Мастер - класс
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Татаринова Оксана Вячеславовна

Мастер-класс "Обогащение игрового опыта детей раннего возраста

посредством самодельной игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида  №31 "Аленький цветочек"

Мастер - класс на тему

"Обогащение игрового опыта детей раннего возраста

 посредством самодельной игрушки"

Подготовила:

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №31 «Аленький цветочек»

Татаринова О. В.

На протяжении почти всего дошкольного возраста игрушка является центром, вокруг которого развивается детская деятельность. Игрушка побуждает ребенка к игре и способствует развитию содержания игры: развивается детская фантазия и изобретательность. Иногда внешний вид игрушки настолько привлекает ребёнка, что он старается развить такую деятельность, в которой можно было бы применить понравившуюся ему игрушку. Так игрушка становится прямым побудителем детской игры.

Требования к игрушкам:

- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка,

- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

- должны быть безопасными и гигиеничными;

- развивать познавательные интересы, активизировать общение;

- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

- пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают ее в свой мир. Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют более медленного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Часто по собственной инициативе дошкольники начинают разыгрывать сценки, за каждого персонажа произносят реплики, изменяя при этом голос, старательно подражая манере речи героя, какой они себе ее представляют. У детей наблюдается интерес к подробному описанию своих персонажей, их внешности, характера, особенности поведения. 

Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

Значимость игрушки-самоделки как средства мотивации к образовательной деятельности у детей дошкольного возраста заключается в том, что игрушка для ребенка представляет собой совмещение сказки и реальности, традиций и современности. При помощи игрушки дошкольники открывают для себя окружающий мир, постигают опыт, накопленный взрослыми.

Использование в образовательной деятельности детей дошкольного возраста игрушек-самоделок способствует развитию у них речи, обогащению словарного запаса, воображению, а также творческих способностей. Их можно использовать в разнообразных практических занятиях, в трудовой, игровой и самостоятельной деятельности

Кроме того, игрушки-самоделки очень эффективны при разрешении разнообразных детских конфликтов, в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ, в организации сюрпризных моментов и игр-драматизаций.

Воспитательное значение игрушек:

- это обязательный спутник детских игр;

- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность

ребенка;

отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

- помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости,

любознательности;

- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

- наиболее доступное детям произведение искусства.

Эмоциональный комфорт детей поддерживают игры-забавы с речевым сопровождением (использование потешек, песенок)   Очень нравится малышам игра «Цирк». Взрослый ставит на свою ладонь игрушку и, не сгибая руку, медленно приподнимает ее со словами: «Выступает собачка Авва, смотрите и слушайте. Ав! Ав! Ав!» Затем так же медленно, не сгибая в локте, опускает руку. После этого выступают бычок, мишка и другие звери. Дети с удовольствием становятся «циркачами» и повторяют действия педагога.

В дальнейшем многие известные ситуации ребенок перенесет в сюжетно- отобразительную игру, и игрушки «оживут».

Подражая взрослому, малыш усваивает игровое отношение к предметам, приемы их мнимого одушевления, навык диалога, он учится управлять своим поведением и общаться с товарищами.

Важной предпосылкой развития игры может также стать опыт действий, совместных с персонажами сказок. В народной педагогике неслучайно закрепились приемы, позволяющие при рассказывании сказки опираться на действия детей, вместе с ребенком «проигрывать» ее содержание: «Сорока -белобока кашку варила» - малыш водит по ладошке пальчиком; Зайчика лиса не пускает в домик : взрослый «плачет» вместе с ребенком, закрывая его лицо его же ладонями. Эти приемы помогают формировать у ребят представление о событиях, развивать воображение, умение действовать в мнимой ситуации.

При знакомстве детей раннего возраста со сказкой на первом занятии воспитатель подкрепляет свой рассказ картинками и действиями с игрушкой, изображающей тот персонаж, о котором идет речь. На втором занятии рассказ взрослого сопровождается лишь действиями с игрушечными сказочными персонажами (без картинок). На третьем занятии воспитатель только рассказывает, а детей побуждает показать, как, например, как стучались звери в теремок, и т. д. В дальнейшем малыш, слушая сказку, сопровождает ее определенными действиями, сочувствует сказочным героям, выражает желание им помочь.

Описанные приемы помогают развивать воображение малыша, а при использовании их в повседневном общении дают возможность установить с ребенком более тесный контакт. Например, если малыш расстроен, взрослый показывает ему знакомый персонаж и от его имени беседует с ребенком: «Я пришел к тебе в гости, хочу посмотреть, как ты быстро одеваешься (хорошо играешь и т. д.)», или: «Зайка хочет поучиться у вас правильно делать зарядку. Давайте покажем ему, как надо прыгать».

У детей второго года жизни начинает формироваться умение моделировать деятельность взрослого. Чтобы содействовать этому процессу, воспитатель использует различные приемы, в частности перенос игровой ситуации в новые условия, включение в нее разных персонажей: можно кормить или укладывать спать не только кукол, но и те игрушки, которые есть в группе.

Эту же игровую ситуацию можно использовать в бытовом общении: не просто убирать игрушки, а укладывать их спать или усаживать обедать (в зависимости от того, что должны делать дети). Не стоит опасаться, что это помешает реалистическому отношению ребенка к действительности. Главная задача воспитателя - помочь малышу усвоить модель действия взрослого и реализовать свои знания в различных игровых ситуациях.

Использование игрушки в повседневной жизни

-  внесение  для организации таких режимных процессов, как умывание, кормление, одевание (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, угостить, помочь и т. п.);

-  с помощью этой игрушки можно организовать развлечения: «День рождения», «Вечер песенок, потешек»;

-  игрушка может принять участие в литературном развлечении по сказкам

-  игрушка может помочь младшим дошкольникам в организации сюжетно-ролевой игры «Семья»: пригласит к себе детей или сама придет в гости, покажет, как уложить куклу, накрыть стол, полечить куклу; свяжет игру «Семья» сюжетно-ролевыми играми «Автобус», «Больница», «Парикмахерская».

Одним словом, самодельная игрушка», у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Использование в образовательной деятельности детей дошкольного возраста игрушек-самоделок способствует развитию у них речи, обогащению словарного запаса, воображению, а также творческих способностей. Их можно использовать в разнообразных практических занятиях, в трудовой, игровой и самостоятельной деятельности, во время прогулок и экскурсий. Кроме того, игрушки-самоделки очень эффективны при разрешении разнообразных детских конфликтов, в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ, в организации сюрпризных моментов и игр-драматизаций.

Таким образом, потенциал игрушек-самоделок в формировании и развитии мотивации к образовательной деятельности у детей дошкольного возраста весьма велик. Они помогают развивать у детей способностей управлять собой, удерживать внимание, развивают мышление, воображение и речь.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...