проект "Бабушкины куклы"
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Наталья Александровна Наумова

народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

  1слайд

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет большое значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется внимание.

2 слайд

Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

3 слайд

В настоящее время растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с нашей действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие места на полках в магазинах. Игрушки-монстры (для мальчиков - человек-паук, черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы) – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. А какие навыки и какую установку сформируют преуспевающие красавицы для наших девочек - Мокси, Винкс, Барби, куклы, игры с которыми запрограммированы на путешествия, балы, сказочно - роскошные наряды и безудержное потребление. Все эти игрушки вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» детскую душу на свой лад.

В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей.

Одним из методов знакомства детей с истоками народной культуры был разработанный мною проект «…….».

4 слайд

Цель проекта:

Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

Задачи проекта:

  • учить делать из ткани русскую народную куклу
  • продолжать знакомить с историей русского народа
  • развивать мелкую моторику рук
  • развивать эстетический вкус
  • формирование коммуникативных отношений
  • воспитывать любовь к Родине, к традициям русского народа

5 слайд

Этапы реализации проекта.

  1. Знакомство с историей возникновения народной куклы.
  2. Изучение видов кукол, символизирующих месяц.
  3. Изучение технологии изготовления кукол.
  4. Изготовление календаря народной куклы.

Перед началом работы над проектом была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста.  Детям задавались вопросы, уточняющие их знания о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, я сделала следующие выводы:

• 83% опрошенных детей не смогли ответить на вопрос об истории возникновения кукол, об их роли в древности, о разновидностях тряпичных народных кукол;

•  из предложенных на картинках элементов старинной одежды, 73% детей не смогли назвать лапти, валенки, кафтан;

• 81% детей не знают о народных праздниках и обрядах;

• 75% детей не смогли вспомнить и назвать потешку, закличку, пословицу, народную сказку и хороводную игру.

6 слайд

Исходя из полученных данных был составлен план работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной культуре через изготовление тряпичных народных кукол, который построен на обучении детей изготовлению кукол по принципу от простого к сложному.

Известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

7 слайд

Особое значение имеет материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала природа (дерево, глину, лен, шерсть). Игрушки изготавливали из того, что было под рукой.

8 слайд

 Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к., играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

9 слайд

Ценность народной куклы – содержание в ней родовой информации. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Ведь в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Мы знаем, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной игрушке. А это ведет к потере культурно - исторических ценностей своего народа. Поэтому одной из задач воспитания я поставила – воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников с образом народной игрушки. В своей работе расширяю знания дошкольников об истории возникновения народных игрушек, их разнообразии и назначении, учу детей изготавливать игрушки своими руками, воспитываю интерес к народной игрушке и бережное отношение к культуре своего народа.

10 слайд

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Вместе с детьми изготавливаем различные народные куклы: Кувадка, Крупеничка, Ангел, пеленашка, зайчик на пальчик. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно работать пальчиками, развивается мелкая моторика рук, глазомер. 

11, 12, 13, 14 слайды

Изготавливая куклы, дети не только осваивают приемы их изготовления, но и знакомятся с историей их возникновения, символами какого обряда является кукла и почему так называется, где её разместить в доме или кому подарить. Мы даже сочиняем сказки о куклах.

15 слайд

Организованная совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между детьми и родителями. Поэтому разработана серия совместных мероприятий с мамами вместе с детьми по изготовлению более сложных народных кукол: Мотанка, Стригушка из соломы, Десятиручка.

           Результатом работы по данной теме, исходя из данных мониторинга на конец учебного года, явилось то, что у детей появились знания о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых в старину,  о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.

Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций.

В этом году мы обновили патриотический уголок, именно через национальные костюмы и элементы одежды, украшений и кукол.

В дальнейшем есть планы: сделать мини – музей народной тряпичной куклы «Куклы из бабушкиного сундучка». Где можно не только увидеть экспонаты на полке, но и тактильно познакомиться, поиграть, а при желании смастерить.

Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации.  Предметный мир ребенка помогает ему сориентироваться в окружающем мире, вызывает желание познавать его. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Я считаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.  

Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в моих руках оказывается народная игрушка, у меня возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....