "Построим машинку"...

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Конструирование "Домик"

Конспект по конструированию в группе раннего возраста "Домик" с целью, задачами и ходом занятия....

Конспекты занятий по LEGO конструированию с детьми раннего возраста

закрепить понятие «большой - маленький»;  развивать внимание, память, мелкую моторику рук. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь....