Использование технологии проблемной задачи в конструктивно- модельной деятельности для развития творческих способностей детей.
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа)

На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и обладающие творческим потенциалом люди, способные добиваться поставленной цели. Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше.

В связи с запросом общества наука ввела изменения в систему образования. С Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г "об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в структуре «основной общеобразовательной программы дошкольного образования» еще более актуальными стали требования, направленные на то, что ребёнок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Таким образом, чтобы реализовать запрос общества, надо формировать интерес к конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности, формировать личностные качества.

Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчука, Л.А. Венгера, С.В. Петрушиной, О.М. Дьяченко, З.В. Лиштван и др. Ими были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Однако не была разработана развивающая творчество система обучения детей даже этому виду конструирования. В связи с этим детское конструирование с использованием разных материалов носит, в основном, чисто репродуктивный характер, что не способствует развитию детского творчества.

Новизна нашей работы состоит в том, что мы решили использовать технологию проблемной задачи, которая решается тремя методами: комбинированием, преобразованием, приписыванием. Такая технология используется в различных областях, и мы решили использовать ее и в конструировании. Мы предположили, что эти методы в совокупности с технологией проблемной задачи будут способствовать не только развитию творческих способностей детей, но и формировать такие качества личности, как: самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Так как проблемное обучение предполагает стимулирование самостоятельности детей и творчества в познании.

Цель работы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования технологии проблемной задачи в конструктивно-модельной деятельности.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания  проблемных, творческих ситуаций в конструктивно-модельной деятельности.
  2. Формировать умение изменять постройки способами надстраивания, расстраивания, пристраивания (в высоту, длину, ширину).
  3. Самостоятельно решать проблемные ситуации, используя методы конструирования, такие как комбинирование, преобразование, приписывание в самостоятельной деятельности.
  4. Развивать такие качества личности как: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. (умение анализировать, планировать, доводить дело до конца)
  5. Создать в группе благоприятные условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Всю нашу работу мы разделили на три этапа:

Цель начального этапа выявить уровень знаний детей, подобрать методы и формы обучения и оформить развивающую предметно-пространственную среду.

Цель основного этапа подобрать проблемные задачи по трем направлениям: комбинирование, преобразование, приписывание.

И на заключительном этапе провести работу с родителями и повторную диагностику с целью выявления динамики.

На начальном этапе была проведена диагностика по методике экспресс-анализа и оценки детской деятельности под редакцией О.А.Сафоновой. В ходе диагностики было выявлено, что дети затрудняются в преобразовании постройки в высоту, ширину, длину. Детям трудно выделять в игрушке и в постройке их пространственные признаки (высоту, длину, ширину) и соотносить их между собой. Они решали эти задачи на низком уровне: либо просто обстраивают игрушку, не заботясь при этом о самой конструкции, либо вначале создают постройку без учета размеров игрушки, а затем пытаются ее туда поместить, часто безуспешно. Также, дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения и точно им следовать. У детей страдают личностные качества: постройки не были доведены до конца, затруднялись самостоятельно создать замысел, им было сложно определить средства для его реализации, поэтому дети быстро теряли интерес к этому виду деятельности.

Чтобы решить поставленные нами задачи, мы выбрали технологию проблемного обучения, а именно одно из направлений - постановка и решение проблемной задачи. И попытались стимулировать детей решать данную задачу методами: комбинирование, преобразование, приписывание.

Нами была оформлена развивающая предметно-пространственная среда. Был пополнен строительный материал, который представляет собой набор разнообразных геометрических тел, разнообразные мелкие и крупные игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Также были подобраны дидактические игры типа «Что перепутал художник?», «Упадет или не упадет?», иллюстрации построек, модели конструкций, схемы построек, игры типа «Танграм». Изготовлен плоский конструктор, для моделирования будущей постройки.

На основном этапе работы проходила реализация наших задач. Постановка проблемной задачи выражалась в загадках, постановке проблемной ситуации. Мы использовали следующие методы организации обучения конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности: комбинирование, преобразование, приписывание. В процессе создания образов воображения ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся у него представлений. И внесли в каждый из методов проблемные задачи. Такая техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Комбинирование представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или элементов конструкции. При комбинировании мы использовали такие формы конструирования как, конструирование по образцу: детям предлагались образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструктора, и показывались способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества, но если предложить детям соединить определенные части разных построек, то этот важный обучающий этап обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. Также детям предлагалось сконструировать что-либо по желанию (используя в качестве образца наши постройки и внося в них свои изменения или придумывая свои постройки). Например: нам нужно построить мост, но не простой, а для автомобилей и для поезда. Как это сделать?

Конструирование по рисунку - опираясь на рисунок, дети создавали конструкции, подбирая материал самостоятельно.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

В методе преобразование, варианты основных конструкций дети создают сами, а затем преобразовывают ее, путем изменения образцов в высоту, длину и ширину, а так же заменяя одну деталь на другую или на сочетание деталей. На каждом занятии после освоения основной конструкции детям предлагались задачи типа «Построй такой же домик, но высокий», «Построй такую же машину, но длинную». При этом дети вынуждены выбирать один из имеющихся у них способов решения:  расстраивание, надстраивание или пристраивание. В процессе самостоятельных преобразований заданных конструкций дети учились выделять в объектах пространственные, часто изменяющиеся характеристики. В дальнейшем это дает им возможность создавать конструкции с учетом размера игрушек (высоту, длину, ширину). При использовании этого метода предусматривалось не только усложнение конструкций одного и того же объекта, но и  усложнение практических действий, обеспечение активной поисковой деятельности детей. Здесь мы использовали такую форму как: конструирование по условиям (предложенное Н.Н. Поддьяковым) - задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер. Задавались определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку. Мы использовали игру «Перестрой ворота». Детям предлагалось построить ворота любой формы и размера. Затем брали машину, сажали в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжали к каждой постройке со словами:

Вы ворота отворите

И машину пропустите!

Побуждали детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире столбики; удлинять перекладины и т. д.).

Приписывание – это создание ребенком новых образов, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению в другой предмет. Особенностью этого методаконструирования состоит в том, чтобы увидеть в естественном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой. Особенно велико значение такого вида конструирования для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребенка.

На этом этапе мы использовали:

- конструирование по теме - дети сами создавалипостройки поконкретнойтеме, выбирали способы их выполнения, материал.Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой. Например, после постройки  теремка (по сказке «Теремок») детям предлагалось дополнить свою конструкцию элементами украшения.

- конструирование по замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно. Во время занятий материала было больше, чем требовалось для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучить детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Здесь мы использовали игру «Угадай, где я». Ребятам предлагалосьпостроить что-нибудь по замыслу, затем брали игрушку, например, петушка и начинали игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает: «Где я?». Дети отвечали.

- конструирование по модели (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия). Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Здесь мы использовали игровые задания типа строительства загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и т.д. Сооружение загородок с использованием опорных моделей, но без показа способов конструирования (по четырем углам устанавливаются ориентировочные детали, затем дети сами застраивали расстояние между ними). Глядя на модель, ребенок домысливает, как бы дорисовывает ее, приписывая, добавляя к одной и той же модели разные дополнительные детали.

- конструирование по чертежу - было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Дети испытывали трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (деталей строительного материала), поэтому, сначала мы обучали детей построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам – схемам. Для преодоления трудностей были использованы шаблоны, которыми дети пользовались для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. Так же, дети использовали изготовленный нами плоский конструктор, для моделирования будущей постройки, самостоятельно приписывали своей конструкции различные детали, а затем воплощали их в постройке.

