Педагогический образовательный проект "Страна "Конструктория".
проект по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Буркова Любовь Леонидовна

Педагогический образовательный проект "Страна "Конструктория".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18

ПАСПОРТ

педагогического образовательного проекта

«Страна «Конструктория»

по развитию конструкторских, интеллектуально-творческих способностей

у детей дошкольного возраста

 

        Разработал:

Воспитатель МАДОУ №18

Буркова Л.Л.

Высшая квалификационная категория

г. Североуральск, 2017- 2022 г.

Содержание

1.

Информационная карта проекта…………………………………………………………….

3

2.

Этапы проекта………………………………………………………………………………..

7

3.

Информационное обеспечение проекта……………………………………………………

10

Приложение 1

Педагогические проекты по конструктивно-модельной деятельности……………………………………………………………

13

Приложение 2

Детские проекты……………………………………………………….

14

Приложение 3

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по конструктивно-модельной деятельности…………………………………………………………….

16

Приложение 4

Организация развивающей предметно-пространственной среды….

24

Приложение 5

Система мониторинга достижения планируемых результатов……...  

30

1. Информационная карта проекта

Тема

«Страна «Конструктория»

Эпиграф

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала». Ж. Пиаже

Образовательная область

ОО: «Художественно-эстетическое развитие»;

Раздел –  «Конструктивно-модельная деятельность».

Краткое содержание проекта

Проект предлагает использование образовательных конструкторов: ЛЕГО, ТИКО, Фанкластик. Конструкторы используются как инструмент для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развитию технического творчества, интеллектуально-творческому развитию дошкольников.

Образовательные конструкторы очень точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно – деятельностного подхода.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных, творческих процессов и социализации детей дошкольного возраста.

Актуальность

Конструирование в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие воспитанников.

Конструирование позиционируется, как универсальная деятельность растущего человека: созидательная, преобразующая, творческая; связанная с активным «открытием» окружающего мира, обогащением социокультурного опыта, формированием эмоционально – ценностного отношения к действительности, становлением «Я – концепции». Результат конструирования не только внешний – конкретное изделие или сооружение, но и внутренний – опыт самоактуализации, самообразования, самовоспитания, саморазвития.

Конструирование – познавательная деятельность. Дети в процессе конструирования сравнивают, анализируют, исследуют, моделируют предметы окружающего мира. Конструирование – художественно-эстетическая деятельность. В процессе этой деятельности формируется эмоционально-ценностное отношение к миру, которое «роднит» конструирование с социально-коммуникативной деятельностью в разнообразии её видов и, прежде всего – общением, игрой, трудом. Таким образом, в детском конструировании естественным образом интегрируется разнообразные виды детской деятельности, следовательно, в процессе конструктивной деятельности происходит разностороннее развитие личности ребёнка, это подлинно развивающая и развивающаяся деятельность. Конструирование — это универсальный способ самопознания и самосозидания. Развивается пространственное воображение, концентрация внимания и творческие способности. Обучение с использованием образовательных конструкторов объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность обучающихся, развивает конструктивные способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности обучающихся, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Тип проекта

Познавательный, информационно-творческий.

Вид проекта

Групповой.

Участники проекта

Дети, их родители, сотрудники ДОУ.

Срок реализации

Долгосрочный 2017 г – 2022 г.

Противоречие

Обозначено между актуальностью развития конструкторских, интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста, и устаревшими методами и приёмами этого направления в образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях.

Проблема

Важно осуществить поиск форм, методов и технологий, которые бы способствовали более эффективному развитию конструкторских, интеллектуально-творческих способностей у воспитанников.

Гипотеза

Если мы будем использовать современные технологии конструктивно-модельной деятельности, то обеспечим развитие конструкторских, интеллектуально-творческих способностей у воспитанников.

Объект проекта

Условия развития конструктивных, интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет проекта

Процесс развития конструктивных, интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Цель

Развитие конструкторских, интеллектуально-творческих, способностей у воспитанников посредством технического конструирования.

Задачи

Обучающие:

- учить приёмам и правилам работы с конструкторами;

- учить конструировать по схеме, по модели, по условиям, по теме, по замыслу;

- формировать интерес к техническим объектам.

Развивающие:

- развивать конструкторские способности, творческую инициативу, самостоятельность;

- развивать психофизические качества (память, внимание, мышление).

Воспитывающие:

- воспитывать уважение к трудовой деятельности;

- воспитывать интерес к техническим видам творчества;

- воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность).

Методологическое обоснование

Конструирование является одним из видов продуктивной деятельности,

так как цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом. В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.

Формы организации обучения в конструктивной деятельности

Конструирование по образцу

Конструирование по модели 

Конструирование по условиям 

Конструирование по простейшим чертежам:

Конструирование по теме

Конструирование по замыслу

Образовательные технологии

- Лего-конструирование

- ТИКО-моделирование

- 3D- конструирование «Фанкластик»

- Личностно-ориентированные

- Проектная деятельность

- Исследовательская деятельность

- ТРИЗ-технология

- Технология «Река времени»

- Технология «Коллекционирование»

- Технология «Буккроссинг»

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: 

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним

проектом; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе конструктивной деятельности; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие:

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей наборов

конструкторов формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие: 

Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой

интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте посредством конструктора ТИКО.

Художественно- эстетическое развитие:

Творческое конструирование – создание замысла из деталей наборов

конструкторов, реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие 

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрения в процессе конструирования

Принципы

1. Принцип развития. 

Развитие понимается как появление у детей нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности.

2. Принцип самоценности детства. 

Конструктивная деятельность не предполагает выполнения каких-либо жёстких правил и норм, ребёнок по собственному желанию включается в конструктивную деятельность, сам процесс конструирования радуют детей. Но вместе с тем многообразие приемов и форм работы с конструкторами даёт детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.

