Методическая разработка. Познавательное конструирование с помощью развивающих игр блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Развалова Ирина Владимировна

Основные цели: 1. Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать,  классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и  декодировать информацию;

                               2. Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры  мышления;

                               3. Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

                               4. Развитие творческих способностей.

 

                                                       Вступление.

Представленной системы работы с детьми свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития.  Практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счёт, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.

   Должное внимание уделено введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности, порядка, алгоритмов.

   Развивающая направленность предлагаемых игровых занятий выражена и через приемы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

   Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.

   Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

   У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?»

   Познание ребенка осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление в практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение логических и арифметических задач и головоломок, развивающие и логико-математические игры.

   Применяются игровые и учебно-игровые пособия, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», кубики для всех и другие модели.

    Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность. Включены приемы мнемотехники, которые способствуют совершенствованию памяти. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.

    Дети решают поставленные задачи, играя, и развиваю творческое воображение. Все занятия проходят в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Познавательное конструирование с помощью развивающих игр блоком Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.

                                                                    Развалова Ирина Владимировна

                                                                    Воспитатель ГБДОУ д/с № 356

                                                                    Московского района Санкт-Петербурга.

        

Основные цели: 1. Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать,

                                   классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и

                                   декодировать информацию;

                               2. Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры

                                   мышления;

                               3. Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания,

                                   воображения;

                               4. Развитие творческих способностей.

  

                                                       Вступление.

Представленной системы работы с детьми свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития.  Практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счёт, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.

   Должное внимание уделено введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности, порядка, алгоритмов.

   Развивающая направленность предлагаемых игровых занятий выражена и через приемы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

   Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.

   Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

   У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?»

   Познание ребенка осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление в практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение логических и арифметических задач и головоломок, развивающие и логико-математические игры.

   Применяются игровые и учебно-игровые пособия, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», кубики для всех и другие модели.

    Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность. Включены приемы мнемотехники, которые способствуют совершенствованию памяти. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.

    Дети решают поставленные задачи, играя, и развиваю творческое воображение. Все занятия проходят в игровой форме.

 

                                                  МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ.

 

       Развивающая программа предполагает освоение детьми младшего возраста простейших связей и зависимостей между объектами. Так, они группируют предметы по признакам цвета, затем эти же предметы по форме, по форме и размеру одновременно и т.д. Восприятию и оценке при этом подлежат изменения в количестве получаемых групп, количество предметов в каждой их них, возможность использования предметов в играх. Обобщение и сравнение осуществляются в ходе решения простейших логических задач.

       Осуществляет следующие задачи:

   - привлечение внимания детей к качественной, количественной оценке разнообразных

     групп предметов, развитие воображения;

  - освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-

    двигательным зрительным путем, путем сравнения;

  - овладение дочисловой оценкой количественных групп и с помощью чисел

    в доступном ребенку пределе;

  - развитие самостоятельности в воспроизводящей, воссоздающей, творческой

    деятельности, детской инициативности.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель  - Составление простых узоров путем комбинирования цвета и формы.

            - Развитие устойчивой связи  между  образом  свойства  и  словами,  

              которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал.   Игрушки: медведь, ёж, утка, заяц. Шапочки – маски для плёч по

                     количеству детей. Блоки Дьенеша, непрозрачные    коробки    с

                     прорезью   с верху, кубики  «Сложи  узор» (4 шт.). Образцы.

Ход занятия.

   К нам сегодня кто-то пришёл в гости.

                                    Зверь забавный сшит из плюша.

                                    Есть и лапы, есть и уши.

                                    Мёду зверю дай немного.

                                    И устрой ему берлогу.

                                              (Плюшевый мишка).

  1. Игра «Домики и дорожки»

У Вини – Пуха есть друзья ёжик, утка и заяц. Они живут каждый в своём домике. Утка в синем, ёжик в красном, заяц в жёлтом домиках.

