ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях»
проект

Батманова Олеся Олеговна

В связи с большим скачком развития новых разнообразных технологий в 21 веке  обществу требуются люди, которые способны нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. 

      Современные дети живут в век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.  Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lego_teremok_2018_-_2019.docx69.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                                                                                                              Заведующая МБДОУ

протокол №                                                                                                                                                «Детский сад «Теремок»

от       .       2018г.                                                                                                                                                              Н.А.Попова

Приказ №        от       .        .2018г.

ИННОВАЦИОННЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской  и творческой деятельности детей в современных условиях»

Разработчик проекта:

старший воспитатель Батманова Олеся Олеговна

Овгорт, 2018г.

Актуальность

В связи с большим скачком развития новых разнообразных технологий в 21 веке  обществу требуются люди, которые способны нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.  

         Современные дети живут в век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.  Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.

         Следовательно, перед нами , педагогами, поставлена задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

ФГОС ДО регламентируют интеграцию  образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических  и  личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO,  дети могут экспериментировать, обсуждать идеи,  воплощать их в постройке, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно  формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе ДОУ.

Мы рассматриваем LEGO – конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе, осуществлению преемственности в работе ДОУ и начальной школы, кружков технического творчества. У детей формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, закладываются предпосылки первой учебной деятельности. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования LEGO -  конструирования отсутствует.

Возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.  Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта. Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO должны быть в каждом детском саду.

Идея сделать LEGO-конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу нашего инновационного проекта.

              Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующих противоречий: 

  • между необходимостью развития конструктивных умений и технического творчества у дошкольников и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении;
  • между необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей  формированию  первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами;
  • между возрастающими требованиями к качеству работы педагога и  недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий  на  развитие личности дошкольников.

В аспекте выявленных выше проблем и противоречий нами была определена тема нашего инновационного проекта:  «LEGO-конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской  и творческой деятельности детей в современных условиях».

Таким образом,  выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования в образовательном процессе детского сада, что  позволит создать благоприятные условия  для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Цель проекта:   внедрение LEGO-технологии в воспитательно-образовательный  процесс ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством LEGO-конструкторов.

Задачи проекта: обеспечить целенаправленное применение  LEGO- конструктов в   образовательном процессе ДОО:

  • Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме организации  LEGO-конструирования с дошкольниками в ДОО.
  • Сформировать первичные представления о применение  LEGO- конструктов, его значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
  • Создать  кабинет LEGO-конструирования для организации дополнительных бесплатных или платных  образовательных услуг ДОО;
  • Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в образовательной деятельности по конструированию (2 раз в неделю) начиная со средней группы;
  • Разработать и апробировать   модифицированную образовательную программу  «В мире LEGO»  с использованием конструкторов LEGO для детей  старшего дошкольного возраста;
  • Стимулировать  детское научно – техническое творчество: развить умение постановки технической задачи, умение собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
  • Развить продуктивную (конструирование), исследовательскую деятельность;
  • Формировать основы безопасности детей: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с оборудованием;
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Развивать  интерес к моделированию и конструированию;
  • Развивать индивидуальные способности каждого ребенка, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями (пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; операции логического мышления; познавательную активность, воображение, фантазию и творческую инициативу; мелкую и крупную моторику; диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас; коммуникативные навыки; кругозор и культуру);
  • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  • Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями к научно-техническому творчеству;
  • Повысить образовательный уровень педагогов за счет повышения    профессиональной компетенции  - реализации  LEGO –технологий;
  • Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм взаимодействия с     родителями и детьми.

Основная идея инновационного проекта: поддерживать инициативу в области технического образования;  определяет основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста.  Основная идея в   реализации   более широкого  и глубокого  содержания   образовательной деятельности  в ДОО с использованием  конструкторов LEGO.

Новизна, инновационность проекта. Предложенная нами образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Новизна  также заключается  в адаптации  конструкторов  LEGO   в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть

При реализации данного инновационного проекта будет:

- развиваться материальная база МБДОУ;

-повышаться профессиональная компетенция педагогов за счет использования инновационных LEGO-технологий;

-участие педагогов в конкурсах различных уровней;

-совершенствоваться работа с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия);

-расширение связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;

-расширение спектра дополнительных платных образовательных услуг МБДОУ;

 -повысится уровень  всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС.