3. Принцип интеграции. 

Работа с технологией конструктивно-модельной деятельности предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет объединять игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.

Подходы

1. Системно-деятельностный подход. 

Осуществляется в процессе организации различных видов детской

деятельности: конструктивно-модельной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской.

2. Личностно-ориентированный подход. 

Во главу угла ставим самобытность ребенка, его самоценность,

субъективность процесса обучения, опираемся на опыт ребенка.

3. Индивидуальный подход. 

Учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.

4. Дифференцированный подход. 

В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.

Предполагаемый результат

У детей будут сформированы:

- конструкторские способности;

- представления о деталях разнообразных конструкторов и их деталях, об устойчивости моделей в зависимости от её формы и распределения веса, о зависимости прочности конструкции, от способа соединения её отдельных элементов, о связях между формой конструкции и её функциями;

- будет развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций

- будут развиты способности конструировать по образцу, по инструкции, по схеме, умеют моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам, по собственному замыслу;

-  будут развиты интеллектуальные способности, умеют анализировать предмет, конструкцию, выделять характерные особенности, основные части, устанавливать связь между из назначением и строением;

-  будет развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива;

-  будут сформированы предпосылки учебной деятельности, умение и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в парах, в малых группах, в коллективе, распределении обязанностей.

Продукты проекта

Презентации проектов

Фотоальбомы

Сборники схем

Сборники фотографий моделей, персонажей и конструкций

Технологические карты для создания конструкций, моделей

Сборники логических заданий

Сборники дидактических игр по развитию конструктивных способностей

Обобщение и трансляция накопленного опыта

2. Этапы проекта

Этапы

Содержание

1 этап - организационный, аналитический

август 2017 год

1.Изучение возможностей внедрения в образовательный процесс современных технологий по конструктивно-модельной деятельности:

ЛЕГО-конструирование, ТИКО-моделирование, 3D-конструирование «Фанкластик».

2. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Анализ предметно-развивающей среды

Изучение опыта педагогов по данному направлению

2 этап – рефлексивно-диагностический

сентябрь 2017 год

1. Диагностика детей на начальном этапе реализации проекта «Страна «Конструктория» с последующим анализом:

- выявить уровень развития конструкторских способностей у детей

- выявить уровень развития интеллектуальных, творческих способностей посредством конструктивной деятельности.

2. Анкетирование и опрос родителей:

- «Конструирования в жизни ребёнка»;

- «Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии ребёнка дошкольного возраста»;

3. Анализ педагогической компетентности родителей.

4. Выявление социального запроса семей воспитанников.

3 этап – практический

октябрь 2017 г. -  октябрь 2021 г.

Практическая деятельность.

Оптимизация развивающей предметно-пространственной среды:

- Создание центра конструктивно-модельной деятельности «Конструкторское бюро «Фиксики».

- Приобретение образовательных конструкторов нового поколения: ЛЕГО, ТИКО, Фанкластик, «Техно», «Техник», строительного материала.

 - Приобретение и разработка учебно-методического комплекта по конструктивно-модельной деятельности

 - Приобретение и разработка методического материала.

- Разработка и реализация проектов (Лего-мастера, ТИКО-мастера, Мастерская «Фанкластика»)

- Разработка и реализация детских проектов

-  Разработка системы взаимодействия с родителями (законными представителями), организация мини клуба «Самоделкины»  в рамках семейного клуба «Доверие».

4 этап – заключительный, обобщающий

Подведение итогов работы над проектом

1.Результаты воспитанников:

-участие в конкурсах, фестивалях по техническому конструированию;

- организация выставок конструкций, моделей, поделок сконструированных из различных видов конструкторов.

2.Результат педагога:

- распространение педагогического опыта;

- презентация проекта в педагогическом коллективе ДОУ;

- трансляция результатов проекта в педагогическом сообществе города;

- в электронных средствах массовой информации.

3.Итоговое анкетирование и опрос родителей

4.Мониторинг:

- качества развития конструкторских способностей у воспитанников;

- развития интеллектуальных, творческих способностей

Образовательный педагогический проект «Страна «Конструктория» реализуется на основе:

1. Цикл проектов (приложение 1)

- «Лего-мастера»;

- «ТИКО-мастера»;

- «Мастерская Фанкластика»;

2. Детские проекты (приложение 2).

3. Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников основывается на организации семейного «Конструкторского бюро «Самоделкины», в рамках семейного клуба «Доверие» (приложение 3).

4. Организация развивающей предметно-пространственной среды (приложение 4).

Проект реализуется в игровой, проектной, познавательно-исследовательской деятельности.

Результат проекта подтверждён мониторингом (приложение 5).

В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:

1. Дети.

У детей сформированы:

- конструкторские способности;

- имеются представления о деталях разнообразных конструкторов и их деталях, об устойчивости моделей в зависимости от её формы и распределения веса, о зависимости прочности конструкции, от способа соединения её отдельных элементов, о связях между формой конструкции и её функциями;

-развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций

- у детей развиты способности конструировать по образцу, по инструкции, по схеме, умеют моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам, по собственному замыслу;

- развиты интеллектуальные способности, умеют анализировать предмет, конструкцию, выделять характерные особенности, основные части, устанавливать связь между из назначением и строением;

- развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива;

- сформированы предпосылки учебной деятельности, умение и желания трудиться,  выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в парах, в малых группах, в коллективе, распределении обязанностей.

- при поддержке взрослых ребята стали авторами своих собственных  творческих и исследовательских проектов.

2. Родители.