  Чтобы пойти к кому-нибудь в гости надо сделать дорожки.

К утке – синяя дорожка.

  

 

   

    К ёжику – красная дорожка.

       

         К зайцу – жёлтая дорожка.

         

      2. Игра «Помогите муравьишкам».

  Материал: Набор логических блоков, непрозрачные открывающие коробки с прорезью вверху.

  Перед детьми лежат блоки (муравьишки). В волшебном лесу живут мама –  муравьиха со своими детьми – веселые и любознательные муравьишки. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу домой, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама – муравьиха научить их, быстро возвращаться в свои в свой дом. Но одной ей не справиться,  и  она  просит  помощи  у  детей.   Каждый ребёнок  получает  домик. Называются цвет  блоков  (муравьишки),  которые  должны  спрятаться   в   домик (например: красные).

  В конце домики открываются  и  проверяются,  не  попал  ли  туда  другой  муравьишка (блок). После проверки и исправления ошибок блоки возвращаются на  место.  Ведущий дает новую команду.

3. Игра «Медведь и пчёла».

Материал: Шапочки – пчёл.

 Вини – Пух предлагает поиграть. Воспитатель уточняет количество пчёл (детей). Отмечает, что их много. Пчёлы летают по полянке. Как только медведь выйдет из берлоги, они летят в свои домики. Воспитатель отмечает, что на полянке нет ни одной пчелы.

ЗАНЯТИЕ 12.

Тема. Поезд.

Цель.  – Закрепить умение детей находить 1 предмет и много предметов;

            - Ориентировка в пространстве вверх, вниз, вперед, назад;

            - Закреплять свойства цвета, учить цепочку предметов разного размера,

               видеть закономерность.    

         

Материал. Игрушка мишка, изображение поезда, Блоки Дьенеша, образцы,

                     кубики «Сложи узор», образцы, фланелиграф, листьев, красные и

                    синие полоски на каждого ребёнка, 2 вазы.

Звучит мелодия Вини - Пух предлагает отправиться на поезде в лес.

1.  Дети садятся на поезд, в осеннем лесу тут на полянке загудел паровоз, и вагончики повез ту-ту-ту, далеко вас увезу.

  На полу листья дубовые, кленовые, красные, жёлтые, большие и маленькие.

- Поднимите 1 большой лист.

- Поднимите много листьев.

- Поднимите 1 красный лист.

- Поднимите 1 жёлтый лист.

- Положите красный лист вверху, а много жёлтых внизу.

- Сделайте букет из жёлтых листьев.

- Сделайте букет из красных листьев.

  2.  Игра «Дорожки».

    В осеннем лесу очень много листьев и ни одной дорожке не видно, давайте сделаем дорожки. Но дорожки надо делать по определенному правилу вот такому:

   

 3.  Игра «Придумай узор».

  А вот наши знакомые зайчики очень любят собирать узоры и придумывать свои   узоры. Сделайте узор.

 

         

     ЗАНЯТИЕ 15.

Тема. Зимняя прогулка.

Цель. – Установление сходства и различия на основе сравнения;

           - Группировка по размеру, количеству;

           - Установление соответствия, подбора пар.

Материал: предметы детской одежды (варежки), изображение двух крепостей

                    (на сходство и различие), комки разной разных размеров (по 12 на каждого

                    ребёнка), палочки Кюизенера.

Ход занятия.

  1. Две крепости.

  Сегодня мы с вами вышли на прогулку, и увидели на нашей площадке, кто-то построил снежные крепости. Крепости охраняли снеговики. Сначала мы подумали, что снеговики одинаковые, но потом увидели, что они разные. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга.

 

  1. Снежные медведи.

Ура! Снег липкий, можно лепить снеговиков. Мы слепим снежных медведей. Самый большой медведь – Михайло Иванович. Поменьше медведь – Настасья Петровна. А самый маленький - Мишутка.

   

  1. Потерянная варежка.

Вот мы вернулись с прогулки в раздевалку и обнаружили, Настя потеряла варежку. Соедини варежки и помоги Насте найти варежку.

 

  1. Игра с палочками «Зайчик».

В группе мы стали играть с палочками, и из палочек сделали зайчика.

ЗАНЯТИЕ 49.

Тема. Помогите Микки – Маусу.

Цель. – Учить детей считать до 3, пользоваться цифрами 1 и 2, 2 и 3;

           - Сравнивать две группы предметов, устанавливать соотношение больше,

              меньше, равно; 

           - Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать

              предметы по заданным свойствам.

Материал.  Игрушки: хозяйка (кукла би – ба – бо), 3 мышки, кот, три вазы и поднос с

                     яблоками (не менее 20 шт.), 3 непрозрачных пакета, домики, двери разной

                     ширины, блоки Дьенеша, алгоритм построения дорожек.

 

Ход занятия.

  1. Переполох.

Микки – Маус подружился с хозяйкой домика в лесу не далеко от двери в Волшебную страну. Он пришёл к ней в гости, и хозяйка стала накрывать на стол. В первую вазу она положила 1 яблоко, во вторую – два, в третью – три. Только она отвернулась, как в вазах пропали яблоки. В каких вазах не хватает яблок? Сколько не хватает яблок в каждой вазе? (1) Кто-то не известный с хвостом утащил эти яблоки. Это оказывается мышки и у них пакеты. Сколько их? (3) Сколько было яблок в первой вазе. Успела ли первая мышка взять яблоко (нет). Сколько было яблок во второй вазе? (2) Сколько было яблок в третьей вазе?

Мы помогли хозяйке и можно соединить следующие пары точек (31 – 32)

   

  1. Переполох продолжается.

Но проделки «неизвестного с хвостом» на этом не закончились. Ветра не было, а кто-то снял всё двери с петель и перепутал их между собой надо теперь поставить их все на место. После выполнения соединяются следующие пары точек (32–33).

  1. Переполох продолжается.

Двери поставили на место, но вышли во двор, и там побывал «неизвестный с хвостом». Он разобрал все дорожки. Дорожки были выложены камушками в определённом порядке. Постройте дорожки так. Детям выдаются алгоритмы построения дорожек. (Форма и размер)  

 

  1. Поиск неизвестного с хвостом.

Кто – же всё это натворил? Да ещё у хозяйки кот пропал. Наверное, это он всё сделал и спрятался. Давайте его искать дети ходят по группе и ищут кота. Когда находят, кот признается, что это он сделал, потому что ему было скучно и не с кем поиграть. После дети соединяют последние пары точек (33 – 27). Ура у нас получился замок. Мы соединили все точки и выполнили все тридцать три

задания.

  ЗАНЯТИЕ 53.

Тема. Путешествие по Волшебную Страну.

Цель. - Познакомить детей с образованием числа 5, учить их считать до 5;

           - Упражнять в определении направления расположение предметов от самого

              себя (впереди, сзади);  

           - Развивать комбинированные способности, умение обобщать и сравнивать.

Материал. Таблицы найди лишнюю фигуру, разобранный квадрат, Палочки

                     Кюизенера, кубики «Сложи узор».

  1. Игра «Найди лишнюю»

Микки – Маус показывает таблицы детям, на каждой нарисовано по пять фигур. Одна из пяти лишняя. Микки–Маус не знает какая. Дети находят лишнюю фигуру, ориентируясь на форму.

   

  1. Игра «Сложи узор».

Микки - Маус устал пешком ходить по Волшебной Стране и встретил ослика, ослик согласился провезти на себе Микки – Мауса. Вот такого ослика повстречал Микки – Маус.

 

  

  1. Игра «Собери квадрат».

У Микки – Мауса ещё одна задача. Надо собрать квадрат. Помогите ему.

