конструирование в старшем дошкольном возрасте
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Кузмичева Ольга Александровна

    Конструирование в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_v_starshem_doshk.vozraste.docx132.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей

 «Конструирование

в старшем дошкольном возрасте»

H:\1 ИННОВАЦИОННАЯ Д-СТЬ+\! 2021 ИНН  ФРЁБЕЛЬ_ТЕХНОМИР\ФОТО+ лего робото фото\фото выбор\DSCN5385.JPG

Приготовила:

Кузмичева Ольга Александровна.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 17»

  Деятельность детей в детском саду многообразна. Это позволяет поддерживать у детей интерес к творческой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие. Одним из видов деятельности является конструирование.

В процессе конструирования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой постройке, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Цель: Обучение, овладение элементарными навыками ручного труда и развитие умственного и этического воспитания, а также развитие творческих и технических способностей (создание разных конструкций, моделей и построек из строительного материала и деталей конструктора, бросового и природного материала, бумаги и картона и др.).

Задачи: Сформировать интерес к конструкторской деятельности и желание экспериментировать создавая постройку(ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и название деталей, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать).

В процессе конструирования происходит:

  • развитие мелкой моторики;
  • знакомство с формой и способность тактильного восприятия текстурой предметов на практике;
  • развитие фантазии и воображения;
  • обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т.д.);
  • выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;
  • стимуляция образного и логического мышления.

 Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ.

     К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, бросового и природного материала.

Я работаю в старшей возрастной группе. У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование.

Дети с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особую радость вызывает у детей успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко.

К старшему возрасту, ребята уже могут хорошо усвоить название всех деталей, форм и величин.

Для конструирования в группе мы с детьми используем крупным деревянным конструктор, блочный конструктор из пластмассы, учебно-игровое пособие логические блоки Дьенеша, танграм.

Л.В. Куцакова различает несколько форм организации конструирования.

 Конструирование по образцу, когда детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструкторов. В данной форме обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Использование образцов — это необходимый важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.

В процессе конструирования у детей формируется умение анализировать модель, называть составляющие ее детали, выбрать необходимые для воспроизведения конструкции.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Для реализации всех выше перечисленных форм конструирования можно использовать конструкторы деревянные, пластмассовые блочные.

Для воспроизведения построек могут также использоваться простейшие чертежи и наглядные схемы, специально разработанные шаблоны, отражающие конструктивные замыслы.

Еще одним интересным видом конструирования, который осваивают дети нашей группы, является конструирование по развивающим играм  «Танграм». Чаше применяем геометрические пластмассовые фигуры (раздаточный материал) мы успешно используем их в конструировании по модели.

Конструирование, по сравнению с остальными видами деятельности развивает технические способности ребенка, а это имеет большое значение для общего развития личности. В процессе конструктивно — технической деятельности у ребенка формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникативность. Это, прежде всего развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества.

Список литературы:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. – М. 2014 г.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 1990 г.
  3. Научно – дидактический журнал. Детский сад от А до Я.
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по познавательному развитию и конструированию для старшего дошкольного возраста. Экзамены в автошколе.

Цель:- формировать ответственное отношение к своему поведению на дорогах и улицах города;-закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве;-вызвать желание отображать...

Использование базового набора «Учись учиться» в лего-конструировании в старшем дошкольном возрасте.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методо...

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Игры становятся интереснее и разнообразнее, дети приобретают много новых знаний и техническ...

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и об...

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста Лего

В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам....