Конструкторские навыки
консультация по конструированию, ручному труду

Кузмичева Ольга Александровна

от развития конструкторских навыков к формированию предпосылок развития инженерного мышления детей дошкольного возрвста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktorskie_navyki.docx125.16 КБ

Предварительный просмотр:

«От развития конструкторских навыков к формированию предпосылок инженерного мышления

детей дошкольного возраста»

Подготовила:H:\1 ИННОВАЦИОННАЯ Д-СТЬ+\! 2021 ИНН  ФРЁБЕЛЬ_ТЕХНОМИР\ФОТО+ лего робото фото\ФОТО ЛЕГО + ФРЕБЕЛЬ фото\Новая папка (7)\1648898893643.jpg

 Кузмичева Ольга Александровна

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 17», г. Хабаровск

«Ребенок – прирожденный конструктор,

изобретатель и исследователь»

Л.В. Куцакова

Дошкольный возраст - это значимый период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга - это кора. Именно в это время формируется образное мышление, а главным средством его формирования являются наглядные модели и объекты реальной природы. Первая ступень образного мышления развивается в разных видах детской деятельности – игре, конструировании, экспериментировании. 

Развитие мышления ребенка-дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практической деятельности, и освоением способов самой мыслительной деятельности.

Наиболее актуальным в современном мире является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение конструктивно мыслить. Формирование конструктивного мышления начинается именно в дошкольном возрасте.

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием является конструирование. Занятие конструированием является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации детьми дошкольного возраста.

 Конструирование играет важную роль в формировании творческой личности ребенка. Оно должно соответствать интересам и потребностям ребенка. Под детским конструированием понимается создание конструкций и моделей из строительного материала и деталей различных конструкторов. Сооруженные детьми постройки активно используются в игровой деятельности, где решаются конструктивные задачи, которые развивают у детей техническое и инженерное мышление.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Основными из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

В старшей группе начинают уделять особое внимание совместному конструированию, которое предполагает умение планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели. В данном возрасте конструирование уже не слито с игрой, а является отдельной деятельностью. Обыгрывание постройки ребенком – это не что иное, как возможность проверить качество постройки, ее функциональность.  После создания конструкций дети могут организовать с ними сюжетно-ролевые игры.

Ребенок 5–6 лет начинает проявлять себя как конструктор, дизайнер: он анализирует, планирует, придумывает оформление, экспериментирует, выражает суждения, находит причины удачных и неудачных решений и пр. Дети этого возраста обычно более объективно оценивают не свои, а чужие постройки, поэтому важно показать им, по каким параметрам проводится оценка: отмечаются прочность, устойчивость, аккуратность, фантазия, оригинальность решений, изобретательность.

 В старшей группе широко применяют плоскостное конструирование (создание изображений из геометрических фигур), поскольку оно позволяет подводить детей к построению схем будущих конструкций. Детям предлагают конструкторы, предполагающие разные способы соединения деталей. При этом предпочтительны задания по сборке двигающихся сооружений (у машины крутятся колеса, качели качаются, тележка катится). Из деталей конструкторов дети строят в свободной деятельности. Для повышения интереса детей к конструированию и создания эмоционального настроя следует использовать загадки, песенки, стихотворные строки.

В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся играть дидактические игры по карточкам. Например:«Таинственный мешочек», «Чья команда быстрее построит?» «Разложи детали по местам», «Светофор», «Назови и построй» и т.д.

Для развития конструкторского мышления необходимо создать образовательное среду, в которой ребенок будет развиваться. Для этого в группе у нас созданы условия для осуществления возможностей детей, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству. У нас группе существует разные виды конструкторов.

  • Конструктор –строительный набор, напольный деревянный конструктор
  • Блочный конструктор (игольчатый, собирай-ка и т.д.)
  • Болтовый конструктор пластмассовый,

Все эти виды конструкторов позволят детям развивать мелкую моторику, творческоемышление,воображение,эстетический, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Дети смогут сооружать замки, башни, машины, лодки, самолеты и т.д.

У детей будет возможность возводить как огромные, так и небольшие конструкции, одновременно осваивая понятия фигур.

Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки.

Все это является началом технического, а затем и инженерного мышления.

Детям в нашей группе очень нравиться и с удовольствием занимаются конструированием.

Недавно в нашей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором для обучения «Тико». Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.Использование обучающего конструктора

 ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. 

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, 

эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и  недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх.

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Использование LEGO- конструирования позволяет расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.

Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях»

В связи с большим скачком развития новых разнообразных технологий в 21 веке  обществу требуются люди, которые способны нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жи...

Доклад на тему: «Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО - моделирование».

Доклад на тему: «Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста через ТИКО - моделирование»....

"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях.

LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях....

Развитие коммуникативных и конструкторских навыков у старших дошкольников на примере сюжетно-ролевой игры МОРЯКИ

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Через неё ребенок познает окружающий мир, развиваются его воображение, память, восприятие, мышление и речь, формируются взаимоотношени...