На заключительном этапе была проведена работа с родителями. Так как мы понимали, что без родителей нам будет трудно добиться хороших результатов, мы попытались их заинтересовать. Для родителей были подготовлены информационные папки передвижки, консультация «Использование дидактических игр на занятии по конструированию». Проведено родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей посредством конструктивно-модельной деятельности», буклеты, брошюры. Семинар-практикумпроходил в форме КВНа «Конструктоград» в котором, с помощью карточек, родители и дети сооружали постройки. Была оформлена фотовыставка детских построек «Волшебные замки». В итоге, родители тоже заинтересовались нашей темой и вместе с нами подбирали интересный материал.

Повторная диагностика показала положительную динамику в развитии конструктивно – модельной деятельности детей. Дети научились не только преобразовывать постройки в высоту, ширину, длину, но и творчески подходить к решению поставленной задачи. Ведь самоценным для нас являлся не конечный продукт – постройка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Также дети стали выстраивать и использовать свои постройки в сюжетно-ролевой игре, пользоваться плоским конструктором, моделировать, а потом выстраивать конструкции по своим замыслам. Им стало интересно комбинировать свои постройки, пристраивать к конструкции различные детали, украшать постройку.

Литература

  1. Детская психология: Учеб. Пособие/Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л.Коломенского, Е.А.Панько. – Мн.:Университетское,1988-399 с.
  2. Конструирование и художественный труд в детском саду., Л.В.Куцакова
  3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаева, Л.А.Парамонова и др.; 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988. – 192 с.:
  4. Экспресс – анализ и оценка детской деятельности (методические основы). Под редакцией О.А.Сафоновой, Н-Новгород. 1995 г. 69 стр.
  5. Воображение и  творчество в детском возрасте. Л.С.Выготский, М.: Просвещение, 1976 г.
  6. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании.// Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/Под.ред. Н.Н.Поддьякова. М.: Педагогика, 1972г.
  7. Строительные игры в детском саду. В.Г.Нечаева, Е.И.Корзакова; издание второе, дополненное. – М.: Просвещение,1966

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_konstruirovaniyu.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и обладающие творческим потенциалом люди, способные добиваться поставленной цели. Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше.

В связи с запросом общества наука ввела изменения в систему образования. С Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г "об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в структуре «основной общеобразовательной программы дошкольного образования» еще более актуальными стали требования, направленные на то, что ребёнок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Таким образом, чтобы реализовать запрос общества, надо формировать интерес к конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности, формировать личностные качества.

Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчука, Л.А. Венгера, С.В. Петрушиной, О.М. Дьяченко, З.В. Лиштван и др. Ими были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Однако не была разработана развивающая творчество система обучения детей даже этому виду конструирования. В связи с этим детское конструирование с использованием разных материалов носит, в основном, чисто репродуктивный характер, что не способствует развитию детского творчества.

Новизна нашей работы состоит в том, что мы решили использовать технологию проблемной задачи, которая решается тремя методами: комбинированием, преобразованием, приписыванием. Такая технология используется в различных областях, и мы решили использовать ее и в конструировании. Мы предположили, что эти методы в совокупности с технологией проблемной задачи будут способствовать не только развитию творческих способностей детей, но и формировать такие качества личности, как: самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Так как проблемное обучение предполагает стимулирование самостоятельности детей и творчества в познании.

Цель работы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования технологии проблемной задачи в конструктивно-модельной деятельности.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания  проблемных, творческих ситуаций в конструктивно-модельной деятельности.
  2. Формировать умение изменять постройки способами надстраивания, расстраивания, пристраивания (в высоту, длину, ширину).
  3. Самостоятельно решать проблемные ситуации, используя методы конструирования, такие как комбинирование, преобразование, приписывание в самостоятельной деятельности.
  4. Развивать такие качества личности как: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. (умение анализировать, планировать, доводить дело до конца)
  5. Создать в группе благоприятные условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Всю нашу работу мы разделили на три этапа:

Цель начального этапа выявить уровень знаний детей, подобрать методы и формы обучения и оформить развивающую предметно-пространственную среду.

Цель основного этапа подобрать проблемные задачи по трем направлениям: комбинирование, преобразование, приписывание.

И на заключительном этапе провести работу с родителями и повторную диагностику с целью выявления динамики.

На начальном этапе была проведена диагностика по методике экспресс-анализа и оценки детской деятельности под редакцией О.А.Сафоновой. В ходе диагностики было выявлено, что дети затрудняются в преобразовании постройки в высоту, ширину, длину. Детям трудно выделять в игрушке и в постройке их пространственные признаки (высоту, длину, ширину) и соотносить их между собой. Они решали эти задачи на низком уровне: либо просто обстраивают игрушку, не заботясь при этом о самой конструкции, либо вначале создают постройку без учета размеров игрушки, а затем пытаются ее туда поместить, часто безуспешно. Также, дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения и точно им следовать. У детей страдают личностные качества: постройки не были доведены до конца, затруднялись самостоятельно создать замысел, им было сложно определить средства для его реализации, поэтому дети быстро теряли интерес к этому виду деятельности.

Чтобы решить поставленные нами задачи, мы выбрали технологию проблемного обучения, а именно одно из направлений - постановка и решение проблемной задачи. И попытались стимулировать детей решать данную задачу методами: комбинирование, преобразование, приписывание.

Нами была оформлена развивающая предметно-пространственная среда. Был пополнен строительный материал, который представляет собой набор разнообразных геометрических тел, разнообразные мелкие и крупные игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Также были подобраны дидактические игры типа «Что перепутал художник?», «Упадет или не упадет?», иллюстрации построек, модели конструкций, схемы построек, игры типа «Танграм». Изготовлен плоский конструктор, для моделирования будущей постройки.

На основном этапе работы проходила реализация наших задач. Постановка проблемной задачи выражалась в загадках, постановке проблемной ситуации. Мы использовали следующие методы организации обучения конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности: комбинирование, преобразование, приписывание. В процессе создания образов воображения ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся у него представлений. И внесли в каждый из методов проблемные задачи. Такая техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Комбинирование представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или элементов конструкции. При комбинировании мы использовали такие формы конструирования как, конструирование по образцу: детям предлагались образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструктора, и показывались способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества, но если предложить детям соединить определенные части разных построек, то этот важный обучающий этап обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. Также детям предлагалось сконструировать что-либо по желанию (используя в качестве образца наши постройки и внося в них свои изменения или придумывая свои постройки). Например: нам нужно построить мост, но не простой, а для автомобилей и для поезда. Как это сделать?

Конструирование по рисунку - опираясь на рисунок, дети создавали конструкции, подбирая материал самостоятельно.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

В методе преобразование, варианты основных конструкций дети создают сами, а затем преобразовывают ее, путем изменения образцов в высоту, длину и ширину, а так же заменяя одну деталь на другую или на сочетание деталей. На каждом занятии после освоения основной конструкции детям предлагались задачи типа «Построй такой же домик, но высокий», «Построй такую же машину, но длинную». При этом дети вынуждены выбирать один из имеющихся у них способов решения:  расстраивание, надстраивание или пристраивание. В процессе самостоятельных преобразований заданных конструкций дети учились выделять в объектах пространственные, часто изменяющиеся характеристики. В дальнейшем это дает им возможность создавать конструкции с учетом размера игрушек (высоту, длину, ширину). При использовании этого метода предусматривалось не только усложнение конструкций одного и того же объекта, но и  усложнение практических действий, обеспечение активной поисковой деятельности детей. Здесь мы использовали такую форму как: конструирование по условиям (предложенное Н.Н. Поддьяковым) - задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер. Задавались определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку. Мы использовали игру «Перестрой ворота». Детям предлагалось построить ворота любой формы и размера. Затем брали машину, сажали в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжали к каждой постройке со словами:

Вы ворота отворите

И машину пропустите!

Побуждали детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире столбики; удлинять перекладины и т. д.).