Родители из наблюдателей перешли в активных участников образовательного процесса, участников реализации проекта «Страна «Конструктория». Цели и задачи стали понятны родителям. Сформировался коллектив единомышленников. Вырос уровень доверия к детскому саду и воспитателям. Ответственные взаимозависимые отношения между родителями и детским садом способствовали  формированию у воспитанников интереса к конструктивно-модельной деятельности, в частности к техническому конструированию.

В ходе реализации проекта увеличилось количество родителей, которые считают необходимым проводить в ДОУ работу по развитию конструкторских навыков у дошкольников; удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. У них появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Семья ребёнка является ключевым звеном в направлении развития конструкторских, интеллектуально-творческих способностей воспитанников.

4. Группа. Оценивая развивающую предметно-пространственную среду можно отметить, что она пополнилась конструкторами нового поколения, познавательной литературой, картотеками дидактических игр, альбомами,  видеотеками.

Вывод по проекту: Конструктивная деятельность, через использование разных видов конструкторов, увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Использование технологий конструктивно-модельной деятельности в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проекте были учтены все общие виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и творческие); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в конструктивной детей дошкольного возраста; развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы.

Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует: обеспечению работы в рамках ФГОС ДО, удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ; повышению профессионального уровня педагогов.

Информационное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 года от 26.12 2017 г. №1642.
  2. Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2035 год. Указ Губернатора Свердловской области от 06. 10. 2014 г. № 453 – УГ.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р.
  4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24. 12. 2013г. №2506-р.
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  6. Постановление Правительства Свердловской области от 7.12.2017 г.   № 900-ПП. Об утверждении стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1156.
  10. ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Литература

  1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях  введения ФГОС: пособие для педагогов. – ИПЦ «Маска». –2013. –100 с.
  2. Карпова Н.М. ТИКО-конструирование методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного возраста, ОООНПО «РАНТИС», 2014 г.
  3. Карпова Н.М. ТИКО-конструирование:  методические рекомендации. – Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011. – 68 с.
  4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001 г. – 88 с.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера,  2017. – 240 c.
  6. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. Конспекты совместной деятельности с детьми 6- 7 лет: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС»,2017 г. – 96 с.
  7. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. –  М.: РУДН, 2007 – 133 с.
  8. Лыкова И.А. Парциальная  образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М.: ИД «Цветной мир»,2017. – 200 с.
  9. Лыкова И.А. Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих (познаём, конструируем, играем)». FANCLASTIC.RU. 2019 г.
  10. Обухова С. Н., Рябова Г. А. Развитие конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации . – Челябинск, 2014. – 93 с. : Цицеро, 2014–82 с.
  11. Парамонова Л.A.  Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  12. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов –М.: Сфера, 2012. –144 с.
  13. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Интернет-источники

  1. https://fanclastic.ru
  2. https://fanclastic.ru/3d-designer.html
  3. htth://www.ticо-rantis.ru

Приложение 1

Педагогические проекты по конструктивно-модельной деятельности

«ТИКО-мастера»

«Лего-мастера»

«Мастерская Фанкластика»

Срок реализации

2017 г.- 2018 г.

2018 г.-2020 г

2020г.-2022 г.

Тип проекта

- по доминирующей деятельности

Познавательно-творческий

Познавательно-творческий

Познавательно-творческий

- по содержанию

Информационно-творческий

Информационно-творческий

Информационно-творческий

- по времени проведения

Долгосрочный

Долгосрочный

Долгосрочный

Цель

Развитие конструктивного мышления, технического творчества, интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством ТИКО - моделирования

Формирование конструктивно-творческих способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательного конструктора Лего.

Формирование у детей интереса к конструктивно-модельной деятельности посредством  конструктора «Фанкластик».

Задачи

-формировать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- расширять кругозор об окружающем мире, развитие художественно-эстетического вкуса;

- развивать психические процессы (восприятие, памяти, воображения, мышления, речи), приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, мелкую моторику) через формирование практических умений;

- воспитывать трудолюбие, коммуникативные качества

( взаимопомощь, отзывчивость).

- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию;

- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности;

-Развивать познавательную и творческую инициативу детей;

-Воспитывать коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей.

- Формировать умение осуществлять соединение деталей конструктора

- Закреплять у детей навыки видения конструкции объекта, исследования её, анализа её основных частей, их функционального назначения;

- Формировать у детей умение создавать различные модели из конструктора «Фанкластик» по инструкции (видеоинструкции), по собственному замыслу;

- Закреплять у детей навыки коллективной работы;

-Закреплять у детей навыки самооценки (взаимооценки) собранных моделей.

Участники проекта

Дети, их родители, воспитатель.

Дети, их родители, воспитатель.

Дети, их родители, воспитатель.

Продукт проектной деятельности

Выставки

Сборники

Фотоальбомы

Выставки

Сборники

Фотоальбомы

Выставки

Сборники

Фотоальбомы

Приложение 2

Детские проекты

Ф.И. ребёнка

возраст

Тема проекта

Вид проекта

Цели и задачи проекта

Продукт проектной деятельности

Дима Ш.

6 лет

«Конструиро-вание машин своими руками»

Познавательно-творческий

Цель: Научиться мастерить своими руками игрушечные машины.

Задачи:

- познакомится с историей создания машин;

-познакомить ребят из группы с разными конструкторами;

- научиться делать игрушечные машины из разных конструкторов;

- привлечь ребят к изготовлению игрушечных машин;

- организовать игру «Самоделкины» по конструированию машин.

- Фотоальбом «Конструирование машин своими руками»;

- Выставка «Технопарк автомобилей»;

Влад Ш.

6 лет

«Самолёт построю

сам я?»

Познавательно-творческий

Цель: Научиться конструировать  самолёты из разных видов конструкторов.

