Использование квиллинга в художественно–эстетическом развитии детей 5-7 лет
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

В статье раскрывается методика использования квиллинга в ручном художественном труде детей подготовительного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование квиллинга

в художественно–эстетическом развитии детей 5-7 лет

Антоненко И.А.,

воспитатель СПб ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт – Петербург»

Аннотация. В статье раскрывается методика использования квиллинга в ручном художественном труде детей подготовительного возраста.

Ключевые слова. Проектная деятельность, квиллинг, ручной художественный труд.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  творческое воображение является компонентом художественно-эстетического развития, которое предполагает развитие предпосылок понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом его индивидуальных возрастных способностей. Стандарт уделяет большее внимание трудовому воспитанию дошкольников, в частности художественному ручному труду.  Новой педагогической технологией ручного художественного труда, которая пока не имеет повсеместного применения в дошкольных образовательных организациях, является квиллинг.

Квиллинг или «бумажная филигрань» – старинная техника обработки бумаги, пользующаяся большой популярностью и в наше время.  Это искусство бумагокручения, один из видов декоративно–прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.                              

Это рукоделие возникло в конце XIV века – начале XV века в Европе. До XVI века он считался искусством. В XIV – XVI веках в Европе монахинями создавались изящные медальоны в этой технике, из бумаги с позолоченными краями. При рассмотрении этих бумажных шедевров создавалась иллюзия тонких золотых полосок. Но бумага материал недолговечный и от средневековых шедевров мало что сохранилось. В XIX столетии дамы высшего общества, таким образом, проводили свой досуг. В XX веке квиллинг, как искусство был предан забвению, но затем вновь возрожден.

Сейчас в Южной Корее квиллинг входит в школьную программу. Корейская школа бумагокручения несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. На сегодняшний день создана целая индустрия по производству материалов и инструментов для квиллинга [2].

В России квиллинг тоже находит своих поклонников, которых становится с каждым годом всё больше и больше. Все больше проводится разных выставок («Магия бумаги», «Волшебное превращение бумажных полосок» в Дарвиновском музее), конкурсов и мастер-классов. Даже школы, детские сады и дома творчества не остаются в стороне - там открывают кружки по квиллингу с авторскими программами дополнительного образования и парциальными программами художественно-эстетического развития.

Квиллинг оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность.

У детей занятия квиллингом развивают моторику рук и усидчивость; и у всех людей независимо от их возраста он способствует пробуждению воображения и формирует состояние психологической релаксации. Действительно, изготавливая композиции в технике бумажной филиграни, можно почувствовать себя волшебником, создающим нечто необычайно красивое и изысканное (само название ремесла наводит на мысли о чем-то легком и приятном).

Техника квиллинга – эффективное средство для развития мелкой моторики рук детей 5-7 лет, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребенка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Чаще всего работа в технике квиллинга начинается в возрасте 5-7 лет. В 2019-2020 учебном году нами был реализован проект по приобщению дошкольников к технике квиллинга.

Методика работы с квиллингом в подготовительной группе детского сада включает несколько этапов.

На начальном этапе работы с квиллингом, необходимо обучить детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму. Осваивать технику бумагокручения мы начинаем с детьми с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, а чтобы она не наскучила, необходимо с дошкольниками играть с цветом, и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов мы складываем элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще шесть – лепестки.

 Одним из самых распространенных элементов является «капля». Для ее изготовления мы с детьми делали свободный ролл необходимого диаметра. Затем двумя пальцами брали ролл за плоские стороны, распределяя его приблизительно пополам, и несильно прижимали так, чтобы навивки при этом равномерно распределились, затем сильно сжимали пальцы, чтобы зафиксировать элемент. При необходимости в нескольких одинаковых деталях, ролл надо держать в одном положении, относительно места склейки и направления навивки. Лучше вначале сделать все заготовки – роллы, а потом сжимать их для получения «капли».

«Глаз» - основа - свободный ролл. Ролл с обеих сторон берем указательным и большим пальцами обеих рук так, чтобы у него было симметричное расположение. И одновременно несильно пальцы сжимаем, даем навивкам равномерно распределиться. Сгиб заканчивается сильным сжатием пальцев.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски необходимо уменьшать, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.

Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с детьми необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

Освоив основные элементы бумагокручения, дети смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая творческое воображение, создавая завершенные композиции. Таким образом, техника квиллинг – эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребенка.

Проект «Волшебный виток Квиллинга» в ОДОД «Льдинка» ГБОУ школы-интерната №576 Санкт-Петербурга был проведен в феврале месяце 2020 года. Проект относился к детско-родительским проектам, художественно-творческой направленности. В нем приняли участие 12 детей и 12 родителей.

Целью проекта было: создать условия для приобщения детско-родительского сообщества к новой технике ручного труда с бумагой – квиллингу в совместной деятельности с детьми.

