Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе -изготовление накосного украшения -шанкы
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Кныева Наиля Валерьевна

"поможем кукле Айане"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nakosnoe_ukrashenie.docx96.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижне-Талдинская средняя общеобразовательная школа»  детский сад «Койонок»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе - изготовление накосного украшения - шанкы

Тема: «Поможем кукле Айане»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c97e8c9a7f048fbfb74a5ff0e825f084-srl&n=13

 Выполнила воспитатель:

Кныева Наиля Валерьевна

С.Нижняя Талда 2020

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

                    Изготовление накосного украшения - шанкы

Тема: «Поможем Айане»

Цель: Формирование знаний у детей об алтайском национальном накосном украшении;

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей об алтайской национальной культуре, обогатить словарный запас, вызвать интерес у детей к изготовлению  накосного украшения ;                                                                    

Развивающие: развивать знания детей об алтайской национальной культуре, любознательность, творческие способности, умение работать в коллективе

Воспитательные: воспитывать любовь к традициям и культуре своего народа, доброту, желание прийти на помощь;

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция ОО: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое

Виды детской деятельности: познавательно –исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы;

Методы и приемы:

словесные – беседа,чтение художественной литературы

наглядные – показ слайдов

практические -  показ

Оборудование: кукла Айана, бусины разного цвета, шапочки-бусины, музыкальное оформление, ИКТ

Предварительная работа: беседа о накосных украшениях, рассматривание накосных украшений,

Ход НОД:    

1.Вводная часть

1.Организационный момент

Воспитатель: «Здравствуйте, дети! сегодня я пришла к вам в гости, чтобы пригласить Вас вместе со мной отправиться в путешествие».

( раздается детский плач и стук в дверь)

Воспитатель: «Дети, слышите, кто-то плачет и стучится к нам в дверь. Я пойду, посмотрю кто там и что случилось». ( подходит к двери и вносит куклу в алтайской одежде)

Воспитатель: «Садись девочка ,как тебя зовут, почему ты плачешь, что у тебя случилось?»

Девочка: «Меня зовут Айана, я собиралась на  праздник и вот… (плачет и показывает мешочек (Воспитатель заглядывает в мешочек,  в мешочке на ниточках по бусинке, а остальные россыпью)

Воспитатель: « Не плачь, Айана, я кажется, догадалась в чем дело. (обращается к детям)

Дети, здесь в мешочке лежат очень красивые вещи, хотите узнать что это?» (ответы детей)

Воспитатель: я вам загадаю загадку, а отгадка находится в мешочке, слушайте.

                   Надели шарики на нити

                     Красиво очень, посмотрите

                     Блестят на солнце краше

                     Они на шее нашей

Воспитатель: «Что это, как вы думаете?»    (ответы детей)

Воспитатель: «Правильно, это бусы, а сейчас Айана расскажи, что у тебя случилось, почему ты плакала?»

2. Создание проблемной ситуации

Айана: «Сегодня у нас в Дом культуре праздник и меня пригласили, чтобы я станцевала алтайский танец. Я надела самое красивое платье и хотела украсить свою косу, а украшение рассыпалось на бусинки. Помогите мне собрать его»

Воспитатель: «Не расстраивайся, наши дети всегда помогают, правда, дети, поможем Айане»    (ответы детей)

11. Основная часть

1.Беседа о накосном украшении

Воспитатель: 

 ---«Как вы думаете, как называется алтайское накосное украшение?» (ответы детей,  показ слайда). Правильно, шанкы, скажем хором, скажи Коля, повтори Оля. (Ответ ребенка: Это накосное украшение шанкы)

---  В каком возрасте девушки украшали волосы накосным убранством «шанкы»

----- Кто из вас вспомнит, как из бусин делают украшение? (ответы детей:  шанкы состоит из квадратиков, которые чередуются связками бус  из поперечных цветных полос. На конце каждой нитки прикреплялись раковины каури. Чтобы косички не рассыпались, их скрепляли заколкой.)
Воспитатель: «Очень хорошо, шанкы можно делать разной длины, из разных бусин. Видишь Айана , дети знают как сделать шанкы, мы тебе поможем

Воспитатель: сейчас я хочу пригласить вас в мастерскую по изготовлению украшений, но нам предстоит очень кропотливая и сложная работа , я предлагаю, прежде чем начать работу, вам нужно отдохнуть и сосредоточиться.