ормирование имиджа МБДОУ;

 -удовлетворённость  родителей в образовательных услугах МБДОУ;

-повысится престиж и рейтинг МБДОУ на рынке образовательных услуг.

Ресурсное обеспечение проекта: Нормативно-правовое; материально-техническое; кадровое; методическое.

Фактическое обеспечение: в реализации проекта задействованы все участники образовательного процесса: воспитанники; педагоги МБДОУ; родители воспитанников.

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конституция Российской Федерации;  

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта   дошкольного образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  дошкольного образования";

5.Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования….) (воспитатель Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

6. Государственная программа РФ на 2012-2020 годы «Развитие образования».

7. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования.

8. СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

9. Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов ДО.

10.Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

11.Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

12. Закон ЯНАО от 2013.07.27 № 55-ЗАО (ред. от 27.06.2017) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».

13. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок»» с.Овгорт.

Материально-техническое обеспечение. Организация предметно-пространственной развивающей среды групповых помещений и кабинета LEGO, оборудованного конструкторами, развивающими играми и LEGO:

1.Наличие необходимой мебели (столы, стулья, стеллажи)

2.Обеспечение группового помещения конструкторами LEGO;

3.Организация локальных мини-сред для LEGO-конструирования в группе;

4.Закупка программного обеспечения, ноутбуков, проекторов;

5.Разработка современного родительского уголка для кабинета развивающих игр.

Кадровое обеспечение. В реализации проекта предполагается задействовать 8 педагогических и руководящих работников учреждения: заведующая ДОУ, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель, 4 воспитателя групп (средние и старшие группы), педагог-психолог.

Предполагается, что  все задействованные в реализации проекта сотрудники пройдут КПК по использованию в работе и по организации продуктивной деятельности детей по LEGO-конструированию в 2018-2019 уч.г.

Информация об основных исполнителях проекта

Ф.И.О./общие сведения

Должность в проекте

Обязанности

Место работы, занимаемая должность

1

2

3

4

Попова Наталья Алексеевна - первая квалификационная категория

Руководитель проекта в ДОУ

Координатор проекта

Общее руководство проектом, создание условий управленческого содействия педагогам, осуществляющим инновации, создание нормативно-правового поля для реализации проекта, материально-техническое обеспечение инновационной деятельности педагогов

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт,

заведующая ДОУ

Лонгортова Раиса Лазаревна

Заместитель руководителя проекта, исполнитель

Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности педагогов

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, заместитель заведующей по хоз.части

Батманова Олеся Олеговна – первая квалификационная категория

Заместитель руководителя проекта, исполнитель

Методическое сопровождение  реализации проекта, разработка критериев оценивания эффективности работы по проекту, мониторинг реализации этапов внедрения проекта, подготовка методических  материалов   по теме проекта.

Методическое сопровождение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения инновации.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, старший воспитатель

 

Дьячкова Наталья Михайловна

Исполнитель

Ежемесячно проводит мониторинг посещаемости воспитанников, анализ заболеваемости.

ГБУЗ ЯНАО «Овгортская участковая больница»,

медицинская сестра

Куртямова Марина Иосифовна – первая квалификационная категория

Исполнитель

Психологическое сопровождение инновационного образовательного процесса в ДОУ. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на  сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения.

 Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, педагог-психолог

Тыликова Светлана Серафимовна - первая квалификационная категория

Куртямова Альбина Михайловна - первая квалификационная категория

Лонгортова Ольга Валерьевна - первая квалификационная категория

Рохтымова Ольга Алексеевна - первая квалификационная категория

Исполнители

Взаимодействие с воспитанниками, организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с.Овгорт, воспитатели

Методическое обеспечение:

1.Наличие документации (анкеты, карты наблюдений за ребенком, карты индивидуального маршрута), индивидуальные листы диагностики и др;

2.Тематическое планирование по конструированию, наличие планов работы с родителями;

3.Цикл консультативного и практического материала для родителей по использованию  LEGO-конструирования для развития конструктивных, интеллектуальных и творческих способностей;

4.Система мониторинга личностного развития детей и результатов деятельности педагогов.

Методы оценки:

1.Проведение мониторинга, включающего в себя исследование конструктивного, технического творчества  воспитанников.

