дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "CUBORO"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Пятница Ольга Валериевна

Программа предназначена для организации образования с детьми старшей и подготовительной группы (дети 5 – 7 лет).

При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по развитию пространственного и логического мышления, развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску не стандартных решений и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kuboro.docx512.05 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\img314.jpg

Составила:

воспитатель МБДОУ д/с № 2 «Гусельки»

Пятница О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная  записка     ………………..……………………………………..3

1.1. Цель и задачи ………………………………………………..………………....5

1.2. Принципы и подходы ……….…………………………………………………5

1.3. Возрастные особенности детей (5-7 лет)   ……………………..……………. 6

1.4. Планируемые результаты ……………………………….…………………….8

2. Содержание образовательного процесса        ……………………...………..... .8

2.1. Содержание психолого-педагогической работы…………………………. . . .8

2.2. Комплексно-тематическое планирование      ………….... ………………......9

3. Организация образовательного процесса     ………………………………......12

3.1. Организация режима работы …..………….... ……………………………....12

3.2. Особенности организации ……………………………………....…………...13

3.3. Материалы, инструменты и оборудование ………………...…………...…..13

3.4. Конструктивное взаимодействие с семьей  …………..……………...…. 13

3.5.Методические пособия…………….…………..…………………………..…14

4. Механизм оценки получаемых результатов………………………………..… 15

4.1.Уровни сформированности инженерного мышления дошкольника……….15

        

  1. Пояснительная записка

 Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.
Конструирование в детском саду было всегда. Но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящий из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

Актуальность программы и новизна:

  В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке  обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. 

Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.  Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.  Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

 ФГОС ДО регламентируют интеграцию  образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено главным образом на развитие психических  и  личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Отличительные особенности:

Большинство задач системы CUBORO рассчитаны именно на командную, коллективную работу. Главное, что нужно подчеркнуть: команда в системе может состоять из разных возрастных групп. Опытные игроки могут давать инструкции, подсказки. Развитие детей протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык строительства тоже может бытьвыражен у разных детей очень по-разному. CUBOROпредставляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно, по желанию, построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. В зависимости от возраста ребёнка CUBOROможет удовлетворять различным запросам:

¨Сам набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес;

¨Может использоваться для спонтанного построения и апробирования;

¨Может использоваться для игры и одновременно для удовольствия;

¨Как обучающая игра для геометрического планирования;

¨Как средство для создания функциональных скульптур.

Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания, в зависимости от целей обучения. Благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования. При работе с конструктором CUBORO педагог активно мотивирует и привлекает ребёнка к деятельности по конструированию. Конструирование и последующая игра с шариком вызывает у ребенкаяркие, незабываемые эмоции. Робототехника сегодня - одна из самых динамично

развивающихся областей промышленности. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволить ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир.

 Наборы CUBOROполностью отвечают всем запросам современного развития ребенка. Посредствам работы с конструктором CUBORO у детей происходит всестороннее развитие личности. Закладываются основы физико- математических знаний. Развивается инженерное мышление. Решение заданий за счет создания простых и сложных фигур способствуют развитию следующих качеств:

-креативность

-умение концентрироваться

-трудолюбие

-терпение.

Детское творчество одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует  и создаёт нечто новое для себя и других.

 Техническое детское творчество является одним из важных способов   формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а так же стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Программа предназначена для организации образования с детьми старшей и подготовительной группы (дети 5 – 7 лет).

При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по развитию пространственного и логического мышления, развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску не стандартных решений и задач.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- СанПин 1.2./3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", СанПиН 2.4./3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

1.1.Цель и задачи программы:

Цель данной программы – способствовать формированию навыков и практических знаний и умений, необходимых современному человеку, технологической инициативы, развитие техническихнавыков через конструкторские умения на основе «CUBORO».

Задачи:        

Познавательная задача: развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к моделированию и конструированию.

Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство сконструкторами CUBORO BASI. (Базис).

Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти,воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).

Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы:

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

•Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

•Принцип научной обоснованности и практической применимости;

•Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной)

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

3. Самостоятельная деятельность детей

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально - личностному, познавательному и художественно - эстетическому развитию.

1.3. Возрастные особенности детей 5-7 лет

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет).

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры настроить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта,  указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Подготовительный  дошкольный возраст (с 6 до 7 лет).

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на  котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.  

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: - Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, контролировать свои действия.- Выполнять мыслительные операции.- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов. У обучающихся будут развиты следующие личностные качества: пространственное воображение; логическое мышление; навыки установления межличностных отношений;трудолюбие, терпение, ловкость, выносливость; тяга к получению новых знаний; память; способность работать в коллективе.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров.

  1. Содержание образовательного процесса.

2.1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьмиобразовательных областей

            Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации способностей детей, охватывает следующие образовательные области:

1. Образовательная область «Социально – коммуникативное  развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

3.Образовательная область « Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и

культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.      

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, работа с детьми разработана по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Программа предназначена для детей 5 – 7 лет (старшая и подготовительная группа) и рассчитана на 36 недель.

При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:

• указанные темы могут быть заменены другими более значимыми темами для участников образовательного процесса;

• формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

• одной теме уделяется не менее одной недели;

2.2. Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Кол-во занятий

Темы

сентябрь

1-я неделя

Мониторинг

2-я неделя

2

Тема: «Путешествие в страну CUBORO»

- познакомить детей с конструктором;

- познакомить с деталями конструктора;

- помогать детям обследовать кубики, выделяя их особенности;

- учить называть предмет по форме (кубик);

- развивать воображение, память, образное мышление;

- учить детей называть свойства предмета;

- развивать мелкую моторику рук;

3-я неделя

2

Тема: «Путешествие в страну CUBORO»

- познакомить детей с конструктором;

- познакомить с деталями конструктора;

- помогать детям обследовать кубики, выделяя их особенности;

- учить называть предмет по форме (кубик);

- развивать воображение, память, образное мышление;

- учить детей называть свойства предмета;

- развивать мелкую моторику рук;

4-я неделя

2

Тема: «Техника безопасности при работе с кубиками»

- воспитывать навыки культуры поведения на занятиях;

- формировать у детей стремление беречь материалы, пособия, инструменты;

-формировать умение безопасно пользоваться кубиками;

- Закреплять умение называть предмет по форме (кубик);

- развивать воображение, память, образное мышление;

- развивать мелкую моторику рук;

октябрь

1-я неделя

2

Тема: «Знакомство с основными терминами и понятиями»

-развивать у детей активный интерес к конструированию, и играм- головоломкам, занимательным упражнениям;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;

- развивать воображение, память, образное мышление;

- развивать мелкую моторику рук;

2-я неделя

2

Тема «СUBORO» как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков»

- продолжить знакомить детей с деталями (кубик);

- помогать детям исследовать кубики, выделяя их различия постройки;

- учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по схематическим изображениям;

- учить детей называть свойства предметов;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать умение использовать имеющийся опыт;

- развивать умение действовать по представлению;

- развивать мелкую моторику рук;

3-я неделя

2

Тема:  «Плоские фигуры (карточка 1)»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать воображение, память, образное мышление;

- учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали ;

-формировать пространственное мышление;

-поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование.

4-я неделя

2

Тема:  «Плоские фигуры (карточка 2)»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать воображение, память, образное мышление;

- учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали;

-закреплять представление о строительных деталях, их свойствах;

-поупражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей.

ноябрь

1-я неделя

2

Тема:  «Плоские фигуры(карточка 3)»

- развивать мелкую моторику рук;

-развивать умение самостоятельно анализировать постройки;

-развивать эстетический вкус в процессе оформления сооружения;

- развивать воображение, память, образное мышление;

- учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали.

2-я неделя

2

Тема:  «Плоские фигуры (карточка4)»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать воображение, память, образное мышление;

- учить детей самостоятельно подбирать детали;

- формировать умение обдумывать замысел;

-формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности;

-закреплять  желание экспериментировать.

3-я неделя

2

Тема:  «Простые дорожки на поверхности»

- упражнять в установлении сходства и различия между кубиками конструктора;

- упражнять в строительстве по условиям;

-развивать мелкую моторику;

-вызвать интерес к конструированию.

-развивать пространственное мышление.

4-я неделя

2

Тема: «Знакомство с координатной сеткой»

  - формировать умение ориентироваться на плоскости;

-дать представление о плоскостном моделирование;

-развивать умение самостоятельно создавать схемы будущих построек;

-формирование начальных знаний о системе координат;

-развивать умение самостоятельно анализировать чертежи, схемы;

-вызвать интерес к конструированию на плоскости.

-формировать умение размещать постройки на координатной сетке.

декабрь

1-я неделя

2

Тема:  «Смена уровней»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать интерес к моделированию;

-формировать умение строить по словесной инструкции;

-развивать умение самостоятельно анализировать постройки.

2-я неделя

2

Тема:  «Вертикальные фигуры» (карточка 5)

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать интерес к моделированию;

-формировать умение строить по словесной инструкции;

-развивать умение самостоятельно анализировать постройки.

3-я неделя

2

Тема:  «Вертикальные фигуры (карточка 6)»

-развивать у детей активный интерес к конструировании.;

-вызывать интерес к проявлению изобретательности;

-формировать умение определения пространственного расположения предмета;

-развивать мелкую моторику рук.

