Конспект интегрированного занятия "В гости к Василисе"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Фамина Татьяна Борисовна

Занятие по познавательному развитию и ручному труду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_oberegovaya_kukla.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и ручному труду

Тема: «В гости к Василисе»

Цель: Сформировать у детей представление о том, как в старину изготавливали куклы. Приобщать детей к народной культуре. Довести до сознания детей, что у каждой куклы было своё предназначение.

Задачи:

 1) Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.

2) Познакомить детей с некоторыми традиционными народными игровыми куклами и игровыми приемами.

3) Прививать уважение к этнокультуре, семейным традициям.

4) Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы.

5) Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы в различных видах деятельности.

6) Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок, активизировать словарный запас.

7) Изготавливать куклу «Пеленашка»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром; познавательно-исследовательская деятельность)»;

«Социально – коммуникативное развитие (трудовое воспитание; уважение к труду взрослых)»;

«Речевое развитие (развитие речи, приобщение к художественной литературе, к фольклору)»;

«Художественно – эстетическое развитие (конструктивно – модельная деятельность)»; 

«Физическое развитие» (развитие крупной и мелкой моторики рук)

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная. 

Подготовительная работа: 

- дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения;

- чтение художественной литературы;

- просмотр презентации «Русская культура и традиции»;

- посещение музея «Русская изба»;

- изготовление народных тряпичных кукол;

 - выставка совместных с родителями  детских работ.

Материалы и оборудование: 

1) Тряпичные куклы, макет «Русская изба»;

2) заготовки: белая прямоугольная ткань размером 20х14, цветная ткань, хлопчатобумажные нитки;  отделочный материал: узкие ленты;

3) деревянные палочки.

Музыкальное сопровождение: на протяжении всего занятия звучат русские  народные песни.

Содержание организованной деятельности детей.

Занятие проходит в музыкальном зале, музее «Русская изба»

Василиса: - Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, милые ребята! Я сегодня вас пригласила к себе в гости не просто так.

Василиса: Ребята, а чем вы любите заниматься в свободное время? 

Дети: Играть.

Василиса: А какими игрушками вы играете, какие ваши любимые игрушки? 

Дети: Кукла барби, трансформеры, лего и т. д. 

Василиса: А как они у вас появились? 

Дети: Родители купили в магазине. 

Василиса: Правильно ребята, это потому что такие игрушки изготавливаются на заводе, в очень большом количестве и потом их отвозят в магазины, где их могут купить все кто захотят.

Василиса: Ребята, в давние времена, когда ещё не было магазинов и заводов, в каждом доме у детей имелись свои сокровища – игрушки. А как эти игрушки появлялись у людей? 

Дети: Люди изготавливали игрушки своими руками:

Василиса: Молодцы, ребята. В каждой семье её делали по-своему. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Люди на Руси могли изготавливать игрушки практически из любого подручного материала, вы можете назвать эти материалы? 

Дети:  Кусочки ткани, камни, палки, глина, зола, солома, дерево и т. д. 

Василиса: Правильно, ребята. Традиционно все народные игрушки делились на группы по способу изготовления и назначения. Одними из самых любимых игрушек мальчиков были деревянные игрушки, а самой любимой игрушкой у девочек была тряпичная кукла. Ребята, какие виды тряпичных кукол вы знаете

Дети: Обереговые, обрядовые, игровые.

Василиса: Чем они отличаются друг от друга? 

(ответы детей: обереговые – оберегали от всего плохого, в игровые – играли дети, обрядовые использовались для празднования, также их дарили близким). 

Василиса: Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о куклах – оберегах. Про них сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

А сейчас я приглашаю вас в музей, где хочу показать своих кукол. (показывает кукол в мини-музее, кратко рассказывает о некоторых, также подключаются дети). 

Ребята, есть у меня еще одна куколка (достает из сундука). Называется она «Мамушка». Как вы думаете, почему ее назвали так? Что значит «Мамушка»?

Дети: Мамушка, значит мама, мамочка.

Василиса: А теперь внимательно посмотрите, если это мама, то скорее всего, кого-то не хватает рядом?

Дети: Детей.

