Дополнительная общеобразовательная программа "ЛЕГО-мастер"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Разработка методики по применению ЛЕГО-конструктора для развития творческого конструирования. Программа кружка состоит в тематическом наполнении содержания занятий по конструированию и создания дошкольниками из ЛЕГО-конструктора макета обьекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_1_1_1_1_1.docx | 180.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Дополнительная общеобразовательная программа
«ЛЕГО мастер»
Направленность – техническая
LEGO-конструирование
Уровень: стартовый
Возраст обучающегося: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Емельянова О.М.
воспитатель
г. Когалым
2022 год
Структура программы
- Пояснительная записка………………………………...................3
- Содержание программы.........………………………........……...10
- Планируемые результаты ……………………………................18
- Организационно-педагогические условия......………………...20
- Приложения........................................………………..........….......24
- Пояснительная записка
Обоснование выбора проблематики и актуальность программы.
Современное общество и технический мир неразделимы в своемсовершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наобороттолько усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении.Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных
занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета,оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной,методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.Одним из продуктивных видов творческой деятельности дошкольников является конструирование. Оно позволяет актуализировать знания и представления ребенка в собственном реальном мире – игровой деятельности.
Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную модель из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов.
Практическая значимость программы и новизна.
Одним из конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO. С использованием LEGO – конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, что позволяет создать оптимальные условия для формирования предпосылок учебной деятельности и ранней профориентации дошкольников.
Технология с использованием конструктора LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирует детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники. С LEGO легко построить различные объекты, собрать машину, посадив туда рабочих, сконструировать «Самолёт». В результате конструирования на первом этапе ребенок получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дошкольник овладевает способностью договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. В дальнейшем идет решение детьми проблемных задач двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования, которое предполагает использование умения экспериментировать с новыми материалами, конструировать по собственному замыслу детей. В процессе конструирования ребенок наполняет свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий.
Практическая значимость данной программы состоит в:
- повышении качества дошкольного образования путем расширения спектра дополнительных образовательных услуг и внедрения инновационных технологий в педагогическую практику работы с воспитанниками муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Золушка» города Когалыма Ханты-Мансийский автономный округ-Югра;
- создании оптимальных педагогических условий для поддержки детской инициативы, способствующих формированию предпосылок инженерно-конструкторского мышления у дошкольников, позволяющих детям самостоятельно моделировать, составлять алгоритмы, вносить коррективы в имеющиеся схемы и повышения их познавательного интереса к миру профессий.
Анализ немногочисленных литературных источников показал, что разработана методика по применению ЛЕГО для развития творческого конструирования у нормально развивающихся дошкольников (Л.А. Парамонова). Имеется серия игровых заданий с использованием достаточно простых Лего-конструкторов: LEGO-DACTA, LEGO-DUPLO и др. Создана методика формирования конструктивно-игровой деятельности с конструкторами LEGO Duplo на начальном этапе для детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития (Т.В. Лусс) [3]. Представлены некоторые рекомендации по использованию конструкторов в коррекционных целях для детей, имеющих различные патологии развития (Э. Полякова).
Дополнительная общеобразовательная программа «ЛЕГО мастер»составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО» [1].Методической основой реализации работы с дошкольниками по данной программе служат обще дидактические принципы:
1) научности, 2) систематичности и последовательности в обучении, 3) преемственности, 4) перспективности, 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) наглядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности, 11) индивидуального подхода, 12) мотивационный принцип. При проведении занятий по программе учитываются базовые идеи LEGO-технологии: от простого к сложному; учёт возрастных и индивидуальных особенностей; созидательность и результативность; развитие творческих способностей; комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Новизна нашей программы состоит в тематическом наполнении содержания занятий по конструированию и создании дошкольниками из LEGO – конструкторов макета объектов, изучение этапов его строительства. Проектирование мостов, зданий (элементами конструктора) позволит дошкольникам попробовать себя в роли инженеров – конструкторов, познакомиться с деятельностью градообразующего предприятия, сформировать знания детей о крае и людях, труд которых прославили наш город.
Направленность и срок реализации программы.
Занятия LEGO-конструированием по программе «ЛЕГО мастер»главным образом устремлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей дошкольников. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Данная программа нацелена на реализацию возможностей детей строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы «ЛЕГО мастер»– один год.
Условия реализации: в отдельном помещении детского сада, в игровой комнате для конструктивно-модельной деятельности с использованием конструктов LEGO.
