ПРОЕКТ «Магический мир оригами» для детей старшего дошкольного возраста
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Иванова Светлана Николаевна

Цель проекта: Развитие творческих способностей и креативного мышления детей подготовительной  группы посредством техники оригами.

Задачи проекта:

- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;

- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.

- научить «читать» пооперационную карту;

- изготовить поделки для театра оригами;

- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

-  развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

- формировать культуру труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_magicheskiy_mir_origami.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Медвежонок»

«Магический мир оригами»

Педагогический проект

Иванова С.Н.

воспитатель

высшей квалификационной

категории

Надым

2022


Содержание:

Введение        

Актуальность проекта        3

Перспективное планирование        7

Организация деятельности с родителями        8

Список использованных источников        9

Диагностика        10

        


    «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

 Сухомлинский В.А.

 

 

Введение

 Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса,

 аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

 Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области,

 обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

 Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.

 Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

 В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна ещё тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  • умение слушать воспитателя;
  • принимать умственную задачу и находить способ её решения;
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы
  • выполнения;
  • развитие самоконтроля и самооценки;
  • осознание собственных познавательных процессов.

 

Проблема: Существующие противоречия между социальной потребностью общества в формировании активной творческой личности и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успех этого процесса.

     Актуальность проекта

Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей.

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Цель проекта: Развитие творческих способностей и креативного мышления детей подготовительной  группы посредством техники оригами.

Задачи проекта:

- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности;

- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в традиционной манере без надрезов изготовлении моделей оригами, сложения из листа бумаги другой формы: треугольной, прямоугольной и пяти угольной.

- научить «читать» пооперационную карту;

- изготовить поделки для театра оригами;

- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

-  развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

- формировать культуру труда.

Гипотеза проекта: занятия оригами будут способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления  детей через развитие мелкой моторики рук.

Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации:

11.01.2022 – 30.04.2022 г.

Необходимые ресурсы.

Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок), использование мультимедиа.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.

Ожидаемые результаты:

- дети должны научиться различным приемам работы с бумагой;

- у детей развивается речь, желание знать и умение ставить новые театрализованные постановки.

- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

- проявление творчества при изготовлении поделок;

- применять свои поделки в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

В проекте выделены три этапа:

Первый – подготовительный (11.01.22 – 25.01.22)

Содержание подготовительного этапа

  1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».
  2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
  3. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».
  4. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
  5. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности»
  6. Диагностика детей.

Второй этап – основной.

  1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
  2. Знакомство с техникой изготовления оригами
  3. Занятия по конструированию из бумаги (оригами):

 Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом», «двойной дом», «треугольник», «двойной треугольник»,  «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катамаран», «лягушка», «птица».И производные от этих форм поделки.

  1. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание)
  2. Изготовление в технике оригами героев сказок.
  3. Организация выставки «Мои поделки по оригами».

Третий этап – итоговый.

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.


Перспективное планирование

Тема занятий

Цели и задачи

январь

«В некотором царстве, в бумажном государстве…»

1. Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них;

2. Начать знакомить детей с историей искусства оригами.

3. Знакомство детей с обозначениями, которые используют в схемах оригами.

 «Знакомимся со свойствами бумаги»

1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;

2. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

«Квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом», «двойной дом»

Учить детей сгибать лист бумаги пополам, совмещая противоположные стороны; а также сгибать противоположные стороны к основной линии сгиба.

 «Блин», «воздушный змей»

 Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла, а также сгибать противоположные стороны к основной линии сгиба.

«Рыба», «катамаран», «лягушка», «птица»

Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла, а также сгибать противоположные стороны к основной линии сгиба.

февраль

«Воздушный змей»

- научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте.

«Лодочка плывет»

- Совершенствовать навыки складывания базовой формы «косыночка»,

- украшение поделки с помощью аппликации

Учить составлять сюжетную композицию;

«Гриб»

- учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое.

«Ожившая сказка»

- повышать интерес к занятиям оригами в театрализованной деятельности.

март

«Двухтрубный корабль»

- познакомить детей с новой базовой формой «блинчик».

«Слоненок»

- закреплять умение складывать бумагу пополам;

- закреплять умение работать с бумагой;

- развивать мелкую моторику пальцев;

- развивать умение добиваться результатов в работе.

«Мордочка щенка»

-развивать творческое воображение;

- воспитывать интерес к работе с бумагой.

- воспитывать аккуратность в работе.

«Цветочный букет»

(оформление подарка для мам)

- Создание готовой поделки на основе уже знакомой базовой формы «косыночка», работа в коллективе. Учить составлять сюжетную композицию;

«Пингвины в Антарктиде» -коллективная работа

- продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, и используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба».

апрель

«Аквариум» - коллективная работа

- развивать фантазию

- учится работать в группах

Учить составлять сюжетную композицию

«Ракета в космосе»-

коллективная работа

- упражнять детей в многократном складывании бумаги;

- развивать глазомер.

- совершенствовать навыки сгибания, складывания

Учить составлять сюжетную композицию;

«Веселая полянка» Выставочная работа

- Повторить пройденный материал

- Закрепить знания по оригами

Диагностика

Организация деятельности с родителями

  1. Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».
  2. Консультации для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
  3. Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.
  4. Буклет на тему: «Оригами – через игру к творческому развитию»

Список использованной литературы

1. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.

2. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ. -М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.

3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

4. Соколова С. Театр оригами. - М.: «Академия умелые руки», 2006 г.

5. О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.

6. О.Мэри, О.Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.


                                Приложение 1

         Диагностика

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта и влияние конструктивной деятельности, на интеллектуальное развитие ребенка.

Диагностика детского развития проводится два: вводный – январь,  итоговый – апрель.

Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Магический мир оригами»

Задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.

Инструкция: «Сложи лист пополам»

 Оценка:

5 баллов –  ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

 3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.

Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

Оценка:

5 баллов –  ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

3 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

3 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;

1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание №4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Инструкция: Воспитатель берет квадрат, согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

Оценка:

5 баллов – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;

3 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;

1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.

Приложение 2

Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)

детей подготовительной группы.

п/п

Фамилия имя ребенка

Умение складывать лист бумаги

Знает

Общее количество баллов

Уровень

прямоугольный пополам

квадратный по диагонали

геометрические фигуры

геометрические понятия

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

1.

Матвей

3

4

3

4

5

5

3

5

14

18

Ср.

Выс.

2.

Дамир

5

5

5

5

5

5

3

4

18

19

Выс.

Выс.

3.

Антон

3

4

3

4

3

5

1

4

10

17

Ср.

Выс.

4.

Миша

3

4

3

4

1

3

1

3

8

14

Низ

Ср.

5.

Илья

5

5

5

5

3

4

5

5

18

19

Выс.

Выс.

6.

Никита

3

4

3

4

3

4

3

4

12

16

Ср.

Выс.

Высокий уровень: (15 до20 баллов).

Средний уровень: (от 9 до 14 баллов).

Низкий уровень: (ниже 9 баллов).

Качественная характеристика уровней развития

конструирования из бумаги «Магический  мир оригами»

Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)

Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет, и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.

Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)

Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов)

Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

Проект «Волшебный мир оригами» для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие старших дошкольников, развитие мелкой моторики рук и глазомера,развитие их творческих способностей, логического мышления, художеств...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир оригами»

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...

Образовательный проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в процессе художественного конструирования из бумаги (оригами)»

Основная работа по реализации проекта ведётся с опорой на методическое пособие «Обучение дошкольников 5 – 6 лет художественному конструированию из бумаги (оригами) по технологическим карта...

ПРОГРАММА дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Оригами»

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять...