Развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

Степанова Марина Валерьяновна

Консультация поможет педагогу спланировать работу с детьми в работе с пластилином

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disseminatsiya_opyta.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.

В 2019 году я начала работу по самообразованию по данной теме. Перечитав множество литературы, я поняла, что данное направление деятельности будет интересно детям.  С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями, им нравилось, что всё всегда получается. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

ЦЕЛЬ: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

 ЗАДАЧИ:

1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

3. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.

4. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Для того чтобы вести работу планомерно и последовательно мною были определены три основных этапа работы:

Подготовительный.

1. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;

2. Выработать правильную постановку пальца;

3. Овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей;

4. Научиться работать на ограниченном пространстве.

Основной.

1. Научиться не выходить за контур рисунка.

2. Размазывать пальцем пластилин по всему рисунку.

3. Использовать несколько цветов пластилина.

4. Освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой.

5. Доводить дело до конца.

6. Работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий.

7. Действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Итоговый.

1. Научиться самостоятельно решать творческие задачи.

2. Выбирать рисунок для работы.

3. Самостоятельно выполнять задания.

4. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

   Работа проводится 1 раз в неделю по следующим формам: групповая (10 – 12 человек) и индивидуальная.

При комплектовании группы я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.

Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление. Но спонтанные идеи в нашей группе возникают до сих пор. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Художественные средства:

• Пластичный материал (разноцветный пластилин).

• Бросовый и природный материал.

• Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

Наглядные средства:

• Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.

• Таблицы с технологическими карточками способов лепки.

• Образцы работ, фотографии.

• Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

• Музыка.

• Видеофильмы.

• Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: украшения интерьера, разнообразие игрушек, выставки из детских поделок.

Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.

По данным проведенных анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители и сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

Итак, я считаю: проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается в диагностической карте, результаты которой показывают:

• У детей появился повышенный интерес, творческая активность.

• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.

• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.

• Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

 Мною были изготовлены альбомы «В помощь воспитателю», а для детей образцы для лепки и алгоритмы работы. Так же был составлен перспективный план работы на год с привлечением родителей. В приемной создан информационный стенд для родителей по работе с пластилином, даны рекомендации, неоднократно проводились консультации, родительские собрания, мастер- классы.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Список литературы:

1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008.

2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.

4. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.

5. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

6. Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка»- Минск«Попури», 2010.

7. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

План по самообразованию. «Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии».

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, ноучитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,для развития творческих способностей недостаточно стандар...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии

Отчет о результатах работы и практический материал по работе с пластилином...

Самообразование На тему: Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии» 2019-2020 учебный год

Актуальность темы:Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для эт...

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе...

Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии

В данной статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе освоения пластилинографии....