КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Потапова Оксана Анатольевна

статья для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_statya.docx941.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности дошкольников становится все более значимым, так как именно активность ума – это одна из основных свойств личности. Умственное развитие детей заключается не только в том, чтобы дать дошкольникам знания, но и научить их использовать практически в разных видах работы.

Одним из эффективных средств умственного развития детей является конструирование. В процессе конструирования происходит интеллектуальное развитие дошкольников, они учатся выделять существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи между элементами конструктора и готовыми моделями, учатся планировать свою деятельность и действовать четко по плану. Упражнения по конструированию радикально меняют характер их познавательной деятельности, мышления и другие психические процессы.

Умственное развитие ребенка является одной из важнейших сторон формирования личности, осуществляемой в дошкольном заведении. Умственное развитие дошкольника направлено не только на овладение знаниями и способами умственной деятельности, но и формирование определенных качеств ума у ребенка. Развитие умственных действий у дошкольников в процессе обучения способствует созданию благоприятных условий для усвоения знаний, умений и навыков, формирования различных способностей и развития мыслительной деятельности в целом.

Существенную роль в умственном развитии дошкольников играют специфические производительные виды детской деятельности (рисование, аппликация, ручная работа), к ним относится и конструирование. По мнению Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова [1], предпосылками умственного развития средствами конструирования у дошкольников являются:

– представления о предметах действительности и умение выделять их пространственные признаки и отношения;

– детский опыт, который включает различные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета.

Развивающая направленность занятий по конструированию является одной из тенденций современного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процесса. 

Для детей дошкольного возраста характерны такие умственные способности, как скорость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, смелость, поэтому дошкольников следует как можно раньше привлекать к конструированию, но надо учитывать определенные особенности в зависимости от возраста ребенка.

Для того, чтобы конструирование как средство умственного развития применялось максимально продуктивно, дети должны овладеть различными формами конструирования. Существуют следующие формы организации конструирования в условиях дошкольного учреждения: по образцу и по замыслу; по заданной теме; по модели; по условиям; по простейшим чертежам и наглядным схемам. Важно отметить, что чем старше становятся дошкольники, тем сложнее они могут создавать конструкции по заданным условиям и по собственному замыслу. Дети способны выбирать не только тему, материалы, но и соответствующие способы конструирования.

Конструирование предоставляет огромные возможности для полноценного развития ребенка, так как в процессе игр с конструктором ребенок получает не только удовольствие, но и формирует способность активно познавать мир, умение и желание трудиться, работать рядом и вместе со взрослыми и сверстниками и т.д. В процессе конструирования у дошкольников развивается умение планировать свою работу, выполнять задачи в соответствии с поставленной целью, руководствоваться разработанным планом и достигать определенного результата, а это – важный фактор формирования будущей учебной деятельности. Развивается и речь детей, выполняя направляющую и регулирующую роль в деятельности. Дети учатся последовательно рассказывать о ходе работы, формулировать свои мысли.

Выводы. 

Таким образом, конструирование – один из видов специфической производительной деятельности дошкольников, который наряду с игрой и лепкой, аппликацией, ручным трудом, рисованием, имеет важное значение для умственного развития детей, а именно: мышления, восприятия, памяти, речи, формирования умственных действий анализа, сравнения, обобщения и классификации.

C:\Users\Alex\Downloads\WhatsApp Image 2023-01-10 at 20.11.36 (1).jpeg      C:\Users\Alex\Downloads\WhatsApp Image 2023-01-10 at 20.11.36.jpeg

C:\Users\Alex\Downloads\WhatsApp Image 2023-01-10 at 20.09.25 (2).jpeg      C:\Users\Alex\Downloads\WhatsApp Image 2023-01-10 at 20.09.24.jpeg

C:\Users\Alex\Downloads\WhatsApp Image 2023-01-10 at 20.09.25 (1).jpeg    C:\Users\Alex\Downloads\WhatsApp Image 2023-01-10 at 20.09.25.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Художественное конструирование как средство умственного развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются актуальные вопросы дошкольного образования по развитию умственных способностей. Представлен опыт работы по проектной деятельности в ДОУ....

Конструктивная деятельность как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста

инновационная деятельность по конструктивной деятельности дошкольников...