  1. Игра с палочками.

Микки – Маус доехал на ослике до дома, поблагодарил его. А так как надвигалось ночь Микки – Маус решил заночевать в домике. Когда он зашел в комнату то, оказалось, впереди стоял стол, а сзади печка.

 

   

                                       СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ.

   Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум – трем признакам, находить сходство и отличие. Они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.

   Освоение этого довольно сложного, но способствующего развитию мышления содержания осуществляется при решении наглядно представленных логических задач, а в дальнейшем и словесных.

Решаются задачи по развитию у детей:

 - умения анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам,

    количеству, расположению, назначению;

 - умения сосчитывать предметы, звуки, движения и пользоваться счётом для оценки

   количества объектов;

 - творческого воображения, умения активно действовать в условиях простой

   проблемной ситуации.

ЗАНЯТИЕ 1.

Тема. Том и Джерри.

Цель. – Освоение способов обследования, сравнения фигур с целью выделения сторон;

          - Развитие умения находить нужные фигуры по отрицанию свойства (формы);

          - Самостоятельно освоение детьми правил движения по лабиринту.

          - Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму.

 

Материал. Игрушки (кот и мышь), изображение четырех норок, четыре дверцы для

                    норок в форме квадрата, круга, трапеции и треугольника (с силуэтом

                    мышонка на каждой), лабиринт (с одним входом и одним выходом), кубики

                    «Сложи узор», блоки Дьенеша.

Ход занятия.

  1. Игра «Где мышонок?»

Кот Том и мышонок Джерри – давние враги. Джерри ужасно надоел коту своими проделками, и кот мечтает от него избавиться. Везде Тому чудятся мыши. Но мышонок хитер. Он прячется от Тома не в круглой, не в квадратной и не в треугольной норке. Где же мышонок?

 

  1. Лабиринт.

Кот тоже хитер. Он догадался, где сидит мышонок, и Джерри пришлось убегать. Он стал метаться по комнате. Помогите мышонку пройти по лабиринту к своей норке.

   

  1. Игра «Придумай узор».

Джерри добрался до своей норки, но у него в неё темно сделайте мышонку фонарик.

 

   

 

  1. Игра «Найди клад».

 Джерри спрятал сыр, но не может его найти. Помогите ему.

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый), 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый) Дети – кладоискатели, кружки из бумаги – клад.

 Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков.  Называя различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым лежит клад, дети должны говорит «да», если неверно – «нет».

ЗАНЯТИЕ 5.

Тема. Три котенка.

Цель. – Развитие комбинированных умений, воспроизведение отношений «выше –

           ниже», «над – под», «между»;

           - Уточнение представлений о направлениях счёта.

           - Учить ориентироваться на листе бумаги.

Материал: кубики «Сложи узор», палочки Кюизенера, игрушки трех котов, 2 картинки с

                       разным расположением предметов, изображение гномов и домиков.  

Ход занятий.

  1. Игра с кубиками.

   Три кота играют в кубики. Сначала они разбросали по всей комнате, а потом стали строить из них башни – каждый по-своему.

   Первый котенок построил башню так, что жёлтый кубик оказался между синим и красным.  Второй котёнок построил башню так, что жёлтый кубик - не верхний и не нижний,

      Третий котёнок поставил жёлтый кубик ниже красного, но выше синего. Построите их.

       

  1. Игра «Будь внимательным»

Предложите детям рассмотреть картинку слева и сказать, как расположены на ней предметы (солнце в левом верхнем углу, дом посередине, слева от дома елка, а справа — скамейка).

Задания детям.

- На картинке справа нарисовать: солнце в правом верхнем углу; елку — справа от дома; скамейку — слева от дома.

  - Предложите детям сравнить две картинки и сказать, чем они отличаются друг от друга. (На картинке слева солнце в левом верхнем углу, а на картинке справа — в правом верхнем углу; на картинке слева елка слева от дома, а на картинке справа — справа от дома; на картинке слева скамейка справа от дома, а на картинке справа — слева от дома.)

  1. Где, чей домик?

Котята раскрашивали изображение домиков и в них они получились все разные.

       Первый котёнок раскрасил свой домик так: крыша – красным, стены – жёлтым, чердак и забор – зелёным.

       Второй котёнок так: крыша – жёлтый, стены – зелёным, забор – красным.

  Третий котёнок так: крыша – зёлёным, стены – красным, забор – жёлтым.

   

  1. Составь лесенку.

К котятам приходят в гости гномики. Они такие маленькие, что лесенка рядом с ними кажется огромной. Составьте лесенку. Сколько ступенек? Гном, который в синей шапочке стоит на второй ступеньке сверху. Какого она цвета? Гном, который в красной шапочке стоит на второй ступеньке снизу. Какого она цвета?    

ЗАНЯТИЕ 33.

Тема. Обезьяний детский сад.

Цель. – Освоение временных понятий (вчера, сегодня, завтра).

           - Развитие внимания, творческого воображения.

Материал. Иллюстрации к частям суток, знаки-символы, блоки Дьенеша, кубики

                     «Сложи узор».

Ход занятий.

  1. Игра «Части суток».

Обезьянки играют в игру, определите на картинках какое время суток изображено на картинках.

  

  1. Игра «Наступает вечер, день, утро, ночь».

В углах комнаты ставятся стульчики, на спинках которых прикреплены знаки-символы. Синий круг означает вчера, желтый треугольник – сегодня, красный квадрат – завтра. Взрослый задает вопрос, дети, не отвечая, идут к тому Знаку-символу, который соответствует ответу.

   Сильный мороз не сегодня и не завтра, а был… (вчера)

   Мы играем не завтра и не вчера, а …(сегодня)

   Воскресенье не сегодня, а будет…(завтра)

   

  1. Игра с 2 обручами.

Обезьянки играют с обручами. У обруча лежат картинки – свойства. 2 свойства. Например: красные и большие, у 2 обруча – все круглые.

  1. Игра «Сложи узор».

Обезьянки играют с кубиками и составляют узоры.

   

  

ЗАНЯТИЕ 37.

Тема. Путешествие в сказку.

Цель. – Развитие умения запоминать, комбинаторных способностей.

           - Называние и сравнение чисел в пределах десяти.

            - Ориентировка на листе бумаги.

         

Материал. Палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор», лабиринты.

Ход занятия.

  1. Игра «Исправь лесенку».

 Мы попали в сказку. Называется Волшебник Изумрудного Города. Злая волшебница наколдовала ураган. Девочка Эля и собака Тотошка улетели в доме в сказочную страну. Когда ураган закончился, дом приземлился прямо на злую волшебницу. Но чтобы Эли спустилась по лестнице надо починить лестницу.

 

  1. Игра «Выложи дорожку».

Чтобы Эли и Тотошке вернуться домой ей надо прийти в Изумрудный город к Волшебнику Гудвину. Дорога в Изумрудный город выложена желтыми кирпичами. Сделайте дорогу из желтых кирпичей.

  

  1. Игра «Найди дорогу».

Дорога идет в разных направлениях, найдите правильное направление.

 

  1. Игра «Собери узор».

  Эля с Тотошкой шли по дороги из желтых кирпичей и смотрели по сторонам и вдруг они увидели интересный рисунок. Сделайте его.

 

   

  

  1. Игра с палочками.

Эля и Тотошка шли по дороге из желтых кирпичей и повстречали Страшилу, который служил пугалом и ему очень надоели вороны. Страшила тоже захотел, пойди с Элей и Тотошкой к Волшебнику Гудвину и получить немножко мозгов. А вороны остались на поле.

    

                                     

 СТАРШИЙ ВОЗРАСТ.