Возрастная категория: для детей от 4 до 5 лет.
Вид детской группы: общеразвивающая.
Состав: постоянный.
Условия и особенности набора дошкольников: свободный.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Режим организации занятий:
Общее количество часов: 37 занятия
Количество занятий в месяц: 4 занятий
Продолжительность: 20 минут
Периодичность занятий: 1 раза в неделю
Дополнительная общеобразовательная программа «ЛЕГО мастер»определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми по конструированию, не дублируя основную общеобразовательную программу дошкольного образования МАДОУ «Золушка», а дополняя и расширяя ее по всем образовательным областям, обозначенным в ФГОС ДО. Содержание программы объединяет следующие виды конструирования (подробнее см. в Приложении):
- конструирование по образцу,
- конструирование по модели,
- конструирование по условиям,
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
- конструирование по замыслу,
- конструирование по теме.
Дополнительная общеобразовательная программа «ЛЕГО мастер»составлена для реализации в условиях нашей ДОО, имеет четкую структуру в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 ноября 2018 г. Регистрационный N 52831 (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
Цели программы:
- Создание условий для развития конструкторского мышления, технического творчества, через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования (конструктор LegoWeDo) и формирование предпосылок профессиональной ориентации у дошкольников.
- Формирование умения у дошкольников искать и преобразовывать необходимую информацию для сооружения построек из деталей LEGO-конструктора по графическим моделям рисункам схемам; выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками с помощью информационно-коммуникативных средств – вопрос, беседа.
- Создание условий для творческой самореализации и становления регулятивной структуры игровой деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку в игровой деятельности с LEGO–конструкторами.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая их свойства.
2. Закрепить умение выделять, называть, классифицировать объемные геометрические тела и архитектурные формы.
3.Научить создавать сюжетные композиции, соединять и комбинировать детали.
4. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, преобразовывать предлагаемые заготовки.
5. Удовлетворение познавательных интересов воспитанников к процессу конструирования и индивидуальных потребностей в игровой деятельности при сборке моделей из конструктораLego, LegoWeDo
Развивающие:
- Развитие умения самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования модели (конструкторские, инженерные и вычислительные навыки – умение выполнять задания по чертежу, заданной схеме, по замыслу и по словесной инструкции).
- Стимулирование речевой активности детей при описании практических действий с деталями LEGO-конструктора – побуждать дошкольников четко излагать свои мысли и высказывать идеи, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Формирование познавательных процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память) посредством действий с деталями LEGO-конструкторов (сравнение по форме, размеру, цвету, нахождения закономерностей, отличий и общих черт в конструкциях).
Воспитательные:
- Воспитание нравственных и коммуникативных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.) в процессе совместной продуктивной творческой деятельности – мотивировать дошкольников на проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (работа в команде, малой группе).
- Выявление, развитие и поддержка познавательного интереса старших дошкольников к конструктивно-игровой деятельности – поощрять самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать уважение к труду людей и результатам их деятельности.
- Содержание программы
Содержание дополнительная общеобразовательной программы «ЛЕГО мастер» направлено:
• на создание условий для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста;
• развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;
• приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
• создание условий для творческой самореализации личности ребенка старшего дошкольного возраста, ее интеграции в систему социальных отношений;
• интеллектуальное и духовное развитие детей;
• укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
• взаимодействие с семьями воспитанников МАДОУ «Золушка».
Перспективный план совместной образовательной деятельности
Первое полугодие:
- Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве.
- Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно.
- Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей.
- Продолжать знакомить с новыми деталями конструктора
- Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
- Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся LEGO- материалом.
Второе полугодие:
- Учить работать с мелкими деталями LEGO.
- Создавать более сложные постройки.
- Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки.
- Учить рассказывать о постройке других воспитанников.
- Самостоятельно распределять обязанности.
- Учить помогать сверстникам в трудную минуту.
- Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец.
- Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями.
- Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
- Развивать творческую активность в процессе занятий с конструкторомLEGO.
- Поощрять навыки доброжелательного общения и коллективного творчества.
- Расширять способности к анализу и планированию деятельности.
- Стимулировать интерес воспитанников к LEGO–конструктору.
Образцы конструкторов:
Учебно - тематический план
дополнительной общеобразовательной программы
«ЛЕГО мастер»
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Знакомство с ЛЕГО | Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления. |
Октябрь | Детский сад | Повторение правил поведения в легокабинете. Техника безопасности на занятиях. Закрепление названий деталей конструктора. |
Грузовик | Закреплять полученные навыки. Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе. | |
Гараж для грузовых машин | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Ноябрь | Осенний урожай. Конструирование красивых ворот для «фруктового сада | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать умение анализировать образец постройки - выделять функционально значимые части (столбики – опоры и перекладины). Формировать чувства симметрии. |
«Скачут зайки на лужайке» | Закреплять умение передавать характерные особенности животного.Воспитывать желание обыгрывать постройку. | |
Обувь «Построим обувной магазин» | Развивать умение следовать инструкции педагога. Познакомить с основными частями конструкции магазина – стены пол, крыша, окна, стеллажи. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Декабрь | Декада коренных народов «Чум» | Формировать умение видеть образ постройки и соотносить с деталями конструктора. Воспитывать любознательность, навыки конструирования. |
«Игрушки для елки» | Развитие активного внимания, Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором. | |
Кафе | Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить бытовые объекты нефтяников. Д/и «Разложи детали по местам» Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования. | |
Январь | Народные праздники «Снежинка» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различным материалом. |
«Замок Снежной королевы» | Продолжать строить сложную постройку. Формировать умение строить коллективную постройку. | |
Зимние забавы «Горка для детей» | Развивать память, навыки конструирования. Обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. | |
«Мост» | Учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и расположения. | |
Февраль | «Лестница» | Развивать наблюдательность, внимание, память. Закреплять умения конструировать объекты из деталей конструктора. |
Животные холодных и жарких стран «Животные в зоопарке» | Формировать умение собирать конструкцию по схеме. Анализировать образец будущей постройки. Д/и «Чудесный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | |
День защитников Отечества «Военная техника. Самолет» | Закреплять навыки и умения использовать детали конструктора для сборки самолета. Выделять функциональные части, правильно распределять детали конструктора. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. | |
Март | Мой дом «Дом, в котором мы живем...» | Закреплять навыки конструирования. Называть основные части дома. Воспитывать умение работать коллективно. |
«Вышка» | Продолжать знакомство с видами соединения деталей конструктора. | |
Мой город. «Мы едем, едем, едем...» | Называть основные виды городского транспорта. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Формировать умение строить автобус. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. | |
Апрель | Перелетные птицы «Встречаем птиц» | Вспомнить название перелетных птиц. Развивать творчество и инициативу. |
День космонавтики. «Космический корабль» | Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней. Продолжать формировать умение использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструирования. | |
«Замок» | Формировать умение конструировать по схеме. Последовательно выполнять сборку конструкции. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. | |
Май | Мир природы. «Аквариум для рыб» | Развивать чувство формы при создании конструкции. Закреплять конструктивные умения располагать детали в различных направлениях, соотносить постройки со схемой. Развивать фантазию, воображение. |
Творческое конструирование по замыслу | Развивать воображение, внимание. Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умение обыгрывать постройку. | |
Спортивная площадка | Закреплять умение строить из деталей конструктора. Обыгрывание построек. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. |
Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы
«ЛЕГО мастер»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Форма аттестации | ||
Теоретических | Практических | Часы | Форма | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | диагностика | |
2. | Конструирование по образцу | 5 | 5 | 5 | Педагогическое наблюдение | |
3. | Конструирование по модели | 7 | 7 | 7 | Педагогическое наблюдение | |
4. | Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам | 4 | 4 | 4 | Выставка работ | |
5. | Конструирование по условиям | 6 | 6 | 6 | Педагогическое наблюдение | |
6. | Конструирование по замыслу | 4 | 4 | 4 | Педагогическое наблюдение | |
7. | Конструирование по теме. | 10 | 10 | 10 | Выставка работ | |
Итого | 37 | 1 | 36 | 37 |
Основные методы работы: | Основные приёмы работы: |
|
|
3. Планируемые результаты
Система оценивания качества обучения по программе включает методику, периоды, структуру и критерии оценки достижения планируемых результатов.
К концу обучения по дополнительной образовательной программе ребенок может:
знать |
|
уметь |
|
быть способен |
|
Диагностический лист отслеживания промежуточных результатов:
Критерии | Называет все детали конструктора | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Использует предметы заместители | |||||||
Период | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
ФИ ребенка | ||||||||||||||
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения воспитанниками содержанием программы:
- Итоговые занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
- Выставки детских работ для родителей и воспитанников других возрастных групп.
- Смотры - презентации – самостоятельное представление ребенком своих изделий, совместное с родителями обсуждение работ, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
- Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе по дополнительной общеобразовательной программес конструкторами LEGO.