Задачи:

-познакомиться с историей изобретения самолётов;

- узнать какие бывают самолёты;

- познакомиться с профессиями: авиаконструктор, лётчик;

- собрать коллекцию самолётов, собранных из конструктора «Лего-Сити»;

-привлечь ребят к конструированию моделей самолётов;

- организовать игру «Конструкторское бюро» по сборке самолётов.

-Коллекция моделей самолётов собранных из конструктора «Лего-Сити»;

- Модели самолётов из конструктора Лего;

- Модели самолётов из деревянного конструктора;

- Модели самолётов из конструктора «Техно»;

- Модели самолётов из конструктора «Железякин»;

- Альбом «Какие бывают самолёты»;

- Альбом «Кто изобрёл самолёты»;

- Фотоальбом «Мои первые шаги в авиаконструкторы»;

- Фотоальбом «Конструкторское бюро»;

- Фотоальбом «Мы играем в лётчики».

Артём Ф.

6 лет

Женя З.

6 лет

Миша Д.

7 лет

«Роботы в жизни человека»

Познавательно-творческий

Цель: Научиться конструировать роботов

Задачи:

- узнать какие бывают роботов;

- изучить и сравнить робота и человека;

- выяснить значимость робота для человека;

- создать роботов - помощников

1.Макеты роботов

2. Фотоальбом «Роботы-помощники»

Алиса С.

7 лет

«Чайная посуда для кукол»

Познавательно-творческий

Цель: Изготовление и роспись чайной посуды;

Задачи:

-узнать как и где делают посуду;

- познакомиться с разными видами росписи;

-научиться изготавливать посуду способом папье-маше;

-придумать свою роспись;

-расписать посуду для кукол;

-познакомить друзей с разными видами росписи.

 1. Чайная посуда для кукол, сделанная из папье-маше

2.Фотоальбом «Чайная посуда для кукол»

Влад Е.

7 лет

«Камни – это интересно»

Познавательно-исследовательский

 Цель: Изучение внешнего вида, свойств и применение камней Урала.

Задачи:

- узнать какие бывают камни;

- узнать о значении камней в жизни человека;

- собрать коллекцию камней и минералов;

- сделать панно из камней.

1.Альбом «Камни – это интересно»

2. Коллекция камней и минералов «Загадочный мир камней»

3. Панно «Хозяйка медной горы»

Дима Ш.

7 лет

«Техника Победы»

Познавательно-творческий

Цели: расширение кругозора о военной технике, развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

- формировать знания о военной технике времён Великой Отечественной войны;

- научиться конструировать военную технику из разных конструкторов;

- организовать выставку макетов военной техники сконструированных из разных видов конструкторов;

- воспитывать стремление к познанию событий Великой Отечественной войны, через творческую, познавательно-исследовательскую, конструктивно-модельную деятельность.

1.Фотоальбом «Военная техника это интересно»;

2. Альбом «Железные свидетели войны»

3. Фотоальбом «Макеты военной техники»

Приложение 3

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по конструктивно-модельной деятельности

Цель: создание условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих гармоничное развитие воспитанников, повышение компетентностей родителей (законных представителей) в области конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

- формировать коллектив родителей единомышленников;

- вовлекать семьи воспитанников в процесс развития конструкторских, интеллектуально-творческих  способностей воспитанников.

Принципы взаимодействия

- индивидуально-дифференцированный подход (адресная помощь семье, взаимная поддержка в рамках родительского сообщества);

- системность и последовательность (постоянный контакт с семьёй, вовлечение родителей в деятельность детского сада);

- доверительные отношения между воспитателем и членами семей обучающихся (взаимопонимание, взаимовыручка, взаимопомощь);

- уважение норм и ценностей семьи.

Формы взаимодействия

Информационно-аналитические:

- анкетирование;

- опрос;

- «почтовый ящик».

Наглядно-информационные:

- буклеты, памятки;

- папки-передвижки;

- буккроссинг «Живое слово», раздел – «Конструируем дома»;

- информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;

- фотогазета «ИТД – изобретения творческих детей»;

- видеофильмы, видеоролики.

Познавательные:

- коучинг – сессии;

- консультации;

- беседы;

- родительские собрания.

Досуговые:

- акции;

- выставки, вернисажи;

- конкурсы;

- досуги;

- дни добрых дел;

- конструкторское бюро «Самоделкины» в рамках родительского клуба «Доверие».

Анкетирование родителей

«Конструирование в жизни ребёнка»

Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.

вопросы

Возможные ответы

Ответы родителей

начальная диагностика

итоговая диагностика

1

Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?

а) да

б) нет

в) частично

2 чел.

20 чел.

0 чел.

20 чел.

0 чел.

2 чел.

2

Как вы считаете, какова основная цель конструирования в дошкольном возрасте? Выбрать один из ответов.

а) научить детей играть с разнообразными конструкторами

б) развивать у детей навыки ориентировки в пространстве

в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям

г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения

12 чел.

4 чел.

2 чел.

4 чел.

4 чел.

1 чел.

0 чел.

18 чел.

3

Считаете ли вы конструирование важным в развитие ребёнка?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

3 чел.

14 чел.

5 чел.

22 чел.

0 чел.

0 чел.

4

Как вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков у детей?

а) да

б) нет

в) частично

17 чел.

0 чел.

5 чел.

22 чел.

0 чел.

0 чел.

5

Часто ли ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию?

а) часто

б) редко

в) не проявляет

5 чел.

2 чел.

15 чел.

15 чел.

5 чел.

2 чел.

6

Есть ли дома у вас конструкторы?

а) есть

б) нет

7чел

15чел

22 чел.

0 чел.

7

Как часто уделяете дома время совместному конструированию с ребёнком?

а) часто

б) редко

в) не уделяю

0 чел.

4 чел

18 чел.

15 чел.

7 чел.

0 чел.

8

Какая помощь от воспитателя Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков у вашего ребёнка?

а) консультации

б) мастер-классы

в) открытый просмотр

8 чел.

15 чел.

10 чел.

2 чел.

5 чел.

5 чел.

Начальная диагностика 2017 г.

Результат анкетирования родителей.

Анализ анкетирования родителей показал:

  • в 20 семьях(90% родителей) не знакомы с программой ДОУ по конструктивно-модельной деятельности;
  • в 15 семьях (67 % родителей) нет дома конструкторов;
  • 81% родителей (18 семей) дома не уделяют время совместному конструированию с ребёнком,
  • 63 % родителей (14 семей) не считают  конструирование важным в развитии ребёнка;
  • 12 чел (54%) считают основной целью конструирования научить играть с конструктором;
  • 17 чел. (76%) удовлетворены условиями, созданными в детском саду по развитию конструктивных навыков у детей
  • 15 чел. (67%) ответили, что дома ребёнок не проявляет интерес к конструированию;
  • Все родители ответили, что нуждаются в помощи  в организации конструктивно-модельной деятельности в домашних условиях в форме консультаций, мастер-классов, открытых просмотров.

 

ІІ. Анализ опроса родителей на начальном этапе.

«Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста»

Родителям был задан вопрос «Считаете ли вы конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии ребёнка»

Результат опроса

 

Было опрошено 36 (100 %) родителей. Результат опроса родителей показал:

- 23чел. (62%) не считают конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста;

- 10 чел. (28%) затруднились с ответом;

- 4 чел. (10%) считают конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии ребёнка.

Вывод: Проанализировав данные анкеты и проведённого опроса, пришли к выводу о необходимости вовлечь родителей  в образовательную деятельность по техническому конструированию.

Итоговая диагностика

На заключительном этапе провели повторное анкетирование и опрос родителей

Результаты анкетирования

        

Анализ анкетирования родителей показал:

  • в 20 семьях(90% ) родители познакомились с программой ДОУ по конструктивно-модельной деятельности;
  • 22 семьи  (100 %)  родители приобрели конструкторы;
  • 15 семей (67%) родители дома стали уделять время совместному конструированию с ребёнком,
  • 22 семьи (100 %) стали считать конструирование важным в развитии ребёнка;
  • 18 семей ( 81%) стали считать основной целью  конструирования это развитие психических качеств ребёнка;
  • 22 семьи .(100%) удовлетворены условиями созданными в детском саду по развитию конструктивных навыков у детей
  • 15 чел. (67%) ответили, что дома ребёнок не проявляет интерес к конструированию;

Сократилось количество родителей нуждающихся в помощи организации конструктивно- модельной деятельности в домашних условия.

ІІ. Анализ опроса родителей на заключительном этапе

«Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста»

Родителям повторно был задан вопрос «Считаете ли вы конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии ребёнка»

Результат опроса.

 

Опрос родителей на заключительном этапе показал:

- 22 семьи (100%) стали  считать конструирование важным в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы с родителями

месяц

Форма взаимодействия

Тема

младшая группа (3-4 года)

сентябрь

Анкетирование

«Конструирование в жизни ребёнка»

Опрос

«Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии ребёнка дошкольного возраста»

октябрь

Акция

«Конструктор и я – лучшие друзья»

Родительское собрание

«Вечер вопросов и ответов по организации конструирования в младшей группе»

ноябрь

Мастер-класс

«Возможности конструктора « Лего-дупло»

Практикум для родителей

«Играем вместе»

декабрь

Коучинг-сессия

«Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

январь

Семейные конкурсы

«Волшебные снеговики»

февраль

Памятка

«Как выбрать конструктор для ребёнка»

март

Папка-передвижка

«Ребёнок и конструктор»

апрель

Консультация

«Роль конструирования в познавательной активности детей»

май

Буккроссинг «Живая библиотека»

«Конструируем дома»

средняя группа (4-5 лет)

сентябрь

Папка-передвижка

«Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной деятельности»

Консультация-практикум

 «Волшебные кирпичики»

октябрь

Проектная деятельность

«Конструирование машин своими руками»

ноябрь

Коучинг-сессия

«Как организовать домашний технопарк»

декабрь

Семейный конкурс

«Хоровод Дед Морозов»

январь

Консультация

«Конструктор в игровой деятельности детей дошкольного возраста»

февраль

Консультация

«Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной деятельности»

март

Обмен опытом семейного конструирования

«Семейные изобретения»

апрель

Памятка

«Выходные с пользой для развития детей»

май

Буклет

«Конструируем вместе с ребенком»

старшая группа (5-6 лет)

сентябрь

Консультация

«От простого к сложному»

октябрь

Выставка семейных поделок

«Конструкторский калейдоскоп»

ноябрь

Мастер-класс

"Конструируем вместе

декабрь

Семейный конкурс

«Новогодние фантазии»

январь

февраль

Консультация

«Как организовывать работу с конструктором ТИКО»

март

Семинар-практикум

«О чем рассказывает конструктор ТИКО»

апрель

Семейный конкурс

«Конструируем машины»

май

Папка-передвижка

«Конструирование – средство развития интеллекта»

Презентация

«Успехи наших детей»

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

сентябрь

Папка-передвижка

«Копилка полезных советов»

октябрь

Обмен опытом семейного конструирования

«Мы - конструкторы»

ноябрь

Мастер-класс

«Фанкластик: конструктор нового поколения»

Участие родителей в проектной деятельности

«Самолёт построю сам я?»,  «Техника Победы», «Роботы в жизни человека»

декабрь

Семейный конкурс

«Символ Нового года - поросёнок»

январь

февраль

Соревнования семейных команд

«Конструкторский турнир»

март

Коучинг-сессия

«Как помочь ребенку стать «инженером – конструктором»

апрель

Круглый стол

«Дошкольник и технические устройства»

май

Конструкторский турнир

«Фантазиус»

Консультация

«Роль конструирования при подготовке дошкольника к школьному обучению»

Анкетирование

«Конструирование в жизни ребёнка»

 Опрос

«Значение конструирования в интеллектуально-творческом развитии ребёнка дошкольного возраста»

Вывод: семья ребёнка является ключевым звеном в направлении развития конструкторских, интеллектуально-творческих способностей воспитанников.