  Основное внимание уделяется развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию умения классифицировать предметы; выделять их существенные признаки, основание классификации и сериации; прослеживать изменения в расположении объектов в связи со сменой основания классификации или сериации.

  В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.

  На занятиях способствует развитию у детей:

 - интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной

   интеллектуальной деятельности;

 - образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать,

   сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.;

 - произвольного внимания; умения использовать приемы мнемотехники;

 - способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка

   следований, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений

   между частями целого, чисел, измерения и др.;

 - стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по

   алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Занятие 1.

Тема.   Готовимся к поиску Атлантиды.

Цель.  – Развитие комбинаторских способностей путем комбинирования цвета и формы.

             - Развитие творческого воображения, памяти.

             - Развитие логического мышления.

 Материал. Лабиринты, кубики «Сложи Узор», схематическое изображение подводной

                     лодке, таблицы с логическими задачами на поиск недостающей фигуры.

 Ход занятия.

  1. Игра «Готовимся к поиску Атлантиды».

    Воспитатель кратко рассказывает детям историю исчезнувшей Атлантиды, предлагает им включиться в поиск.

     Дети рассматривают лабиринты, находят путь, который приведёт их к Атлантическому океану. (Предлагается лабиринт, выполненный на большом листе бумаги.)

2. Игра «Отгадай название подводной лодки».

    У берега океана детей ждет подводная лодка. Название лодки дети узнают, выполнив задания.

    Кубики «Сложи Узор». Образцы на морскую тему маяк, фонарь, батискаф и другие предметы.

                       

                                                                         

     

   

 

3. Игра «Найди недостающую фигуру».

   Некоторые фигуры на них размыты водой, их нужно восстановить.

   Каждый ребенок получает карточку и анализирует её, доказывает правильность своего решения.

 

        

4. Игра «Кто живет в океане?»

      Прежде чем отправиться на поиски Атлантиды, дети вспоминают и называют обитателей океана. Например: один называет акула, второй повторяет его и добавляет кит. Следующий называет первые два по порядку: акула, кит и добавляет свое – дельфин.

Занятие 6.

Тема.   Развлечения.

Цель. - Упражнять в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

         - Учить находить фигуры на ощупь по зрительному восприятию.                      

          - Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материал: модели геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник,

                    прямоугольник. Соответствующие фигуры, но   меньшего   размера  

                    в «чудесном мешочке». Квадраты, прямоугольники, треугольники

                    на каждого ребёнка.    

 

Ход занятия.

  1. Какой бывает транспорт?

   летел на самолёте. Вот на таком:

 

 

    Плыл на катере. Вот на таком:

           

 

 И ездить на машине:

 

 

  1. Игра «Сложи узор».

     плыл на лодке. Сделайте такую лодку:

   

        

  1. Лесенка.

    Возьмите белую, розовую, голубую, красную, желтую палочки и постройте из них лесенку. Посчитайте ступеньки внизу вверх и сверху вниз.

  1. Игра «Триктрак, это не так».

   Воспитатель: «Я буду сравнивать длину, ширину и толщину предметов.  Надо очень внимательно слушать каждое мое слово. Если я скажу неправильно о размере предмета, то вы поднимаете руку. Тот, кого я назову, должен сказать: «Триктрак, это не так!»   Я спрошу: «А, как?» Вы должны будете правильно сказать, какой предмет длиннее, шире или толще другого».

   Воспитатель берет листья ивы и тополя и говорит: «Лист ивы шире, чем листа тополя».

Дети его останавливают, кто-то   из   детей   дает   правильный   ответ   и   способом приложения доказывает, что лист ивы уже, чем листа тополя.

Занятие 27.

Тема. Пришельцы из космоса.  

Цель. - Развитие творческого воображения, внимания, памяти, логического мышления.

          - Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества,

             производить операцию «не».

