ЛЕГО-технология в образовательном процессе ДОУ
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Сухарева Татьяна Викторовна

ЛЕГО-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._chteniya._suhareva_t.v._primorskiy_d.s.docx56.36 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГО-технология в образовательном процессе ДОУ

Т.В. Сухарева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Приморский детский сад

Современные дети живут в эпоху активной компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуются не только владение определёнными знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям. [3]

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС ДО. [3]

ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. [3]

В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Она выделяет два основных этапа, таких как: этап замысла и этап его практической реализации. На этапе замысла у ребёнка формируется представление о конечном результате предмета деятельности и способах его достижения. Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребёнка. Сравнение, анализ, синтез уже известных конструкций лежат в основе замысла. На этапе практической реализации непосредственно происходит создание предмета замысла. [6]

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. [3]

Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал усваивает надолго. Игра движет обучением. ЛЕГО-конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. [2]

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

ЛЕГО-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. [4]

В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

4. Средство интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. [5]

Конструктор ЛЕГО имеет преимущества по сравнению с металлическим, деревянным:

1. Разнообразие - большое количество деталей: кирпичики, кубики и т.д.

2. Своеобразие креплений: крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.

3. Детали прочные, легкие, яркие, не травматичные, привлекают внимание детей.

4. В течение короткого времени дети осваивают игру с ЛЕГО-онструктором, постройки получаются интересными, оригинальными, трансформируемыми.

5. В каждом ЛЕГО наборе есть рекомендованная схема сборки. Схема достаточна простая и подробно расписана в рисунках, поэтому собрать конструкцию по данной схеме может ребенок практически любого возраста, начиная от трех лет.

6. Некоторые схемы ЛЕГО достаточно сложные, содержат много компонентов, и не так-то просто их воспроизвести. Это учит детей достигать своих целей, даже если они оказываются трудновыполнимыми. А готовый результат становится наградой за труд. [6]

В ходе наблюдения за свободной деятельностью детей был выявлен интерес к конструктору ЛЕГО.  Была создана комфортная, благоприятная, безопасная обстановка для  детей, оснащенная  разнообразной коллекцией конструкторов  ЛЕГО.

Я нашла и изучила научно-методическую литературу по ЛЕГО-конструированию. За основу взяла книгу Е. В. Фешиной. В книге представлено перспективное планирование по всем возрастам, определены на каждый месяц темы и представлены конспекты. Особое место занимает диагностика. Если в начале года у детей был низкий уровень развития, то к концу года у 58% детей наблюдается высокий уровень развития в конструктивной деятельности.

С ЛЕГО-конструктором мы начали работать в старшей группе, работаем второй год. Подобрали разные виды ЛЕГО-конструктора и оформили уголок. Освоение ЛЕГО велось последовательно, от простого к сложному.

Я познакомила детей с ЛЕГО-конструктором в свободное время, рассмотрели детали, цвет и форму. Обсудили технологию скрепления деталей: треугольника, прямоугольника, многоугольника, обосновывая выбор и чередования операций.

При работе с ЛЕГО-конструктором учились выбирать партнеров, распределять между собой работу в подготовке материала, согласовывать друг с другом действия при создании постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки.

Дети выбирали для изготовления постройки детали по форме и цвету. Учились самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы, учились анализировать рисунок-схему, проверяя соответствие размера, считая кнопки на деталях.

Мы начали свою работу с изготовления простейших заборчиков, ограждений для домашних животных. Моей целью было научить детей скреплять детали на практике, увидеть результат своих действий, обыграть постройку.

Работа велась по тематическим блокам:

– «Транспорт»

– «Зоопарк»

– «Забавные роботы»

– «Наш дом»

На занятиях использовали 3 основные вида конструирования:

– по схеме;

– по замыслу;

– по теме.

Дети научились представлять предметы в различных положениях, мысленно менять их расположение, тем самым, развивая образное мышление.

Особое внимание я уделяю развитию логического и пространственного мышления. Развиваем умение создавать свой собственный замысел постройки по предложенной теме, умение анализировать постройку, выделять основные части, форму, размеры, местоположение деталей.

Например, работая над тематическим блоком «Транспорт», дети познакомились с различными видами техники и их конструктивными особенностями. Классифицировали транспорт по видам, приводили примеры транспорта разных видов, определили функции использования и применения разных машин в жизни людей. Моделировали разные виды транспорта по образцу и самостоятельно, выбирали для изготовления детали по форме и цвету, планировали и обсуждали выбор действий при изготовлении машин, анализировали свои действия, если обнаруживали ошибки, то исправляли их.

После обучения детей основным навыкам работы с конструктором я начала использовать элементы конструирования на НОД по математике, где дети могут собрать цифру, геометрическую фигуру, посчитать количество деталей у игрушки и т.д. На занятиях по развитию речи мы выкладываем буквы, составляем слова, учимся описывать игрушку. При знакомстве с окружающим миром дети собирают из конструктора деревья, дома, животных и т.п.

ЛЕГО-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов ЛЕГО, можно собирать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Игрушками ЛЕГО дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Появляются положительные эмоции, налаживается общение со сверстниками. Дети конструируют не потому, что так нужно, а потому что это увлекательно, ребенок хочет сам делать что-то свое.

В результате продолжительной работы у детей появился интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. Сформировались конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Совершенствовались коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Сформировались предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

В течение двух лет в группе организовывались конкурсы на лучшее изготовление построек: «Мой робот», «Любимый дом», «Чудо-игрушка» и др. Для родителей были организованы выставки детских работ, представлены печатные консультации в родительском уголке.

На открытом занятии на КООП для педагогов района представлены результаты нашей работы с ЛЕГО-конструктором.

Список использованной литературы:

1. Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

2. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

3. М. С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

4. О. В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

5. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.

6. «LEGO конструирование в детском саду» Фешина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО"

Возможности конструктора "LEGO" в развитии речи детей....

"ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО"

Возможности конструктора "LEGO" в развитии речи детей....

Применение лего-технологии в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей, работающих с детьми младшего и среднего возраста по образовательной области "Познавательное развитие"...

«Использование ЛЕГО-технологии в образовательном процессе»

laquo;Использование ЛЕГО-технологии в образовательном процессе»...

Использование Лего- технологии в образовательном процессе в ДОУ.

Мы живем в период изменений требований к системе образования.  Введение в дошкольное образование ФГОС требует использование новых педагогических развивающих технологий, которые должны предполагат...

ЛЕГО-технология в образовательном процессе ДОУ. Презентация

ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность являет...

ЛЕГО технологии в дошкольном образовательном процессе

Творческое развитие ребенка.Учить детей думать, используя конструктор. Развивать познавательную активность детей, творческую инициативу, мелкую моторику рук, диалогическую и монологическую речь. Расши...