Родители из наблюдателей перешли в активных участников образовательного процесса, участников реализации проекта «Страна «Конструктория». Цели и задачи стали понятны родителям. Сформировался коллектив единомышленников. Вырос уровень доверия к детскому саду и воспитателям. Ответственные взаимозависимые отношения между родителями и детским садом способствовали  формированию у воспитанников интереса к конструктивно-модельной деятельности, в частности к техническому конструированию, способствовали развитию интеллектуально-творческих способностей у воспитанников.

Приложение 4

Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

Принципы:

  • полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
  • трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства
  • вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
  • насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
  • доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
  • безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
  • Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
  • Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;
  • Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности;
  • Принцип «эмоциогенности» среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого», осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству;
  • Принцип «эстетической организации среды», сочетания при этом привычных и неординарных элементов;
  • Принцип «открытости – закрытости», т.е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию;

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды

Центр

Образовательная задача

Предметное наполнение среды

Вид деятельности

Центр конструктивно-модельной деятельности «Конструкторское бюро «Фиксики»

Реализация целей и задач по конструктивно-модельной деятельности.

Развитие конструктивных способностей, технического творчества, познавательной деятельности воспитанников.

1.Конструкторы:

- Лего («Классик», «Дупло», «Сити»), тематические наборы «Пожарная», «Санитарная авиация»  «Маленькая Фея», «Дом», «Город»;

-ТИКО («Малыш», «Архимед», «Геометрия», «Фантазёр», «Шары», «Школьник», «Класс», «Азбука», «Арифметика. Учимся считать».

- Фанкластик. Индивидуальные наборы«Максикластика»;

- Техник (металлические детали»;

- Наборы решетчатого конструктора «Полесье» ( «Семья», «Зоопарк», «Фермер», «Луна-парк»);

- наборы конструктора Стеллар  «Техно» (пластиковые детали) -  «Военный набор», «Стройка», «Техника»;

- наборы конструктора «Техник» (металлические детали) – «Автомобили», «Строительная техника», «Воздушный транспорт», «Роботы», «Военная техника»;

- строительный материал  из дерева (настольный, напольный);

- строительный материал  из пластмассы (крупный, мелкий);

- строительный материал мягкий  из

ІІ. Демонстрационный, дидактический материал.

1. Картотеки по ТИКО-моделированию:

- схемы плоскостных и объёмных моделей, конструкций;

- контурные схемы моделей и конструкций;

- схемы конструирования цифр и букв

- технологические карты (плоскостных и объёмных конструкций) для детей младшего и старшего дошкольного возраста;

- сборник логических игр и упражнений «Задания Тикоши».

2. Картотека схем «Весь мир в руках твоих» по 3D-конструированию «Фанкластик».

Пошаговые инструкции по сборке моделей (в цифровом и бумажном варианте), видео-инструкции по сборке моделей

3. Наглядно-дидактические комплекты карт с моделями конструирования из строительных материалов для организации конструктивной деятельности с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы.

4. Демонстрационный материал по конструированию в детском саду «Умные пальчики»: «Конструируем в осенний период», «Конструируем в зимний период»,  «Конструируем в весенний период», «Конструируем в летний период».

5. Фотоальбомы моделей, макетов, конструкций, построек из разных видов конструкторов: «Макеты военной техники», «Роботы-помощники»,

6. Фотоальбомы конструктивно-модельной деятельности детей: «Конструкторское бюро», «Мы играем в лётчиков», «Мои первые шаги в авиаконструкторы», «Конструирование машин своими руками».

7. Оборудование:

- Лотки для раздачи деталей конструктора

- Мультимедиа-проектор

- ноутбук

-экран

- платформа для обыгрывания поделок, построек, моделей;

- полка для организации тематических,  индивидуальных выставок.

- демонстрационный магнитный стенд;

- стеллажи для хранения конструкторов.

- Самостоятельная, непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность, групповая, подгрупповая деятельность.

- Конструирование объектов окружающего мира «Дороги», «Мосты», «Дома», «Транспорт», «Башни», «Пирамиды», «Заборы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Роботы», «Объекты животного, растительного и предметного мира», конструирование объектов из мира фантастики и т,д.

- Игровая деятельность с конструированными, собранными моделями, конструкциями, постройками.

- Изобретения собственных построек из разнообразных конструкторов.

- Проектная деятельность.

Книжный центр

«Наш друг - книга»

 Форма работы Буккроссинг «Живое слово»

Раздел «Конструируем дома»

 Формирование умения самостоятельно работать с книгой

- Художественная литература

- Методическая литература по конструированию

- Научно-познавательная литература

- Детские энциклопедии

 - Чтение художественной литературы

- Познавательное чтение, общение

- Сочинительство

- Обмен литературой (художественной  и по конструированию

Центр  безопасности жизнедеятельности «Светофорик»

Формирование безопасного поведения на улицах города

- Макеты: «Улица», «Перекрёсток», «Светофор», «Макет улиц Североуральска»

- Дидактический материал

- Набор дорожных знаков

- Обучающие карточки

- Дидактические игры

- Наборы плакатов

- Оформление маршрутных листов

- Конструирование макетов улиц, перекрёстка, светофора, дорожных знаков, пешеходного перехода.

Центр художественно-творческого развития «Разноцветный мир»

 Приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности,

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки с общим замыслом,  умения договариваться.