- Организационно - педагогические условия
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Средства для реализации содержательного раздела Программы:
- Наличие оборудованного помещения (с конструкторами LEGO). Совместная деятельность проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветривания.
- Строительные наборы и конструкторы: настольные; напольные; деревянные; металлические; пластмассовые (с разными способами крепления);
- Комплекты LEGO – конструктора Lego, Legoduplo
- Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
- Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- картинки, презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
- технологические карты, схемы, чертежи, образцы;
- детская художественная литература.
- Техническая оснащенность: технические средства обучения (ТСО) - компьютер; магнитофон; фотоаппарат; аудио и видео записи (познавательная информация, музыка, видеоматериалы); демонстрационная магнитная доска, столы, стулья (по росту и количеству детей);
Взаимодействие с родителями
по дополнительной общеобразовательной программе
№ | Мероприятие | Месяц |
1. | Анкета для родителей «Значение LEGO конструирования для развития детей старшего дошкольного возраста» Приём заявлений от родителей на посещение кружка. | Сентябрь |
2. | Информационное сообщение для родителей «О пользе LEGO занятий» | Октябрь |
3. | Консультация для родителей: «Как выбирать LEGO конструктор для ребенка» | Ноябрь |
4. | Итоговое занятие «Что мы уже умеем строить из LEGO?» | Декабрь |
5. | Буклет «8 причин использовать LEGO-конструирование для развития вашего ребенка» | Январь |
6. | Памятка «Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам» | Февраль |
7. | Информационный листок «Создание LEGO-персонажа» | Март |
8. | Итоговое занятие «Что мы уже умеем строить из LEGO?» | Апрель |
9. | Анкета по вопросу удовлетворенности предоставления дополнительной образовательной услуги | Май |
Список использованной литературы:
- Комарова Л.Г. Строим из Организация занятий по конструированию с помощью конструктора LEGO.- Москва: Линка-Пресс, 2001. — 88 с. Электронный текст: https://www.studmed.ru/komarova-l-g-stroim-iz-lego_55f5e5ed639.html
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов.– М.: Сфера, 2011. – 243 с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: ВЛАДОС, 2003г.
Список рекомендуемой литературы для педагогов:
- Варяхова Т. «Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора лего» // Дошкольное воспитание, –2009. –№ 2. – С. 48-50.
- Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества». – М.: «Просвещение», 2010г.
- Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2012 г.
- Дыбина О. В.Творим, изменяем, преобразуем. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- ИшмаковаМ.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. – М.: ИПЦ «Маска», 2013 г.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- Мельникова О.В. Лего – конструирование 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. – Волгоград: «Учитель», 2012 г.
- Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2007г.
- Фадеева Е.М. Развитие навыков сотрудничества у дошкольников, – Нытва, 2008 г.
Список рекомендуемой литературы родителям:
Для чтения детям
- Маяковский В.В. Кем быть?
Электронный текст: http://poesias.ru/rus-stihi/stihi-mayakovskiy/stihi-mayakovskiy10076.shtml
- Михалков С. А что у вас?
Электронный текст: https://lukoshko.net/mihal/mihal7.shtml
- Родари Д. Чем пахнут ремесла?
Электронный текст: https://lukoshko.net/poetry/poetjr1.shtml
Для педагогического просвещения
- LEGO конструирование, как средство развития технического творчества детей. Электронный ресурс: https://infourok.ru/lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-tehnicheskogo-tvorchestva-detej-4099062.html
- Лего-конструирование в детском саду: проведение занятия, схемы и прочее. Электронный ресурс: https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lego-konstruirovanie-v-detskom-sadu.html
- Музейно-выставочный центр города Когалым. Виртуальный тур. Электронный ресурс: http://museumkogalym.ru/
- Кем стать? Малыши в мире профессий. Сайт для воспитателей и родителей. Электронный ресурс: http://detsadmickeymouse.ru/publ/kem_stat_malyshi_v_mire_professij/neftjanik/173-1-0-4140
- Рекомендации родителям. Конструирование из конструкторов Лего в детском саду. Электронный ресурс: http://book.lib-i.ru/25pedagogika/866066-1-rekomendacii-roditelyam-konstruirovanie-konstruktorov-lego-detskom-sadu-konstruktori-le.php
5. Приложение
В работе по дополнительной общеобразовательной программе «Мы инженеры-конструкторы» используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой:
Принципы LEGO-конструирования
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах
- деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...