2.Заинтересованность дошкольников  в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность  родителей  в совместной творческой деятельности,

3.Оснащенность LEGO –кабинета позволит  определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат эксперимента.

Предполагаемые риски при реализации инновационного проекта и предполагаемая возможность их устранения

           При реализации данного проекта в условиях МБДОУ может возникнуть ряд трудностей или рисков, которые можно предвидеть и на которые следует обратить внимание,  а именно:

1. Недостаточное оснащение конструкторами LEGO.

2. Неготовность  и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанниками и реализации инновационных технологий.

3.  Несоответствие  содержания разработанных  в программ обучения LEGO – конструированию потребностям и интересам дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям.

4.    Отсутствие партнёрских отношений с родителями воспитанников, незаинтересованность родителей в совместных творческих проектах.

5. Недостаточное количество в МБДОУ педагогов, прошедших курсовую подготовку по работе с данными инновационными технологиями.

  С целью устранения данных трудностей и рисков рекомендуется проводить следующие мероприятия:

1.  Создать   в МБДОУ  условия обучения и развития дошкольников  через организацию целенаправленного  образовательного процесса  с использованием  LEGO-конструирования (начиная со средней группы),  как дополнительные платные образовательные услуги .

2. Повышать уровень развития материальной базы, приобретением  разнообразных конструкторов и оборудования.

3. Повышать квалификацию педагогов через курсовую подготовку; проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов по LEGO – конструированию в ДОО;

3.    Находить потенциальных партнеров и единомышленников; использование сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты с  СОШ;

4.    Разработка дополнительного методического обеспечения реализации LEGO – технологий (с перспективно-тематическим планированием; разработка схем-алгоритмов работы с конструкторами, технологических карт сборки конструкторских моделей);

5. Активизировать родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству привлечение к совместным мероприятиям и конкурсам по LEGO – конструированию; совместные детско-родительские проекты, мастер - классы.

Обоснование  значимости проекта для развития системы образования Шурышкарского района. Опыт педагогов МБДОУ может быть использован педагогическими работниками Шурышкарского района при реализации в образовательный процесс форм и методов, позволяющих пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию в будущем, начать формировать у детей навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ. Обеспечению работы в рамках ФГОС.

Возможность трансляции опыта. Проект адресован  педагогам ДОО, педагогам дополнительного образования  в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.

 - Может транслироваться в качестве печатных изданий (методических рекомендаций); СМИ; интернет ресурс (форумы, Интернет - конференции, презентации).

- Принятие участия педагогов в конкурсах различного уровня  организационно-методической  направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в МБДОУ.  

- Принятие участия детей в конкурсах  и фестивалях  по LEGO – конструированию.

Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта.

- Создание положительного опыта по обновлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством LEGO-конструирования.

- Рост профессиональной компетенции педагогов; инновационная деятельность педагогического коллектива.

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

- Обеспечение психоэмоционального и физического благополучия, способствующее современному личностному и интеллектуальному развитию детей, создание широких возможностей для развития их интересов и склонностей.

- Укрепление материально-технической базы, создание современной развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

- Введение  дополнительных  образовательных услуг.

- Обеспечение активного взаимодействия семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.

- Повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ.

Результаты реализации инновационного проекта:

  1. Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому и конструкторскому творчеству.
  2. Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ.
  3. Ценностно-смысловое самоопределение педагогов ДОО в процессе повышения квалификации. Освоение педагогами новых технологий в процессе реализации инновационного проекта.

Вывод

В работе ДОУ и учреждениями дополнительного образования могут быть использованы разработанные в результате реализации проекта:

1.Рабочая программа кружка «В мире LEGO» по конструированию с использованием LEGO –технологии (с приложениями перспективного тематического планирование; конспектов и т.д.);

2.   Модель  LEGO-кабинета (с методическими рекомендациями по организации работы: правила работы; инструкции по безопасности; должностные обязанности; схема-алгоритм работы с конструкторами LEGO;  технологические карты сборки конструкторских моделей,  схемы);

3. Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы и др. методические материалы.

Решение поставленных в проекте задач  позволит организовать в ДОО условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO - конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки.

В результате, создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности. 

Приложение 1

Этапы реализации проекта

Задача

Наименование мероприятия

Срок

реализации

Ожидаемый результат

Этап 1. Подготовительно-проектировочный (с января 2018 г. по август 2018г.)