- Детали конструкторов – «Печати»,  «Трафареты» для использования в художественной деятельности

- Мозаики

- Конструктивно-модельная деятельность посредством реализации самостоятельной творческой деятельности  

Центр развивающих игр «Развивайка»

Развитие логического мышления, интеллектуальных, творческих способностей

1. Картотека игр с кубиками Никитиных

(«Сложи узор», «Рамки и вкладыши», «Уникуб», «Обезьянка», «Сложи квадрат», «Угадай-ка», «Кирпичики», «Кубики для всех», «КБ САМ» - Конструкторское бюро Самостоятельного Активного Мышления»);

2. Картотека игр с логическими блокам Дьенеша

(«Построй машину», «Сконструируй самолёт», «Построй дорогу» и т.д);

3. Картотека игр с палочками Кюизенера

(«Столбики, «Змейка», «Дорожка» и .д);

4. Картатека игр Воскобовича

(«Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Ларчик», «Черепашки – пирамидка», «Цифроцирк» и т.д.)

5. Картотека игр с кругами Эйлера

(«Маленькие и большие», «Разложи по цвету», («Толстый, тонкий», «За кругом, внутри круга», «Разложи конструктор»).

Игровая деятельность;

Использование пособий в конструктивно-модельной деятельности;

Центр экологического воспитания «Зелёный дозор»

Ознакомление с миром природы посредством конструктивно-модельной деятельности

- Тематические словари в картинках

- Игрушечные модели животных, растений

- Дидактические игры

- Плакаты

- Фотоальбомы

- Коллекции

Конструирование объектов природного мира: цветы, деревья, животные и т.д.

Центр патриотического воспитания «Юный патриот»

Формирование образа «Я», уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей, формирование гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

- Символика России

- Географические карты

- Дидактические пособия

- Альбомы

- Макеты

- Продукты деятельности детского творчества

- Фотоальбомы

- Тематические словари

- Конструирование объектов, предметов связанных с семьёй, родным домом

- Конструирование символики России

- Конструирование объектов Родного края, страны

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда:

- способствует формированию у детей дошкольного возраста развитию конструкторских способностей и интеллектуально-творческому развитию.

- позволяет сформировать и систематизировать представления детей об окружающем мире;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую  и двигательную активность обучающихся,

- способствует самовыражению детей,

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- спроектирована  таким образом, что ребенок в процессе конструирования получает максимум информации о современной науке и технике;

- способствует ранней профориентации.

Приложение 5

Система мониторинга достижения планируемых результатов

В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностике (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они необходимы для выстраивания индивидуальной траектории развития детей. Мониторинг образовательной деятельности является инструментом для оптимального выстраивания взаимодействия с детьми. Мониторинг проводится на основе аутентичной оценки. Строится на анализе реального поведения ребёнка в процессе наблюдений, бесед, анализе детских работ.

- Задачи мониторинга:

- выявить  уровень развития конструкторских способностей в процессе реализации проекта «Страна «Конструктория»;

- выявить уровень развития интеллектуальных, творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности;

- выявить уровень освоения образовательных областей.

Методы мониторинга:

- наблюдение за действиями ребёнка в конструктивно-модельной деятельности;

- анализ продуктов детского творчества;

- беседы с воспитанниками.

Формы организации мониторинга:

- диагностические карты по развитию конструкторских способностей;

- карты развития интеллектуальных, творческих способностей воспитанников посредством конструктивной деятельности;

- карты освоения образовательных областей.

Периодичность мониторинга:

- два раза в год (октябрь, май)

Данные о результатах диагностики заносятся в  таблицу с помощью знаков «+» или «-», что означает, проявляется этот компонент или нет. В итоге подсчитывается количество знаков«+» и «-» и выводится уровневый показатель.

Оценка уровня:

- «Высокий уровень» - все компоненты отмечены знаком «+»;

- «Средний уровень» - большинство компонентов отмечены знаком «+»;

- «Допустимый уровень» - большинство компонентов отмечены знаком«-».

Мониторинг развития конструкторских способностей.

Диагностические карты.

Младшая группа (3-4 года)

Фамилия, имя ребёнка

называет цвет деталей

называет детали

скрепляет детали конструктора

точность скрепления и скорость выполнения

конструирует по образцу

конструирует простые постройки по замыслу

средний

балл

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

Средняя группа (4-5 лет)

Ф.И. ребёнка

называет цвет деталей

называет детали

скрепляет детали конструктора

точность скрепления и скорость выполнения

конструирует по образцу

конструирует

по схеме

конструирует

по модели

конструирует

по замыслу

владеет базовыми способами

конструир.

средний

балл

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

Старшая группа (5-6 лет)

Ф.И. ребёнка

конструирует сложные

постройки

владеет базовыми способами

конструиро

вания

конструирует

по модели

конструирует по инструкции педагога, по схеме

конструирует по условиям

конструирует по теме

конструирует по замыслу

работает в команде

средний

балл

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Ф.И. ребёнка

конструирует сложные

постройки

конструирует по инструкции педагога, по схеме

конструирует по условиям

конструирует по теме

конструирует по замыслу

работает в команде

работа над проектами

средний

балл

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

Результаты мониторинга развития конструкторских способностей у воспитанников

Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику - увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития конструкторских способностей на 72 % (16чел.) с 18 % (4 чел.) до 90% (20 чел.). Уменьшилось количество воспитанников с средним уровнем развития конструкторских способностей на 45% (10 чел.) за счёт увеличения воспитанников с высоким уровнем развития.

Диагностика, проведённая на заключительном этапе реализации проекта «Страна «Конструктория», показала отсутствие детей с допустимым уровнем развития конструктивных навыков.

