Опыт применения дидактического пособия "Дары Фребеля" в работе педагога дополнительного образования ДОО
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бахматова Регина Александровна

Представлен опыт работы педагога дополнительного образования по развитию познавательных способностей детей с использованием игрового набора «Дары Фребеля».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_primeneniya_posobiya_dary_frebelya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт применения игрового набора «Дары Фребеля в развитии дошкольников»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельность — вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. В связи с этим, в настоящее время, конструированию в детском саду отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Использование практического пособия «Дары Фребеля» может способствовать успешному решению задач образовательной программы.

Давайте вспомним, кто такой Фридрих Вильгельм Август Фребель – это немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцция, он считал, что дети — цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".

Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя.

На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).

  1. «Текстильные мячики». Набор состоит из 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса.
  2. «Основные тела». В наборе шар, куб и цилиндр, 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук.
  3. «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера.
  4. «Куб из брусков». Набор из 8 деревянных плашек одного размера.
  5. «Кубики и призмы». В наборе кубики (21 шт.), большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы.
  6. «Кубики, столбики, кирпичики». Этот модуль состоит из 33 деревянных плиток разного размера.
  7. «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.
  8. «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных палочек разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм.
  9. «Кольца и полукольца». Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм.
  10. «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов, диаметром 10 мм.
  11. «Цветные тела». В составе модуля шнурки для нанизывания и цветные бусины 3 разных форм – шарообразной, кубической и цилиндрической.
  12. «Мозаика. Шнуровка». В ящике закреплено перфорированное поле, а продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам.
  13. «Башенки». Комплект состоит из 44 элементов: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт.
  14. «Арки и цифры». Модуль включает 9 кубиков с цифрами на гранях и дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм. 

Работая с данным набором, ребята на занятиях пробовали выкладывать картины с применением «Даров Фребеля» в начале, по образцу. Со временем, дети начали активно изобретать новые образы, и стараться привнести что-то свое в процессе выполнения задания. Например: ребята закройте глаза и представьте, что вы сейчас в лесу, изобразите, что вы увидели? Многим ребятам гораздо интереснее выполнить аппликацию сначала «Дарами», и лишь затем перенести на бумагу, ведь это стимулирует творческую активность, когда можно «увидеть» результат труда, дети изменяют, дополнить работу, пока не находят свой вариант. Можно не стирать и не переклеивать то, что не понравилось, а просто взять и заменить одну форму на другую или поменять цвет! Ведь педагогика Фребеля учит не разрушать, а перестраивать, создавать новое не разрушая, а преобразовывая старое. Поэтому, со временем, практически на каждой НОД аппликацией и рисованием применяются «Дары Фребеля».

В социально — коммуникативном развитии дошкольников хочется особо отметить применения «Даров Фребеля» в процессе первичной адаптации малышей. «Дары» помогают воспитателям быстрее адаптировать детей к жизни в детском саду. Этому способствуют разнообразные игры и задания на сплочение группы и знакомство ребят друг с другом и воспитателям. Особенно эффективны – командные, например «Бусы дружбы», где воспитанники делятся на команды по 2 человека, задача ребят собрать бусы (например) чередуя красные шары и синие кубики (чем старше воспитанники, тем сложнее задание), побеждает команда, собравшая бусы дружбы первая. Или игра «Настроение», где ведущий говорит детям, что они жители города, в котором что-то происходит (например, в город привезли мороженное или сломалась карусель и т.д.), а дети реагируют на сообщение ведущего, о произошедшей ситуации, выкладывая соответствующие эмоции.

В физическом развитии активно применяется набор № 1. Мячики помогают тренировать ловкость, глазомер, выполнять зарядку для глаз: педагог раскачивает мяч, перемещает вверх, вниз, вправо, влево, а дети следят за его движением только глазами. Очень хорошо развивается координация движения, через следующий прием: ребенок вытягивает руку и задает амплитуду руке по заданию воспитателя (в право, в лево, вперед, назад). Активно используем мячи для развития крупной и мелкой моторики рук, ног. Дети босиком играют с мячами: лежа на спине берут мяч ногами и поднимают в разные стороны, нравится игра «ловец жемчуга», где с помощью считалки выбираем «ловца жемчуга», который поворачивается ко всем спиной, а ведущий раздает детям в согнутую ладошку кому –то одному жемчуг (шар из набора №11), а остальным детям песок (точки из набора №10), по команде ведущего «ныряем» ловец жемчуга поворачивается и пытается отгадать, у кого жемчужина, если он показывает правильно, тот, у кого жемчужина убегает, если ловец его поймал, он становится ведущим. Если ловец ошибся, и не нашел у кого жемчужина, то ведущий ему говорит «иди, тренируйся, прыгай (приседай) 10 раз, в следующий раз повезет».

Еще один прием, который нравится детям — «составление сказки». Во время занятия по развитию речи, мы не просто читаем сказку, а выкладываем ее сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки.

Несмотря на то, что дары Фребеля давно уже известны, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Их можно использовать в любой области познания. А приложив к этому еще и свою фантазию можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы педагога дополнительного образования, изостудия "Радуга"

В этом материале содержится тематический план работы изостудии  с детьми старшего дошкольного возраста...

Презентация "Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию дошкольного возраста"

Презентация на тему: «Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию детей дошкольного возраста»...

Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников

Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это  инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошк...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...

Доклад "Применение проектной деятельности в работе педагога дополнительного образования».

На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изме...