1.Изучение возможностей  внедрения LEGO  в образовательный процесс ДОО, анализ имеющихся условий; внесение, предложенных родителями идей в содержание проекта

-Анализ условий МБДОУ;

-анкетирование педагогов;

Анкетирование родителей;

-информационные бюллетни для родителей о LEGO-конструировании.

Январь 2018г.

-Аналитическая справка

-Анкеты педагогов и родителей

-Информационная и рекламная продукция

2.Разработка и защита инновационного проекта

-Разработка проекта;

-участие в инновационных конкурсах

С января по август 2018г.

Уровень разработки проекта

3.Формирование у детей первичные представления о применение  LEGO- конструктов, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств

Создать альбом для рассматривания

«Технические  Профессии»

Февраль – март 2018г.

Создание методических пособий, фотоальбомов

4.Организация начального материально-технического обеспечения  для открытия

 кабинета LEGO -конструирования для организации дополнительных      

образовательных услуг ДОО в соответствии  с нормами  СанПиН.;

-Произвести ремонт помещения

-Приобрести конструкторы

Июнь – август 2018г.

Произвести ремонт помещения в летний период;

-Частично приобретены конструкторы, частично приобрести  LEGO-конструкторы

5.Совершенствование развивающей среды ДОО в соответствии с  задачами проекта.

6.Создание локальных мини-сред LEGO-конструирования в средней и старшей группах

-Приобрести стеллажи для хранения конструкторов и выставочной зоны во всех группах, начиная со средней группы.

Март – август 2018г.

Приобретение стеллажей для хранения конструкторов и выставочной зоны в специальной среде.

7.Разработка модифицированной образовательной программы  «В мире LEGO»  с  использованием конструкторов LEGO для детей  среднего и старшего дошкольного возраста.

-разработка и утверждение программы;

Март – Май 2018г.

Высокий уровень разработанной педагогами документации.

8.Обучение на КПК всех педагогов, участвующих в проекте для работы с LEGO-технологиями

-прохождение КПК

До августа 2018г.

Повышение уровня компетенции педагогов ДОО

9.Изучение LEGO-технологии  для дошкольников

-обучающие семинары,

-курсы повышения квалификации по эффективному использованию ИКТ и LEGO-технологии  

январь 2018 г.по - июнь 2018г.

-придание пед. процессу целостный, последовательный и перспективный характер;
 

8.Разработка документации, графиков проведения занятий в кабинете LEGO

-Разработка должностных инструкций педагога по LEGO-конструированию; лаборанта;

-разработка инструкции по технике безопасности работы в кабинете LEGO и развивающих игр;

-разработать паспорт кабинета развивающих игр;

-разработка Акта-разрешения на проведение занятий с детьми в кабинете;

-разработка правил безопасного поведения в кабинете развивающих игр и т.д.

Май - август 2018г

-Разработка всей документации, регламентирующей деятельность кабинета развивающих игр и LEGO.

-Разработка локальных актов по организации LEGO- конструирования; предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО.

Этап 2. Практический    (с сентября 2018 по август 2019г.)

1.Организация образовательной деятельности студии технической направленности в ДОО.

2.Организация целенаправленной работы по применению LEGO- конструкторов в образовательной деятельности по конструированию (2 раза в неделю) начиная со средней группы

-Организации работы с детьми.

-Проведение индивидуальных, мини-групповых  занятий (8-10) чел.

с сентября 2018г. по август 2019г.

Повышение качества образовательного процесса через LEGO-конструирование

3.Апробация   образовательной программы  «В мире LEGO» в работе с детьми 

с сентября 2018г.  по август 2019г.

-Через мониторинг выявление уровня развития детей средней и  старшей группы;

-планирование необходимых способов оказания помощи дошкольникам при внесении корректировки в образовательный процесс для достижения поставленной цели. 

4.Разработка педагогами  комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС, обеспечивающие интегрированный подход к организации образовательного процесса по конструированию воспитанников на весь период учебного года

-разработка методической документации в соответствии с ФГОС ДО;

с мая 2018г. по август 2019г.

-Разработка критериев, диагностики детей, которые помогут свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей, обучающихся по программе.

5. Использование ИКТ - оборудования в образовательном процессе: совместной, досуговой, диагностической деятельности.

-соревнования,

-экскурсионные мероприятия,

-конкурсы,

- фестивали,

- выставки  среди учеников начальной школы и воспитанников ДОО.

с мая 2018г. по август 2019г.

-Учебное оборудование ИКТ, конструированию постоянно используется на занятиях и вне образовательной деятельности

6.Стимулирование  детского научно – технического творчества

-проведение конкурсов ДОУ, муниципальных

с мая 2018г. по август 2019г.

-Желание детей заниматься

LEGO-конструированием.

Призовые места участников конкурсов.

7.Развитие  интереса к моделированию и конструированию

Организация выставок результатов конструирования.

8.Развитие продуктивной (конструирование), исследовательской деятельности;

9.Формирование основ безопасности детей:

 10.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

-Использование конструкторов LEGO и ИКТ непосредственно для конструктивно – игровых целей (сюжетно-ролевых играх, театрализациях, дид. играх и упражнениях). Расширение замысла постройки;

-проведение  этических бесед с детьми;

-чтение художественной литературы и т.д.

-организация воспитательно-образовательной работы с детьми;

с мая 2018г. по август 2019г.

ДЕТИ:

-Повышение общего уровня психического развития детей.

Личностные качества:

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-развитие самостоятельности;

-развитие навыков

 сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;

-возможность реализовать свои творческие порывы, получить живой отклик от единомышленников.

Образовательные:

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-активное использование речевых средств, развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;

использование знаково-символических средств;

-увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для исследовательских, творческих конструкторских работ;

-высокий уровень  формирования потенциальных возможностей ребенка;

-увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к исследовательским, творческим конструкторским работам;

-высокий уровень  формирования потенциальных возможностей ребенка;

-увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству;

 -обеспечение ситуации успеха в образовательной деятельности потенциальных возможностей ребенка;

-увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-технических  исследовательских, творческих конструкторских работ;

-высокий уровень  формирования потенциальных возможностей ребенка;

-увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству;

 -обеспечение ситуации успеха в образовательной деятельности;

-социокультурная адаптация дошкольника к условиям школьного обучения.

11.Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, том числе детей с особыми образовательными потребностями.

-организация индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;

- проведение конкурсов и вечеров досуга

с мая 2018г. по август 2019г.

-Ранее выявление одаренных детей и развитие их способностей.

12.Формировние предпосылок учебной деятельности детей;

-организация индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;

-проведение конкурсов, выставок  и вечеров досуга

с мая 2018г. по август 2019г.

Развитие целевых ориентиров готовности к школьному обучению.

13.Выявление и обеспечение дальнейшего развития одаренным, талантливым детям

-организация индивидуальных  занятий с детьми;

-проведение конкурсов и вечеров досуга;

с мая 2018г. по август 2019г.

Выявление одаренных детей и продолжение работы с ними, а также вовлечение родителей воспитанников в процесс обучения конструированию

14.Планирование специалистами (педагог-психолог, логопед) коррекционной работы с  детьми и их родителями, направленной на коррекционную, социально-психологическую помощь и поддержку воспитанников и родителей к школе.

-Использование конструкторов LEGO и ИКТ в  образовательном процессах при :

-подготовке к обучению грамоте,

-коррекции звукопроизношения;

-работе по анализу и синтезу слогов и при составлении схемы предложения;
-при постановке звуков, исправлении ошибок

с мая 2018г. по август 2019г.

Высокие результаты коррекционной работы

 (по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи, расширение обогащение словаря, грамматический строй речи, связная речь, мелкая моторика и т.д.)

15.Взаимодействие (интеграция) педагогов ДОО с педагогами начального звена школы

-открытые занятия,

-мастер-классы,

-методические объединения,

 -семинары

с мая 2018г. по август 2019г.

Освоение педагогами новых технологий в процессе реализации инновационного проекта.

16.Установление взаимодействия с социальными партнерами

-организация конкурсов, выставок;

-популяризация проекта;

Организация преемственности в работе.

с мая 2018г. по август 2019г.

Активность и поддержка партнеров, спонсоров. Качество реализации проекта.

17.Разработка дидактического обеспечение программы; презентации для детей, их родителей, педагогов.

-изготовление дид. пособий;

-разработка презентаций для всех участников образовательного процесса

-СМИ;

-интернет ресурс.