Были поставлены следующие задачи:

  • познакомить детей с новым видом ручного труда из бумаги – квиллингом: его историей, произведениями мастеров, основными инструментами и материалами;
  • научить изготавливать основные формы (каплю, глаз, свободную спираль (ролл),) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных).
  • в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес к работе с бумагой.

В работе с родителями была реализована дополнительная задача: повысить компетентность в вопросах применения техники квиллинга.

Проект проводился в 3 три этапа:

  1. Подготовительный этап (1 неделя): Подбор литературы и демонстрационного материала, разработка алгоритмов, составление консультаций для родителей (в том числе дистанционных для публикации на сайте воспитателя), констатирующая диагностика.
  2. Основной этап (2-3 неделя): знакомство с основными формами квиллинга (ролл, капля, глаз), индивидуальные работы (снежинки, цветок), коллективная работа (панно «Букет мимозы»), мастер-класс для родителей «Бабочка».
  3. Заключительный этап (4 неделя): контрольная диагностика, презентация выставки работ другим группам ОДОД, представление результатов на научно-практической конференции молодых специалистов Василеостровского района в 2020 году.

Продуктом проекта для детей стал альбом схем квиллинга для самостоятельного ручного художественного труда. Итоговый продукт для родителей: методические рекомендации на сайте воспитателя по работе с квиллингом.

Диагностика в ходе проекта проводилась в 2 этапа. Констатирующий эксперимент прошел в декабре 2019 года.  В работе с детьми был использован метод включенного структурированного наблюдения в процессе проведения организованной образовательной деятельности по квиллингу с детьми.

Для анализа структурированного наблюдения нами были определены следующие критерии и показатели.

Критерий 1. Владение техникой работы с основными формами квиллинга.

Показатели:

1.Ребенок владеет формой свободной спирали (ролл) (самостоятельно закручивает бумагу, опускает бумагу в отверстия офицерской линейки и разматывает до нужного диаметра, склеивает конец бумаги, бумага не рвется, не мнется).

2. Ребенок владеет формой капля (самостоятельно закручивает бумагу, разматывает до нужного диаметра, приклеивает конец к форме, защипывает с одной стороны, чтоб получилась капля).

3. Ребенок владеет формой глаз (самостоятельно закручивает бумагу, разматывает до нужного диаметра, хорошо приклеивает, защипывает ровно с двух сторон, бумага не мнется, не рвется).

4. Ребенок читает простейший алгоритм квиллинга из 5-6 элементов.

Критерий 2. Эстетичность выполненной работы.

Показатели:

1. Ребенок правильно сочетает цвета (в соответствии с таблицей цветосложения) при создании изделия.

2. Ребенок строит композицию на листе бумаге в соответствии с основными требованиями (центрация, отступы от края, сочетание размеров).

Критерий 3. Элементы творчества в работе.

Показатель: Ребенок может создать композицию по собственному замыслу из изученных элементов.

Для изучения представлений родителей о технике квиллинга было использовано анкетирование. Образец анкеты представлен в приложении 1.

Анализ анкет проводился по следующим показателям:

1. Осведомленность родителей о технике квиллинга.

2. Мотивированность на совместное занятие ручным трудом с детьми.

3. Понимание потребности развития мелкой моторики ребенка с помощью ручного художественного труда с бумагой.

4. Наличие материала для работы с квиллингом дома.

5. Удовлетворенность от участия в проекте.

По результатам проекта можно сделать вывод о высокой результативности проекта. В течение месяца большинство участников эксперимента овладели основными элементами техники квиллинга, полученные работы были эстетичны, треть детей проявили элементы творчества в работе. В диаграмме 1 показано сравнение процентного соотношения детей группы, освоивших программу, по итогам сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики

Диаграмма 1

В ходе работы с родителями значительно повысился уровень их информированности. На начальном этапе родители показали низкую осведомленность о технике квиллинга – 91, 67% не имели о ней представления. По итогам проведения проекта все 100% родителей имели представления о квиллинге и 83,33% активно участвовали в создании работ в данной технике совместно с детьми.

Список литературы:

  1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. –Ярославль: Академия развития, 2008. – 256 с.
  2. «Бумажная филигрань» А.И. Быстрицкая.  2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от — 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 
  4. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
  5.   Докучаева Н.И. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

Приложение 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты

  1. Знакомы ли вы с техникой квиллинг?

А. да

Б. нет

  1. Изготавливаете совместно с детьми подделки из бумаги?

А. да

Б. нет

  1. Понимаете ли вы потребность развития мелкой моторики ребенка с помощью ручного художественного труда с бумагой.

А. да

 Б. нет  

  1. Имеется у вас наличие материала для работы с квиллингом дома?

А. да

Б. нет

  1. Удовлетворены вы участием в проекте?

А. да

Б. нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...