Василиса: Правильно,  ребята. «Мамушке» не хватает деток, и мне потребуется ваша помощь. Ребята, а вы хотите научиться делать тряпичную куклу своими руками? (Да) Отлично, тогда сегодня я научу вас делать  куклу «Пеленашка», или как еще ее называют «Лялька-мотанка», в которую играли наши бабушки и прабабушки, когда были маленькими, много-много лет назад. Но сначала давайте разомнем наши пальчики. Приготовить наши ручки к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Кинезиологическое упражнение

 «Пальчики здороваются» 

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

Василиса: Приглашаю вас в свою мастерскую (материалы на столе накрыты ярким платком). Садитесь за столы, я подготовила для вас необходимый материал для изготовления этой куклы (убирает платок). Сегодня мы с вами одна большая семья, а как говорится в народной пословице:  «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно». А какие вы, ребята, знаете пословицы про семью и труд? 

Ответы детей:  «Землю красит солнце, а человека — труд», «Терпение и труд всё перетрут», «Кто не работает, тот не ест», «Сделал дело – гуляй смело» 

(на фоне русская народная музыка)

Василиса: Молодцы. Берем деревянную палочку и  плотно заворачиваем ее в белую ткань. Теперь надо определить, где будет личико, и немного отступить, туго обматываем нитками, тем самым фиксируем и наша ткань не развернется. Вот такая заготовка у нас получилась. Далее берем цветную ткань и кладем заготовку посередине цветной ткани (как малыша на пеленку). Начинаем пеленать: накрываем голову, правую сторону ткани накладываем влево, а левую вправо. Нижнюю часть ткани поднимаем и оборачиваем вокруг куклы.  Берем снова нитки и туго обматываем. Далее берем цветные ленты и аккуратно завязываем (с помощью воспитателя). Вот такие  замечательные куклы-«пеленашки» у нас получились.

Василиса: Ребята, я заметила, когда вы делали своих кукол, вы очень старались. Значит, каждый из вас во время изготовления вложил свою любовь, заботу, нежность.

Василиса:  Посмотрите, какие у нас получились замечательные куклы-«пеленашки».  Можете придумать своим куклам имена (называют имена). Такие куклы оберегали маленьких детей. А как выглядела кукла «Мамушка», я вам сейчас покажу, мне понадобятся ваши куколки (с помощью плотной нитки присоединить «пеленашек» к кукле). Такая кукла оберегала уже  всю семью.

Василиса: Видите, как много нового мы узнали сегодня. Ребята, вам понравилось у меня в гостях? (Да) А что вам больше всего понравилось? 

Дети: То, что мы сделали игрушку своими руками и сами её нарядили, что узнали больше об игрушках наших предков.

Василиса: Нужно ценить и уважать наше наследие, бережно относится к традициям, которые были на Руси. Народная игрушка всегда играла и важную роль в жизни людей и даже сейчас, спустя такое большое количество времени народная игрушка приносит нам радость и пользу. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по математике и ознакомлению с художественной литературой «Василиса Прекрасная и Иван Царевич»

Тема: «Василиса  Прекрасная и Иван Царевич»Цель:1.      Побуждать интерес детей к предмету математика посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.2....

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия для дошкольников с ОВЗ, II этап обучения (индивидуальное занятие) Тема: В гости к солнышку.

Тема: В гости к солнышку.Вид занятия: индивидуальное.Цель: Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук. Дифференцировать звуки «П-Б» в слогах .Задачи:·...

Конспект интегрированного занятия "Гости весеннего леса" в средней группе

Данное занятие проводится с детьми средней группы. Занятие поможет детям закрепить знания о перелетных птицах....

Конспект интегрированного занятия "Гости к бабушке на стоянку" с использованием блоков Дьенеша (средняя группа)

Цель: активизировать в речи детей слова и выражения «такие же по цвету», «одинаковые по форме, но разные по цвету» и т.д.Задачи:Образовательные: Дать представление о понят...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В поисках Василисы Прекрасной»

Задачи:Образовательные:учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задачсовершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, величинезакреплять устный счет до десятипрод...

Конспект интегрированного занятия "В поисках Василисы Прекрасной"

Конспект интегрированного занятия "В поисках Василисы Прекрасной"...