Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии
статья

Аксенова Татьяна Владимировна

В данной статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе освоения пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

                                                                       

        Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, свое искреннее отношение к действительности. Познавая красоту и необъятность природы, ребенок с большой радостью пытается остановить и запечатлеть «счастливое мгновение», восхищается результатом своего труда. Ребенок – это «чистый лист», это маленький художник, который видит и оценивает окружающий мир по-своему. Поэтому педагогам необходимо как можно больше уделять внимания творческому развитию детей.

        Некоторые ребята, пришедшие в кружок впервые, при создании поделки, затрудняются проявить свою фантазию, не могут выбрать самостоятельно цвет, поначалу копируют работу полностью, не добавляя своих элементов. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей не бояться, не бояться ошибиться, творить, экспериментировать.

        Дети младшего школьного возраста очень отзывчивы, прекрасно понимают язык образов, и любые происходящие события проецируют на свое поведение.

        Развивать творческие способности необходимо, это дает возможность реализовать себя, научиться разным приемам, пусть даже технология изготовления конкретной поделки не пригодится никогда, но приемы, которые ребенок освоил при создании работы, могут пригодится в дальнейшей жизни, даст возможность придумать на основе этого новый «продукт», быстрее принимать решения, видеть красоту окружающего мира. При создании своих «шедевров», ребенок знакомится с разнообразием способов изготовления поделок, фантазирует, учится из «ничего» сделать «что-то», развивается трудолюбие. Человек, научившись делать своими руками, всегда будет ценить и уважать чужой труд.

        Младший школьный возраст – этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе, возраст 6-11 лет.

        Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности – учебной, сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребенка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функции.

        Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, так как младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Дети постепенно учатся овладевать вниманием, памятью, собственными психическими процессами. Происходит постепенный переход от наглядно- образного мышления к словесно-логическому, появляются логические верные суждения. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте.

        Сензитивный период – временной отрезок, максимально благоприятный для развития той или иной функции или способностей организма. Сензитивные периоды длятся определенное время, поэтому важно на конкретном возрастном этапе развития уделять внимание определенной области, развивая качественную составляющую способностей ребёнка.

        Развитие творческой активности учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

        Нужно отметить что, субъективный характер творчества связан с открытием, имеющим значение для конкретной личности, в то время как это «открытие» давно известно другим людям. Особенно такое случается в детском возрасте, поскольку ребенок в буквальном смысле открывает для себя мир: переживает, радуется, общается, ищет пути решения различных проблем.

        Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве

        Если дать ребёнку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство, то произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Для ребёнка станет нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое».

        Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. Люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации.

        Согласно трактовке Б.М.Теплова, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

        Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Чтобы научиться хорошо рисовать пластилином, нужно освоить приемы лепки, различные виды пластилинографии, а иначе как воплотить придуманный в голове образ.

        Весь мир культуры – продукт человеческого творчества. Все предметы обыденной жизни некогда были в воображении их создателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным, воображением. Кто-то некогда сначала мысленно представил, а потом создал те предметы, которые нас окружают. Это не только современная техника: телевизор, компьютер, телефон, автомобиль, самолет, теплоход, но и все столовые приборы: тарелки, ложки, вилки, вся мебель, дома, одежда – все придумано людьми. Некогда они не существовали. Огромные пирамиды, величественные храмы, стройные здания, дороги и мосты, дамбы и аэропорты, а также простые табуретки сначала возникли в чьем-то сознании как возможные.

        Творчество существует не только в мастерских великих художников или в партитурах известных композиторов. Оно есть всюду, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, каким бы малым ни казалось оно в сравнении с памятниками великого прошлого. Подобно тому как огромный слон и крохотная букашка одинаковым образом являются творениями природы, маленькая спичка, дизельный двигатель и доменная печь в равной мере составляют результат творческого процесса человека. И так же как множество факторов влияло на эволюцию видов, живущих сегодня на Земле, огромное количество людей вносило свой посильный вклад в создание объектов, которые ныне принадлежат человечеству.        

        Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или композиции). То есть ребенок, под руководством учителя, овладеваем различными техниками изображения, которые были выработаны до него, и только изучив основы конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, ребенок может перейти на уровень творчества, то есть создать свою оригинальную работу.

        Наличие самостоятельной творческой деятельности – свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильно организованного обучения, благоприятной атмосферы в коллективе.

        Развитию творческой активности способствует использование такой техники ручного творчества, как пластилинография. Это один из видов декоративно-прикладного искусства. Принцип данной техники – создание при помощи пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

       Данная техника уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

       Занятия пластилинографией предоставляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:

-  развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

-  развитию воображения, творческих способностей;

- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей,

- развитию самостоятельности;

- планировать свою работу и доводить ее до конца;

- реализовывать знания, эмоциональное состояние в творчестве.

       То есть, развиваются те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе        

         Основной материал – пластилин, а «инструментов» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо, либо, если ребенок умеет уже писать, то это позволит улучшить качество письма. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

        Занятия лепкой способствует умению видеть и понимать красоту окружающего мира также способствует развитию воображения.  Благодаря воображению можно рассмотреть одну ситуацию с разных сторон, найти наилучшее решение.

        Также, занятия лепкой воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности, снимает излишнее эмоциональное напряжение.

       Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

           Система обучения, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое возможно через пластилинографию.

Статья составлена по материалам,

взятым из сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....

План по самообразованию. «Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии».

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, ноучитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,для развития творческих способностей недостаточно стандар...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии

Отчет о результатах работы и практический материал по работе с пластилином...

Самообразование На тему: Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии» 2019-2020 учебный год

Актуальность темы:Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для эт...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии

Консультация поможет педагогу спланировать работу с детьми в работе с пластилином...