Мониторинг интеллектуально-творческого развития детей в конструктивной деятельности

В процессе педагогической диагностики (мониторинга) воспитатель анализирует не только полученный результат, но также процесс конструирования, способ решения интеллектуальной или творческой задачи и отношение детей к этой деятельности.

Диагностические карты

Младшая группа (3-4 года)

Ф.И. ребёнка

осмысленно создаёт и свободно обыгрывает несложные постройки

понимает связь между постройками и реальными сооружениями

соединяет детали так, что бы получилась задуманная конструкция, может делать адекватные замены деталей

может рассказать о своей постройке

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

Средняя группа (4-5 лет)

Ф.И. ребёнка

понимает связь между постройками и реальными сооружениями

конструирует различные модели, игрушки, постройки, при этом учитывает конструктивные свойства деталей

конструирование, как целенаправленная деятельность на получение конкретного продукта – игрушки, подарка

свободно экспериментирует с различными деталями конструктора, исследует их внешние свойства, выявляет способы конструирования

увлечённо, самостоятельно, уверенно создаёт конструкции по теме, творческой задаче, своему замыслу, по алгоритму

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

Старшая группа (5-6 лет)

Ф.И. ребёнка

увлечённо, самостоятельно, целенаправленно, мотивированно конструирует оригинальные постройки, модели, конструкции

конструирует по своему замыслу, по предложенной теме, по фотографии, по схеме, алгоритму.

осмысленно видоизменяет (трансформирует) конструкции по ситуации: высоту, конфигурацию, устойчивость.

имеет опыт постановки цели и организации конструктивной деятельности, умеет оценивать достигнутый результат

умеет презентовать созданную конструкцию, рассказать о ней, объяснить свой замысел и способ конструирования

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

 

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Ф.И. ребёнка

увлечённо, самостоятельно, целенаправленно, мотивированно, творчески конструирует оригинальные постройки, модели, конструкции

конструирует по своему замыслу, по предложенной теме, по фотографии, по схеме, алгоритму.

осмысленно видоизменяет (трансформирует) конструкции по ситуации: высоту, конфигурацию, устойчивость.

самостоятельно планирует организует конструктивную деятельность, обдумывает и разрабатывает замысел, определяет оптимальные способы конструирования

умеет презентовать созданную конструкцию, рассказать о ней, объяснить свой замысел и способ конструирования.

 Принимает участие в проектной деятельности

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

Мониторинг развития интеллектуально-творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности

Вывод: Результаты мониторинга  за четыре года показали положительную динамику: увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем интеллектуально-творческого развития на 67,5  % (15 чел.) с 13,5 % (3 чел.) до 81% (18 чел.).

Мониторинг достижений воспитанников в образовательных областях

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Социально - коммуникативное развитие» на 58,5 % (13 чел.) с 31,5 (7 чел.) до 90 % (20 чел).

Образовательная область «Познавательное развитие»

        

Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Познавательное развитие» на 58,5 % (13 чел.) с 31,5% (7 чел.)

до 90 % (20 чел.).

Образовательная область «Речевое развитие»

Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Речевое развитие» – на 63 % (14 чел.) с 22,5 % (5 чел.) до 85,5 % (19 чел.);

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Художественно-эстетическое развитие»  на 67,5 % (15 чел.) с 22,5% (5 чел.) до 90 % (20 чел.).

Образовательная область «Физическое развитие»

Вывод: Результаты мониторинга за четыре года показали положительную динамику – увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития в области «Физическое развитие»  на 63 % (14чел.) с 22,5% (5 чел.)

до 85,5 % (19 чел.).

Вывод.

На этапе завершения дошкольного образования  по итогам мониторинга дошкольной образовательной организации выявлена положительная динамика освоения образовательных областей за четыре года:

- «Социально-коммуникативное развитие» – высокий уровень развития увеличился на 58,5 % (13 чел.) с 31,5 (7 чел.) до 90 % (20 чел.);

- «Речевое развитие» – на 63 % (14 чел.) с 22,5 % (5 чел.) до 85,5 % (19 чел.);

- «Физическое развитие» – на 63 % (14 чел.) с 22,5 % (5 чел.) до 85,5 % (19 чел.);

- «Художественно-эстетическое развитие» – на 67,5 % (15 чел.) с 22,5 % % (5 чел.) до 90% (20 чел.);

- «Познавательное развитие» – на 58,5 % (13 чел.) с 31,5% (7 чел.) до 90 % (20 чел.).

Результат мониторинга показал:

 - дети имеют различные навыки и умения в познавательном развитии (наблюдают, экспериментируют, рассуждают в проблемных ситуациях, самостоятельно принимают решения);

- развиты личностные качества (инициативность, любознательность);

-у детей сформированы волевые качества (решительность, смелость, самостоятельность);

- развиты коммуникативные качества (умение договориться, следовать социальным нормам поведения, умение отстаивать свою точку зрения, умение работать в парах, в малых группах);

- имеют свои достижения, умеют анализировать успехи и поражения, что подтверждается их участием в соревнованиях, конкурсах, фестивалях

Воспитанники адаптированы в социальном окружении; сформированы личностные качества и способности у детей: устойчивое позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, открытость к внешнему миру, что подтверждается  результатами участия воспитанников  в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня (100% воспитанников, 45 % (10 воспитанников) стали победителями и призёрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект "Ясное солнышко"

Расширение представления о таком явлении природы как – солнце ,через различные виды детской деятельности. формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (п...

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

Педагогический образовательный проект Трифонова Т.В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ «Устное народное творчество в развитии речи дошкольников»   ...

Педагогический образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Портрет Дружбы"

Проект "Портрет Дружбы" разработан для сплочения группы, для формирования умений детей анализировать и разрешать конфликкты....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "МИР ПРОФЕССИЙ"

Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность воспитанников в тематике игровой ситуа...