Обобщение авторского опыта педагога по «Дополнительному образованию детей дошкольного возраста» для детей 5-6 лет в рамках реализации кружковой работы «Рукотворное чудо» в соответствии с ФГОС.
статья по конструированию, ручному труду

Зубрилина Оксана Николаевна

Программа «Рукотворное чудо» направлена на удовлетворение потребностей детей и повышения качества образования. Занятия предусмотрены для детей 5-6 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение педагогического опыта19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №77» г. Рязани

Обобщение авторского опыта педагога по «Дополнительному образованию детей дошкольного возраста» для детей 5-6 лет в рамках реализации кружковой работы «Рукотворное чудо» в соответствии с ФГОС.

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Зубрилина Оксана Николаевна

Работая с детьми дошкольного возраста, обратила внимание, что у дошкольников хорошо развита фантазия, воображение и умение видеть, представлять своими глазами окружающий мир. Дети с любопытством замечают и рассматривают предметы вокруг. Для того чтобы воплотить их представления в жизнь я решила заниматься с детьми дополнительно. Разработала цели и задачи, составила перспективный план по кружковой работе в рамках интеграции познавательной и художественно-эстетической образовательных областей. Зная о том, что целью дополнительного образования является внедрение новых форм работы с детьми изучила тематический материал и методическую литературу. Составила программу по дополнительному образованию в рамках кружковой работы «Рукотворное чудо».  Программа реализуется в течении года. Зарекомендовала себя как востребованная в ДОУ «Детский сад № 77».

Актуальность данной программы заключается в том, что дети, в настоящее время поступая в школу имеют трудности при овладении правильной речью и слабо развитой мелкой моторикой. Специалисты и педагоги считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Художественно-эстетическое развитие через ручной труд способствует решению этих недостатков. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей можно добиться положительных результатов, которые направлены на развитие речи и улучшение артикуляционного аппарата. Так как речь неотъемлемая часть для формирования личности человека, необходимо задействовать ее развитие как можно раньше.  Вызывая интерес детей к созданию простых поделок через манипуляцию с предметами и материалами природного, бросового и подручного формата, помогаем развивать творчество, воображение, мелкую моторику, а значит и речь.

Программа «Рукотворное чудо» направлена на удовлетворение потребностей детей и повышения качества образования. Занятия предусмотрены для детей 5-6 лет. Продолжительность занятия 30 минут 1 раз в неделю (среда). Помещение, в котором занимаются дети просторное и светлое, соответствует гигиеническим требованиям.  Подбирая материал для занятия с детьми, я руководствуюсь техникой безопасности, доступностью, индивидуальными особенностями и потребностями, а также интересами детей. Кружок посещают 14 человек. Работа с детьми проходит в двух группах, поочередно и последовательно.

На занятиях при реализации программы «Рукотворное чудо» развиваются творческие, интеллектуальные и конструктивные способности каждого ребенка. Детям доступны:

- полезные практические навыки и ориентировки,

- формируется интерес к деятельности,

- умение оценивать свои возможности,

- стремление выполнить работу качественно, как можно лучше,

- видеть результат своего труда, доводить начатое дело до конца,

- развиваются воображение и фантазия.

В ходе кружковой работы дошкольники познают свойства различных материалов, способы их преобразования и создание нового. Дети учатся сравнивать между собой материалы, находить общее и различия. Применять свои знания для создания интересных поделок. Изготовление новых предметов, игрушек, подарков для родных и близких из бросового, природного, другого разнообразного материала привлекает детей, способствует развитию мелкой моторики. Давно изучено, что моторика – это сфера двигательных функций организма связанных с ними физиологических и психологических явлений. Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием, координацией, зрительной и подвижной памятью. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. Все эти процессы можно реализовывать в процессе дополнительного образования.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На кружке дети с интересом придумывают и воплощают свои представления.

В процессе работы с детьми использую физминутки и пальчиковые гимнастики, применяю художественное слово: загадки, стихотворения. Стараюсь вызвать интерес детей с помощью познавательных вопросов. Воспитанники делают выводы и умозаключения угадывая тему занятия. Предлагают свои варианты реализации той или иной игровой проблемы. Вместе с детьми мы подбираем материал необходимый для изготовления поделки. Дети проговаривают алгоритм работы, вспоминаем технику безопасности пользования ножницами, проволокой, дыроколом и другими средствами.

Для достижения положительных результатов в своей работе использую такие техники как: тесто пластика, объёмная аппликация, пластилинография, лепка, папье-маше, оригами.

Формируя у детей трудолюбие, стараюсь развивать у них умение ставить перед собой цель, искать различные пути достижения, а полученный результат сопоставлять с запланированной целью.  На занятиях в кружке «Рукотворное чудо» детям предоставляется возможность осуществить свой замысел, умение работать в коллективе и считаться с интересами сверстников, проявлять творчество.

Приходя в кабинет, дети видят разнообразие материалов, имеют возможность тактильно взаимодействовать с ним. Окружающие предметы и поделки вызывают у детей интерес и желание творить, создавать, фантазировать.

Для реализации программы по дополнительному образованию используются такие методы как:

- словесные (инструкция, пояснение, описание, вопросы),

- наглядные (показ, презентация, образец),

Игровые приемы считаю неотъемлемой частью при достижении поставленных целей. В конце занятия помогаю детям правильно проанализировать свою поделку, и оценить поделки своих товарищей.

Программа «Рукотворное чудо» благотворно влияет на развитие фантазии, воображения, мелкой моторики, памяти, всех трудовых навыков. Видя, как дети радостно и с удовольствием идут на занятие, считаю, что цели для реализации программы выбраны и поставлены правильно.

Анализ навыков и умений дошкольников, полученный в ходе реализации программы позволяет увидеть следующие результаты:

- дети умеют различать материалы,

- преобразовывать их и взаимодействовать с ними,

- знают их свойства.

После занятий дети забирали поделки домой: открытки для мам и пап, игрушки. В конце года родители посмотрели открытое занятие «Цветы для мамы» с участием детей. Увидели, чему дети научились в ходе реализации программы по дополнительному образованию в рамках ФГОС кружковая работа «Рукотворное чудо».

Для родителей была подготовлена презентация с фотоматериалом:

- дети в процессе работы,

- созданные ими поделки, игрушки.

В перспективе расширение программы для детей 4-5 лет, подбор и изучение необходимой литературы. Разработка целей и задач, по возрасту.  Достижение поставленных целей и реализация предстоящих задач.

Используемая литература:

1.Веселые самоделки из бумаги/ сост. Т.И. Панфилова. – М., - 1995.

2.И.А. Лыкова, Конструирование в детском саду, старшая группа. Соответствует ФГОС ДО. Издательский дом «Цветной мир», 2015.

3.Л.В. Куцакова, Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. СИНТЕЗ, 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Программа по реализации дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию математических способностей "Кубик-рубик" для детей 3 -7 лет.

Программа по дополнительной образовательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников....

Программа по реализации дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию математических способностей "Кубик-рубик" для детей 3 -7 лет.

Программа по дополнительной образовательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Система оценки освоения детьми программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный краевед»

Юный краевед - это ребёнок, который обращает внимание на красоту того места, в котором он живёт — это красота природы, зданий, скульптура.  Способен к проявлению соответствующей их возможно...

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" дополнительного образования детей дошкольного возраста...

Заявка на участие в региональном конкурсе авторских методических разработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста «STEAM-педагог»

Приложение 1.ЗаявкаНа участие в региональном конкурсе авторских методическихразработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста«STEAM-педагог» ФамилияАлейниковаИмяЕленаОтчеств...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...