Приписывание – это создание ребенком новых образов, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению в другой предмет. Особенностью этого методаконструирования состоит в том, чтобы увидеть в естественном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой. Особенно велико значение такого вида конструирования для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребенка.

На этом этапе мы использовали:

- конструирование по теме - дети сами создавалипостройки поконкретнойтеме, выбирали способы их выполнения, материал.Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой. Например, после постройки  теремка (по сказке «Теремок») детям предлагалось дополнить свою конструкцию элементами украшения.

- конструирование по замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно. Во время занятий материала было больше, чем требовалось для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучить детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Здесь мы использовали игру «Угадай, где я». Ребятам предлагалосьпостроить что-нибудь по замыслу, затем брали игрушку, например, петушка и начинали игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает: «Где я?». Дети отвечали.

- конструирование по модели (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия). Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Здесь мы использовали игровые задания типа строительства загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и т.д. Сооружение загородок с использованием опорных моделей, но без показа способов конструирования (по четырем углам устанавливаются ориентировочные детали, затем дети сами застраивали расстояние между ними). Глядя на модель, ребенок домысливает, как бы дорисовывает ее, приписывая, добавляя к одной и той же модели разные дополнительные детали.

- конструирование по чертежу - было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Дети испытывали трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (деталей строительного материала), поэтому, сначала мы обучали детей построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам – схемам. Для преодоления трудностей были использованы шаблоны, которыми дети пользовались для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. Так же, дети использовали изготовленный нами плоский конструктор, для моделирования будущей постройки, самостоятельно приписывали своей конструкции различные детали, а затем воплощали их в постройке.

На заключительном этапе была проведена работа с родителями. Так как мы понимали, что без родителей нам будет трудно добиться хороших результатов, мы попытались их заинтересовать. Для родителей были подготовлены информационные папки передвижки, консультация «Использование дидактических игр на занятии по конструированию». Проведено родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей посредством конструктивно-модельной деятельности», буклеты, брошюры. Семинар-практикумпроходил в форме КВНа «Конструктоград» в котором, с помощью карточек, родители и дети сооружали постройки. Была оформлена фотовыставка детских построек «Волшебные замки». В итоге, родители тоже заинтересовались нашей темой и вместе с нами подбирали интересный материал.

Повторная диагностика показала положительную динамику в развитии конструктивно – модельной деятельности детей. Дети научились не только преобразовывать постройки в высоту, ширину, длину, но и творчески подходить к решению поставленной задачи. Ведь самоценным для нас являлся не конечный продукт – постройка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Также дети стали выстраивать и использовать свои постройки в сюжетно-ролевой игре, пользоваться плоским конструктором, моделировать, а потом выстраивать конструкции по своим замыслам. Им стало интересно комбинировать свои постройки, пристраивать к конструкции различные детали, украшать постройку.

Литература

  1. Детская психология: Учеб. Пособие/Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л.Коломенского, Е.А.Панько. – Мн.:Университетское,1988-399 с.
  2. Конструирование и художественный труд в детском саду., Л.В.Куцакова
  3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаева, Л.А.Парамонова и др.; 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988. – 192 с.:
  4. Экспресс – анализ и оценка детской деятельности (методические основы). Под редакцией О.А.Сафоновой, Н-Новгород. 1995 г. 69 стр.
  5. Воображение и  творчество в детском возрасте. Л.С.Выготский, М.: Просвещение, 1976 г.
  6. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании.// Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/Под.ред. Н.Н.Поддьякова. М.: Педагогика, 1972г.
  7. Строительные игры в детском саду. В.Г.Нечаева, Е.И.Корзакова; издание второе, дополненное. – М.: Просвещение,1966


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных  видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобр...

"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год

Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соот...

«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

Использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  ...

Использование современных ИКТ – технологий и театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Важнейшей характеристикой личности ребенка является творчество. Формировать творческое развитие  необходимо у детей  с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчес...

Перспективное планирование «Конструктивно- модельной деятельности и развития технического творчества детей»

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предметы и явления в их вз...