4-я неделя

2

Тема:  «Применение туннелей и углублений»

- развивать мелкую моторику рук;

-формировать интерес к экспериментированию;

- развивать память, воображение, образное мышление;

- учить детей  самостоятельно подбирать необходимые детали .

январь

2-я неделя

2

Тема: «Переменная маленькая система»

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать умение совместно конструировать в группе и подгруппе;

-упражнять детей в умении самостоятельно анализировать постройки;

-формировать умение создавать постройки по словесной инструкции.

3-я неделя

2

Тема:  «Строительство по заданию педагога».

-закреплять умение создавать постройки по словесной инструкции;

-развивать мелкую моторику детей;

-воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

-развивать воображение , память, образное мышление.

4-я неделя

2

Тема:  «Строительство по схеме»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать воображение, память, образное мышление;

- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

- формировать умение строить композицию по схеме;

-формировать умение обдумывать замысел, продумывать этапы строительства.

февраль

1-я неделя

2

Тема: «Строительство по схеме»

- развивать мелкую моторику рук;

- упражнять детей в названии деталей;

- развивать воображение, память, образное мышление;

- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;- поупражнять в индивидуальном и совместном конструировании.

2-я неделя

2

Тема: «Строительство по схеме»

- развивать мелкую моторику рук;

- упражнять детей в названии деталей;

- развивать воображение, память, образное мышление;

- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

- поупражнять в индивидуальном и совместном конструировании.

3-я неделя

2

Тема:  «Варианты постройки с небольшим количеством элементов»

-вызвать интерес к конструированию;

4-я неделя

2

Тема:  «Варианты постройки с небольшим количеством элементов»

- развивать мелкую моторику рук;

- способствовать развитию творческого воображения;

- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

- развивать память, образное мышление;

-закреплять умение самостоятельно анализировать постройки.

март

1-я неделя

2

Тема:  «Оптимальное применение подобранных элементов»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать память, воображение, мелкую моторику рук;

- развивать память,  образное мышление;

- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

- развивать психические процессы: зрительное и слуховое внимание.

2-я неделя

2

Тема:  «Оптимальное применение подобранных элементов»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать память, воображение, мелкую моторику рук;

- развивать память,  образное мышление;

- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

- развивать психические процессы: зрительное и слуховое внимание.

3-я неделя

2

Тема: «Выкатывание»

- развивать умение использовать имеющийся опыт;

-вызывать интерес к экспериментированию;

- развивать память, воображение, образное мышление;

-развивать у детей логическое мышление;

-развивать умение концентрироваться.

4-я неделя

2

Тема:  «Стена»

- развивать мелкую моторику рук;

-Развивать трудолюбие;

- развивать умение использовать уже имеющийся опыт;

- продолжать учить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытиями, используя усвоенные ранее навыки.

апрель

1-я неделя

2

Тема: «Куб»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать память, воображение, образное мышление;

- воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

- Развивать трудолюбие;

- развивать умение использовать имеющийся опыт.

2-я неделя

2

Тема: «Модель чемпионата»

- развивать память, воображение;

- развивать умение использовать имеющийся опыт;

- развивать мелкую моторику рук;

-Развивать инженерное мышление.

3-я неделя

2

Тема: «Трон»

- развивать память, воображение, образное мышление;

- развивать мелкую моторику рук;

- учить детей самостоятельно подбирать нужные кубики;

-развивать творческое мышление;

-формировать интерес к экспериментированию;

-развивать пространственное мышление.

4-я неделя

2

Тема: «Скульптура из башен»

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение использовать имеющийся опыт;

май

1-я неделя

2

Тема: «Гонка»

- развивать мелкую моторику рук;

-развивать пространственное воображение;

- развивать умение использовать имеющийся опыт;

- побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек;

- способствовать развитию творческого воображения;

2-я неделя

4

Тема: «Веселые соревнования »

- развивать умение использовать имеющийся опыт;

- развивать мелкую моторику рук;

-развивать инженерное мышление;

- побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек;

- развивать воображение, образное мышление, память.

3-я неделя

4

Тема: «Собираем лабиринт по собственному замыслу»

- развивать образное мышление, воображение, память;

- развивать мелкую моторику рук;

-развивать логическое, инженерное, мышление;

-развивать трудолюбие, терпение, ловкость;

-развивать способность работать в коллективе.

4-я неделя

Мониторинг

3.Организация образовательного процесса.

3.1.Организация режима работы

Образовательная деятельность составляет 1 час в неделю. Продолжительность образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Занятия проводятся подгруппой  до 8 человек и индивидуально.

3.2.Особенности организации образовательного процесса.

Продолжительность программы:

            Данная программа рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей. Для детей с 5-ти до 7 лет.