с мая 2018г. по август 2019г.

Грамотность в разработке программ, других метод. материалов.

19.Введение дополнительного  образования, услуг доступных для широких групп воспитанников.

-Открытие студии LEGO и развивающих игр.

с сентября 2018г.

-активное взаимодействие с родителями.

-Востребованность студии среди детей и их родителей.

Этап 3. Контрольно-аналитический  (с  августа 2019г. по   декабрь 2019г.)

1.Проведение диагностики (мониторинг) уровня развития детей, прошедших обучение в  кабинете в течение учебного года с целью выявления уровня развития конструктивных творческих способностей, личностных качеств ребенка, готовности к обучению в школе.

-проведение диагностики;

-выявление уровневых и количественных показателей диагностики.

с августа 2019г. по декабрь 2019г.

В процессе диагностики (выявление проблем) (спонтанная игра, коллективная и индивидуальная)  LEGO помогает установить контакт между педагогом, детьми и родителями
-полное раскрытие особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявление речевых возможностей ребенка, установление уровня его коммуникабельности, использование конструирования.
Формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению
.

2.Повышение образовательного уровня педагогов за счет повышения    

профессиональной компетенции  - реализации  LEGO -технологий.

3.Повышение интереса родителей к LEGO-конструированию и образовательной    

робототехнике через организацию активных форм взаимодействия с    

родителями и детьми.

-создание методической «копилки» для повышения качества образовательных услуг;

-обмен опытом между педагогами;

-рост их квалификации.

Для родителей:

-Разработка цикла консультации разной тематики;

-оформление стенда с планируемыми мероприятиями и фотографиями лучших работ детей;

 -родительские собрания,

-совместные проекты, -конкурсы,

-фестивали,

-выставки ;

-участие родителей в спонсорской деятельности и т.д.).

-использование ИКТ.

с августа 2019г. по декабрь 2019г

Ценностно-смысловое самоопределение педагогов.

-использование личностно-ориентированного подхода;

-Тесное взаимодействие с родителями;

-Заинтересованность родителей в качестве образовательной услуги по конструированию;

-Активное участие родителей

в совместных проектах;

4.Разработка механизма внедрения LEGO-конструирования, как дополнительной платной  образовательной услуги ДОО

Подготовка всей документации по платным образовательным услугам

с августа 2019г. по декабрь 2019г.

-Обобщение опыта в методических

сборниках

5.Изучение эффективности деятельности, организованной в рамках

-Диагностика качества образовательных услуг

с августа 2019г. по декабрь 2019г.

-Уровневые и количественные показатели

6.Обобщение и распространение опыта внедрения и использования LEGO -конструирования в образовательном пространстве (на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях);

результатов инновационного проекта

-открытые занятия,

-мастер-классы между педагогами ДОУ и педагогами начальной школы;

-практические занятия;

-обучающие семинары,

-курсы повышения квалификации и т.д.

-выставки

-подготовка рекламных буклетов и презентаций

-создание методических, наглядно-дидактических пособий.

семинары, мастер-классы, практические занятия

с августа 2019г. по декабрь 2019г.

1.Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми по LEGO-конструированию в группах;

2.Разработка перспективного планирования по LEGO-конструированию в группах детей 4-7 лет;

3.Изготовление дидактических пособий по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей посредством LEGO-конструирования (наглядный материал, дидактические игры и т.д.).

                 

Список используемой литературы

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
  3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  4. Емельянова, И.Е., Максаева  Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  6. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.
  7. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  8. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  9. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  10. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  11. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 2001. - 210 с.
  12. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  13. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С.112.
  14. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100с.
  15. Селезнёва  Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
  16. Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. - 2005.-№ 2 - С.15-22.
  17. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М.: Сфера, 2012.-144 с.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста"

Цель: развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития по музыкальному воспитанию и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи проекта: Стимулировать эм...

Развитие профессиональной культуры и творческого потенциала педагога в современных условиях непрерывного образования.

Аннотация: анализируя современную образовательную политику, очевидно, что сегодня человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек. В...

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Проект "Технология посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников"

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.                                  ...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях.

LEGO-конструирование и анимация как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в современных условиях....

Проект по самообразованию на тему: «Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»

Проект по самообразованию на тему:«Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»...