Материал. Планы – маршруты пути. Изображение ракеты, разрезанное на 12 неравных

                      частей. Кубики «Сложи узор», блоки Дьенеша, таблицы, Кубики для всех.

                     Силуэт корабля, запасные паруса

Ход занятия.

  1. Подбери паруса.

 Смотрим дальше на карту, следующий пункт корабль.  Корабль стоит у причала на реке, но надо поставить паруса.

  1. Сложи узор.

Чтобы отправиться в путь надо поднять якорь.

   

        

 

  1. Трап.

На корабле есть трап. Но он сломан, надо его починить. Кубики для всех № 28.

 

  1. Разбери камни.

   Пока мы с вами отдыхали, наш корабль причалил к берегу. На берегу, дети находят разнообразные фигуры, выброшенные волной. Надо рассортировать их, чтобы легче было отыскать осколки корабля.  Игра с двумя обручами.

         Воспитатель раскладывает на полу 2 обруча разного цвета, затем вместе с детьми выясняет, как нужно назвать каждую из образовавшихся областей.

    Например, внутри красного. Затем выделяются признаки, по которым будут раскладываться фигуры в обручи.

    Например, внутри красного обруча – все красные, внутри черного – все маленькие.

     Каждый из играющих поочередно берёт фигуры из набора, называя, куда и какую фигуру он кладет. Следует обращать внимание, чтобы дети называли фигуры по всем 3 признакам. (Красный, большой квадрат лежит внутри красного обруча).

Занятие 29.

Тема. Пришельцы из космоса.  

Цель.  - Развитие творческого воображения, внимания, памяти, логического мышления.

            - Закрепить умение вести порядковый счёт.

            - Учить, что порядковый счёт зависит от того, как считать – слева направо или

              справа налево.

Материал. Изображение цапли и лягушонка, изображение кочек – домики, палочки

                    Кюизенера, Кубики «Сложи узор», осколок корабля, изображение камней.

Ход занятия.

  1. Игра «Найди дом лягушонка».

Мы находимся на озере. На озере жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя комка – домик.  Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.

Вопросы. Где живёт лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?

Варианты ответов. 

     1. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать слева направо.

     2. Лягушонок живет на любой кочке, где не живёт цапля.

     3. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево.

Решение проблемы. Сначала все дети сразу находят домик лягушонка, считая слева направо. Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что цапля и лягушонок не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка. Ведь она живет на пятой кочке (между четвертой и шестой).

       Второй вариант тоже откланяется, так как лягушонок живет на пятой кочке. Правильный третий вариант. Дети находят пятую кочку, считая, справа налево.

Вывод. Место предмета зависит от порядка и направления счета.

   

  1. Научить лягушонка считать.

  Чтобы лягушонку легко находить свой домик, надо научить его считать. Раздаются карточки, на которых нарисованы кочки. Стрелками указывается порядок и направление перемещения лягушонка с кочки на кочку.

  Если направление счета не указывается. То считать следует слева направо.

 

  1. Сделай портрет лягушонка.

  1. Сложи узор.

  Лягушонок живет на озере, любит смотреть на бабочек. Сделайте её.

Для того чтобы полететь в космос на планету, нужна ракета. Сделайте её.

   

        

   

  1. Игра «Назови соседей».

 Под камнями лежит осколок корабля, чтобы его взять надо ответить на вопросы черепахи. Черепаха называет числа, дети должны назвать соседние числа и показать их. Например, число 6 (соседи 5 и 7).

           

             

Занятие 42.

Тема. Прогулки по городу.  

Цель. – Развитие логического мышления, умения ориентироваться по плану, сравнивать

             и обобщать.

           - Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его

             обозначают.

           - Умений выявлять и абстрагировать свойства.

 

Материал. Силуэты жилых домов (№1-10), рабочие листы с изображением лабиринтов,

                    кубики «Сложи узор», блоки Дьенеша, карточки-символы.

Ход занятия.

  1. Расставь дома.

Мы пошли гулять по улице. Определим начало и конец улицы, нумерацию домов, правую и левую сторону (правая – нечетные номера домов, левая – четные). Детям предлагается расставить нумерацию домов на обеих сторонах.

 

  1. Допиши номера.

 Часть номеров на домах стерлась. Детям предлагается дописать пропущенные номера. (Например: 1, 2 … 4, 5; 3 … 1; 7, 8, … 10.)

  1. Регулировщик.

      Гуляя по улице, дети встречают регулировщика. Требуется раскрасить желтым цветом милиционера, у которого поднята правая рука, красным – у которого поднята левая рука.

  

  1. Засели домики.

Вот дети пришли домой, и стали играть в фигуры. Поселите в домике блоки по трем свойствам. (Например: поселите в домике красные, круглые, большие).

  1. Сложи узор.

Теперь поиграем в кубики.

 

 

      

 

 

Занятие 45.

Тема. Прогулки по городу.  

Цель. – Развитие творческого воображения, умения анализировать, сравнивать,

              обобщать.

            - Умение выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру.

Материал. Изображение дома, Палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор», таблицы.

Ход занятия.

  1. Построй дом.

Мы находимся в Летнем саду. Там есть летний домик Петра 1. Давайте его сделаем.

Дети выкладывают дом. Делают дверь, окна, крышу.

  1. Разрезанные картинки.

В нашем городе есть много достопримечательностей и назовите их. Вот перед вами разрезанные картинки составьте их и назовите, что вы собрали.

  1. Разгадай секрет.

В нашем городе есть достопримечательность.                                                                                                                                    

                         Разгадайте его.  1        ,  1      ,    2      , 3      , 1       , 3      , 2      .  

                                                             1        2         3

Э

П

В

Р

Ж

И

Т

М

А

 

  1. Составьте дом из палочек.

 В нашем городе много дворцов их строили разные архитекторы в разное время. Давайте и мы сейчас станем архитекторами и сделаем свои дворцы.

        

  1. Сложи узор.

В нашем городе много мостов. Давайте из сделаем.

 

                                                                                       

        

        

             

Занятие 47.

Тема. Прогулки по городу.  

Цель. - Развитие творческого воображения, умения анализировать, сравнивать,

              обобщать.

            - Умение выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру.

Материал.  Палочки Кюизенера, таблицы, схема детского метро, кубики «Сложи узор».

Ход занятия.

  1. Найди станцию.

Выяснить какие виды транспорта дети знают (наземные и подземный – метро).

Представьте себе, что будет, если вы потерялись в метро. На этого не произойдет, если вы научитесь разбираться в схеме линий метро.

Предлагает по схеме детского метро добраться (с пересадками на узловых станциях) до намеченного пункта.

  1. Узнай название.

Доехав в метро до станции, чтобы узнать куда мы попали надо решить задачи.

 Реши примеры, замени цифры буквами.

4+4          10-4              2+4          7-4          3+2       5+4        9-2  

3

5

6

7

8

9

П

А

О

К

З

Р

  1. Животные в зоопарке.

  В зоопарке мы увидели много животных – вот один из них.

 

  1. В террариуме.

В зоопарке есть специальное место, где находятся рептилии. Вот одно из них.

 

                                                                                       

        

        

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект математического досуга совместно с родителями «Путешествие в страну «Сообразилия» (с использованием электронных образовательных ресурсов, игровых, здоровье сберегающих технологий, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

1.     Знакомить родителей с игровыми способами формирования навыков счета, развития логического мышления, воображения.2.     Учить взрослых и детей взаимодейст...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Золотая рыбка»Развитие логического  мышления  детей ...

Познавательное развитие (ФЭМП) "Мы строим зоопарк" с использованием занимательного материала (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера)

Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Развивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками «Сложи узор» по схемам.

Развивающие игры  с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками «Сложи узор» по схемам....