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности. Предусмотренная программой деятельность может организовываться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из воспитанников старшей и подготовительной группы.

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций CUBORO - конструирования, которые дети решают в сотрудничестве с взрослым. Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.

Основные формы и методы образовательной деятельности:

- конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, видео-просмотр, инструкции, схемы);

- практический (составление программ, сборка моделей);

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский метод;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает

 использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения,

эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения.

3.3.Материалы, инструменты и оборудование, используемые на занятиях

Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым а не спонтанным. Для организации кружковой деятельности нужны следующие материалы и оборудование:

  1. Наборы кубиков «CUBORO» (по количеству детей)
  2. Карточки с заданиями (по каждой теме)
  3. Бланки с координатной сеткой
  4. Наглядно- методический материал

3.4.Конструктивное взаимодействие с семьей

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, мастер классы.

В каждой группе регулярно обновляется информационный стенд для родителей с подробной информацией о работе дополнительно образования.

3.5.Методические пособия, обеспечивающие реализацию образовательной деятельности

Литература для педагога:

1. Методическое пособие «CUBORO – Думай креативно». Содержит: методическое пособие, карточки с заданиями и примерами.

2. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.
Парамонова Л.А. 2002г.

4. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М.,: Издательство Академия 2002г.

5. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду». М., «Синтез», 2010г.

6. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов 2013г.

7. Методическое пособие CUBORO часть 1 «Основные принципы и планы строительства».

8. Методическое пособие CUBORO часть 2 «Технологические карты строительства».

Литература для воспитанника:

1. Методическое пособие «CUBORO – Думай креативно». Содержит: методическое пособие, карточки с заданиями и примерами.

2. Методическое пособие CUBORO часть 1 «Основные принципы и планы строительства».

3. Методическое пособие CUBORO часть 2 «Технологические карты строительства».

4. Афонькин С.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С.Ю. Афонькин.- М.,2000.

Литература для родителей:

1. Методическое пособие «CUBORO – Думай креативно». Содержит: методическое пособие, карточки с заданиями и примерами.

2.Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 5-6 лет.
Белошистая А.В. М., Дрофа, 2008.

3. Афонькин С.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С.Ю. Афонькин.- М.,2000.

3. Методическое пособие CUBORO часть 1 «Основные принципы и планы строительства».

4. Методическое пособие CUBORO часть 2 «Технологические карты строительства».

5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 1991.

Интернет ресурсы:

http://cuboro.ru/news/istoriya_konstruktora_cuboro/

http://ped-kopilka.ru/blogs/evgenija-yurevna-beregovaja/metodicheskaja-razrabotka-18820.html

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-konstruirovaniyu-v-detskom-sadu-1768528.html

http://www.detskiysad.ru/izo/teoria12.html

https://www.pedopyt.ru/categories/5/articles/155

4. Механизм оценки получаемых результатов

Заполненные педагогом карты наблюдения за ребенком в процессе игровой деятельности с «CUBORO», позволят в конце года установить уровни сформированности инженерного мышления детей и, соответственно, эффективности работы педагога. Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей. Ребенок получает положительную оценку (+) как при выполнении самостоятельных заданий от педагога, так и при выполнении заданий совместно с другими детьми. При отслеживании роста интеллектуальных способностей ребенка у преподавателя есть возможность целенаправленно индивидуально незаметно влиять на более полное раскрытие способностей малыша.

4.1.Уровни сформированности инженерного мышления дошкольника

Критерии

Показатели

Уровни

Оптимальный

Достаточный

Недостаточный

Желание

конструировать

Выбор наиболее

приемлемого

вида

деятельности для ребенка

дошкольного

возраста

Выбирает конструирование

первым из

предложенных

видов

деятельности

Выбирает

конструирование вторым

из предложенных видов

деятельности

Выбирает конструирование

третьим из

предложенных

видов

деятельности

Умение

конструировать

-реакция на

задание;

-результат

деятельности;

-выбор

материалов;

оригинальность

В продукте

деятельности

отражены все

показатели

продуктов

детского

творчества

В продукте

деятельности

отражена

половина

показателей

продуктов

детского

творчества

В продукте

деятельности

отражено мало

показателей

продуктов

детского

творчества

Уровень

сформированности

образовательных

способностей

Развитие конструктивных

математических,

логических

способностей

Выполнение

заданий

безошибочно,

самостоятельно

Нуждается в

помощи,

допускает

много ошибок

Не отвечает,

делает всё

неправильно,

часто ошибается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Технической направленности «Простые механизмы»

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Электроник»

Дополнительная общеразвивающая программа "Электроник" предлагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности "ЛЕГО- конструктор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «ЛЕГО- конструктор»...