2. Игра «Разноцветные бусинки»

Воспитатель: Давайте поиграем , а Айана посмотрит и успокоится)

 ( Воспитатель рассказывает сказку о бусинах, дети показывают)

В некотором царстве, некотором государстве в красивой шкатулке, жили-были бусинки. Однажды красивая шкатулка открылась и бусинки оказались на свободе. Захотелось бусинкам побегать, поиграть, потом собраться в кружок, сначала в один кружок собрались только бусинки красного цвета, а в другой бусинки зеленого цвета. Затем бусинки образовали круг с разноцветными бусинками .  Играли они, играли и не заметили, как наступил вечер.  Собрались бусинки в шкатулку и шкатулка закрылась.

1V.Практическая часть:

1.Пальчиковая игра «Покатаем бусинки»

Воспитатель: «Отдохнули? Давайте поторопимся, а то Айане тоже нужно успеть на праздник.»   ( дети рассаживаются за столы)

Воспитатель: «Ребята, как я вам уже говорила, работа предстоит очень кропотливая, давайте сделаем гимнастику для наших рук, чтобы ручки лучше нас слушались».

 (гимнастика: покатаю я в руках, бусинки –горошки

                        Быть послушными учу, пальчики- ладошки)

 ( повторяется первый  раз громко, а второй  раз тихо дети проговаривают)

2. Изготовление накосного украшения

Воспитатель: «Молодцы ребята!

- Посмотрите, у меня есть тоже ниточка и на конце бусинка. Которая называется… Как называется бусинка (ответы детей каури)

 Правильно, бусинка называется каури. Я беру бусинку и вдеваю в нитку. Затем беру другую и опять вдеваю, и так пока все бусинки не окажутся на ниточке. Кто закончит работу, скажет мне,   а теперь приступаем к работе

При работе никто бусинки в рот не берет. Справа от меня ребята вдевают бусинки красного цвета,  а слева от меня, вдеваем бусинки, зеленого цвета.

Начинаем работу, а то Айане нужно успеть на праздник.

 (самостоятельная работа по тихую музыку, кто сделал, приносит воспитателю, воспитатель закрепляет нити в украшении)

 V. Заключительная часть

1.Рефлексия

Воспитатель: «Посмотрите, дети, что у нас получилось, тебе нравится , Айана?

Ребята, как вы думаете, почему у нас так красиво получилось? ( работали дружно, старались, нанизывали правильно)

Айана: «Спасибо, ребята вам за помощь,  я станцую на празднике очень хорошо. До свидания! (уходит)

Воспитатель: Наша работа подошла к концу, я рада, что вы помогли Айане в ее беде, оставайтесь всегда такими дружными и добрыми. И хочу подарить вам бусинки, чтобы вы вместе с воспитателем сделали такое  же накосное украшение –шанкы. Спасибо за работу. До свидания!

---«Как вы думаете, как

называется алтайское

накосное украшение?»

В каком возрасте девушки

украшали волосы

накосным убранством «шанкы»

 Кто из вас вспомнит,

как из бусин

делают украшение?

 (ответы детей:  шанкы состоит из квадратиков, которые чередуются связками бус  из поперечных цветных полос. На конце каждой нитки прикреплялись раковины каури. Чтобы косички не рассыпались, их скрепляли заколкой.)

                   Надели шарики на нити

                     Красиво очень, посмотрите

                     Блестят на солнце краше

                     Они на шее нашей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...