Тико-моделирование как средство развития познавательной активности дошкольников
статья по конструированию, ручному труду

Мазурова Анна Александровна

«Конструируя, ребёнок действует как зодчий,

возводящий здание собственного интеллекта»

Жан Жак Пиаже (Швейцарский психолог и философ)

 

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.

Что такое ТИКО?

ТИКО - Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения  – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. На каждой фигуре есть замочки и шарики, которые важно правильно соединить между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конструируя, ребёнок действует как зодчий,

возводящий здание собственного интеллекта»

Жан Жак Пиаже (Швейцарский психолог и философ)

Добрый день уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом работы на тему «ТИКО-моделирование как средство развития познавательной активности детей»

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.

В середине прошлого учебного года в нашей группе появился ТИКО – конструктор. Что такое ТИКО?

ТИКО - Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения  – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. На каждой фигуре есть замочки и шарики, которые важно правильно соединить между собой, у кого - то получилось сразу, кому-то потребовалось время, чтобы научиться.

Идея создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС», автор технологии ТИКО -моделирования Логинова Ирина Викторовна.

Актуальность в работе с ТИКО – конструктором в ДОУ обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Она способствует развитию навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Использование конструктора ТИКО  позволяет формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления,  в игровой форме формировать универсальные логические действия, осваивать математические понятия и элементарные представления из области геометрии: дошкольники знакомятся с геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».

Такой подход развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика, происходит развитие глазомера. Они учатся концентрации внимания, так как это заставляет сосредоточиться на процессе изготовления модели, учатся следовать устным инструкциям, стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить модель, запоминает последовательность ее изготовления, развивается пространственное воображение, фантазия, совершенствуются трудовые навыки.

Цель профессиональной деятельности при работе с конструктором ТИКО – создание условий для развития детского творчества, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования и конструкторских способностей.

С текущего учебного года в нашей группе стал реализовываться кружок «Удивительное конструирование», в него включены занятия по ТИКО-моделированию.

Основные формы работы с детьми – индивидуальная и групповая.

Работу по ТИКО-моделированию мы начали с «Плоскостного моделирования»: на этом этапе дети, учились правильно соединять детали, строить плоскостные изображения, читать простейшие схемы,  знакомились с геометрическими фигурами и их свойствами.

На занятиях по конструированию и в свободной деятельности дети придумывают, фантазируют, создают оригинальные конструкции из ТИКО конструктора, тем самым развивая творческое и техническое мышление.

Дальнейшая работа продолжается с «Объёмным моделированием». В данном блоке проводится исследование и конструирование сложных многогранников, предметов, имеющих форму призмы, предметов пирамидальной формы.

Для ребёнка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.

Используя конструктор «ТИКО» в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объёмные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Также ТИКО -  конструктор я использую на занятиях по Формированию элементарных математических представлений.

Увлечённые в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре мной реализуются воспитательные и образовательные задачи.  

В образовательной деятельности  использую следующие формы работы с конструктором:
- конструирование с помощью слухового диктанта;

- конструирование по образцу;

- конструирование по технологической карте;

- конструирование по собственному представлению;

ТИКО - конструктор можно использовать в различных направлениях:

1) в театрализованной деятельности можно конструировать из ТИКО-конструктора детали декораций и персонажи для сказок;

2) для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

3) в игровой деятельности- для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель, транспорт ит. д. ;

4) в изобразительной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты ;ит. д.

Таким образом, созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами,

развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Игра «Сделай так, как скажу» (на примере морковки)

Цель: развитие слухового восприятия.

Педагог читает словесную инструкцию – дети выполняют задание.

Задания:

1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.

3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.

Что у нас с вами получилось? (Морковка)

Это плоская или объёмная фигура? (Плоская).

Вариант 2. «Объемная морковка»

Цель: учить преобразовывать плоскостную модель в объемную.

Дети конструируют 2 одинаковые плоскостные модели (морковки) и соединяют фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.

Игра «Волшебный квадрат»

Цель: развитие действия анализа и синтеза.  

Задания на замещение геометрических фигур:
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
        

Использование ТИКО - конструкторав процессе развития экологических представлений дошкольников.

«Собери животное»

Цель: учить конструировать модель (животное) по изображению натурального объекта.

Задание:

1. Сконструируй животное по его изображению.

2. Из каких геометрических фигур сконструировано животное?

3. Какого цвета фигуры ты использовал?

4. Каких фигур потребовалось больше, почему ты так считаешь?

        

Использование ТИКО - конструктора для развития

математических и логических представлений

Игра «Запомни расположение»

Цель:развитие пространственной ориентации с использованием наречий  «справа-слева», «впереди  сзади», развитие памяти.

Ход игры:

Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по памяти создаете данную фигуру.

Выполнение задания

 Предлагаю проанализировать полученные фигуры:

- какие геометрические фигуры использовали для постройки?

- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?

- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?

- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?

- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?

«Найди пару»

Цель:закрепление умения детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Ход игры:

Используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.

«Цифровая дорожка»

Цель:закрепление умения детей составлять числовой ряд чисел 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику.

Ход игры: 

Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика». Раскладывают детали конструктора с цифрами 0-10 и обратно. Воспитатель задает вопросы:

  1. Какое число следует за число 8, 9 и др.
  2. Какое число стоит между 5 и 7 и т.д.
  3. Какое число стоит перед числом 6 и т.д
  4. Назови соседей числа 9?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"

Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....

Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Выступление на педсовет  Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...

План по самообразованию «Тико - моделирование, как инновационное средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Цель:1. Повысить свой профессиональный уровень по средством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса конструирования», которая является программой технической н...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...