Применение конструкторов Лего в работе с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Веркина Любовь Алексеевна

Мастер класс по применению Лего для детей (5-6 лет)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры с использованием Лего -конструктора по подготовке к обучению грамоте. Выполнила : Веркина Любовь Алексеевна. ГКДОУ КО « Здравушка »

Слайд 2

«Произнеси звук кратко и протяжно » Цель : автоматизация звука, развивать внимание Воспитатель :(выкладывает детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы). « Как жужжит жук?» (Ж-Ж-Ж). Он может издавать протяжный звук: «ж-ж-ж» и краткий звук: «ж». Мы с вами превратимся в жуков и будем жужжать, по схеме, которую мы выложили ». Далее педагог(или ребенок ) указывают пальцем на первую деталь конструктора и произнести звук [Ж]. Если элемент длинный –звук произносится протяжно, если короткий – кратко. Затем предлагает детям самостоятельно выложить любую схему и произнести.

Слайд 5

«Гусеница» Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук. Материал: конструктор ЛЕГО. Ход игры . Дети придумывая слова на заданный звук конструируют из ЛЕГО- элементов гусеницу. Один кирпичик - одно слово. Выигрывает тот, у кого будет длиннее гусеница.

Слайд 6

Выложи схему» Цель: совершенствовать навыки звукового анализа слов; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук. Материал: конструктор ЛЕГО, предметные картинки. Ход игры . Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает выполнить звуковой анализ слова. Ребенок поочередно называет звуки слова и выкладывает из кирпичиков пирамидку.

Слайд 7

«Сыщики» Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные), соотносить слово с заданной схемой; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук. Материал: звуковые схемы слов из конструктора ЛЕГО, предметные картинки к сконструированным схемам. Ход игры . Ребенок должен подобрать предметную картинку к заданной звуковой схеме.

Слайд 8

«Слоговая лесенка 1» Цель: закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук. Материал: конструктор ЛЕГО. Сконструированная лестница из конструктора ЛЕГО. Ход игры . Взрослый называет слово, ребенок произносит это слово по слогам. Каждая ступенька это слог. На какой ступеньке остановились пальчики ребенка, столько и слогов в заданном слове.

Слайд 9

«Слоговая лесенка 2» Цель: закрепить умения чтения прямых и обратных слогов; развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук. Материал: конструктор ЛЕГО, лего -человечек. Ход игры . Для лесенки используется конструктор ЛЕГО. На отдельном кубике приклеивается согласная буква. Сверху этого кубика прикрепляется лего -человечек. Это Букваренок . Ребенок ставит Букваренка на каждую ступеньку лесенки и называет слог-песенку (АМ ОМ УМ ЫМ ЭМ – обратные слоги). Затем Букваренок спускается с другой стороны лесенки и поет другие слоги-песенки (МА МО МУ МЫ МЭ – прямые слоги).

Слайд 10

«В гости к другу» Цель: совершенствовать у детей навыки чтения прямых и обратных слогов; упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов; закрепить графический образ букв; развитие фонематического восприятия, фонематического слуха. Материал: конструктор ЛЕГО. Ход игры . Ребенок управляет лего – человечками. Например, гласный звук А пришел в гости к своему другу согласному твердому звуку П . Они встали рядом и получился слог АП . Сколько звуков в слоге АП ? Назови первый звук. Назови второй звук. Сколько гласных звуков? Назови гласный звук. Сколько согласных твердых звуков? Назови согласный звук.

Слайд 11

«Зашифруй предложение» Цель: совершенствовать умение составлять простые предложений; учить анализировать предложение выкладывая схему при помощи ЛЕГО конструктора. Материал: конструктор ЛЕГО, предметные картинки.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ГКДОУ КО « Здравушка»

Выполнила: Веркина Любовь Алексеевна.

Конспект НОД по Лего-конструированию на тему «Корабли для наших друзей Лего-человечков»

Образовательные:

  • Обогащать словарный запас, развивать речь детей: фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
  • Учить различать и называть детали (кубик, пластина, кирпичик)
  • Учить конструировать по замыслу.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы: внимания, памяти, мышления
  • Развивать продуктивное творческое воображение, фантазию
  • Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Совершенствовать навыки соединения деталей конструкции.

Воспитательные:

  • Содействовать развитию целеустремлённости, умению доводить начатое дело до конца.

 

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, моделей кораблей;
  • Презентация «Водный транспорт»;
  • Игры на мини – подиуме «Залив»  
  • Игра «Мы моряки» с использованием крупного строителя;
  • Сюжетно – ролевая игра «Корабль»

Материал:

Ткань, изображающая море;

 предметно – схематическая модель дифференциации водного транспорта;

схемы – картинки соединения деталей конструктора;

 конструктор «ЛЕГО»;

 мини – подиум «Залив».

Словарная работа: водный транспорт, пассажирский, грузовой, военный; палуба, каюты, камбуз, мачта; судостроители.

  Ожидаемые результаты:

Законченность конструкции, её практическое применение, создание игровой ситуации.

Организационная часть.  

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро –

 При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас в группе необычный гость?  Кто это? (педагог показывает детям лего человечка).

- Верно, ребята. Это лего человечек. Он прибыл к нам опять с просьбой – а какой, вы узнаете, отгадав загадку:

Дым пускает над водой

Домик с белою трубой

Он пыхтит почти как чайник

Капитан на нем начальник

- А какой это вид транспорта?

 Правильно. Транспорт, который передвигается по воде называется водным транспортом.

- Какие бывают корабли, для чего они предназначены? (Ответы детей)

- Лего человек очень хочет, чтобы в его городе, который находится на острове                  был порт.

- А вы знаете, что такое порт? ( место стоянки кораблей)

- Давайте вспомним, как называются части корабля (показ презентации или рассмотреть корабль)

- Мы поднимаемся по трапу – передняя часть у корабля это--------

(назвать основные части корабля: нос, корма, борт, палуба, камбуз. )

Игра « Назови профессию»

- Кто самый главный на  корабле?

 - Кто помогает капитану?

- Кто несет вахту на корабле?

- А кто готовит еду морякам ?

- А кто же делает эти корабли?

- Профессия людей, которые строят корабли , называется судостроители.

- Как вы думаете – сможем мы помочь нашим друзьям Лего-человечкам?

 - Ну тогда я предлагаю вам сегодня быть судостроителями, согласны?

Упражнение «Какой корабль»

Если мы будем делать из бумаги? Значит он какой? ( из дерева, из резины, из металла, из пластмассы)

А делать мы будем корабли из лего-конструктора.

Но нам нужно набраться сил, перед выполнением важного задания.

Физминутка

«Лодочка и пароход»

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тшух, тшух » (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

-  Внимание, судостроители!  Чтобы наши корабли были прочными и надежными, не боялись шторма, детали нужно соединять качественно, используя различные соединения. И тогда нам будут не страшны преграды.

 Рассматривание детьми разных соединений деталей с использованием карточек – схем.

- Каждый выберет для себя модель, конструктор и может приступать к работе.

Но для начала сделаем разминку: Слушайте внимательно, делайте старательно.

1, 2, 3, 4, 5!  

Загибают пальчики на обеих руках

В конструктор будем  мы играть!

Разгибают пальчики на обеих руках

В конструктор будем  мы играть

Кулачок-ладошка поочерёдно

Своим ручкам помогать!  

Кулачок-ладошка поочерёдно

Кирпичик в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

Меняют положение рук

В ручку правую возьмём

Сжимают конструктор в правой руке

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

Имитируют игру на пианино

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём!

Сильно сжимаем  в левой руке

Руку быстро разжимаем,  

На "пианино" поиграем.

Имитируют игру на пианино

Мы кирпичик убираем

Убирают на край стола

Быстро пальчики считаем                    

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики свои встряхнём,  

Заниматься мы начнём!  

Встряхивают кисти обеих рук

необходимо сказать волшебные слова –

 мы дружные

 мы смелые,

мы ловкие умелые.

Быстро всему учимся, все у нас получится! (волшебная музыка)

Обсуждается в ходе создания моделей прочность и крепость соединений в кораблях.

Самостоятельный процесс изготовления судов детьми.

— Вот ваши корабли готовы, какие они красивые, яркие. А они прочные?

— Можно их отправлять нашим друзьям? Раз все готово, можно спускать корабли на воду.

Гимнастика для глаз

- А сейчас посмотрим вдаль,          Смотреть прямо перед собой, поставить                

 На это времени не жаль,                  палец  на расстоянии 25см, перевести    

 Что вблизи и что вдали                  взор на кончик пальца и смотреть на него,

Глазки рассмотреть должны.          затем опустить руку.

Это – море,                                  смотрим вправо
Это – берег,                                 смотрим влево
Это – мой кораблик белый,         смотрим вниз
Мчись, кораблик, по волнам,     поморгали глазками
К самым дальним берегам!        зажмурили глаза и широко открыли.

Ребята, молодцы, все справились с заданием.

 Всем спасибо за старание, я думаю наши Лего друзья будут очень рады.



Предварительный просмотр:

ГКДОУ КО « Здравушка»

Мастер-класс на тему:

 «Применение конструкторов Лего в работе с детьми старшего дошкольного возраста.»

Выполнила: Веркина Любовь Алексеевна.

Тема: «Применение конструкторов Лего в работе с детьми старшего дошкольного возраста.»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ

в процессе активного педагогического общения по Лего-конструированию.

Задачи:

  • показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области ЛЕГО-конструирования;
  • формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора.

Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, подбор дидактических игр.

Планируемый результат:

  • информирование педагогов о системе работы по ЛЕГО-конструированию для детей дошкольного возраста;
  • формирование представлений педагогов о возможности работы с ЛЕГО-конструктором.

Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:

  • теоретическую
  • практическую
  • заключительную

Ход мастер-класса:

1.Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир ЛЕГО. Я хотела бы поделиться опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО.

Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

  • развивающего обучения;
  • единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • интеграции образовательных областей;
  • решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
  • учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя.

Я в своей практике использую конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: на занятиях, в совместной, самостоятельной и индивидуальной работе. Главное ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми будет легко и увлекательно работать.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, которые оказывают влияние на внутренние органы. 

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO – технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. 

2. Практическая часть.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из вариантов применения Лего-конструирования в различных образовательных областях.

Приглашаю всех побывать сегодня в роли детей.

- Сегодня нам снова пришло письмо от Лего-друзей. Они пишут о том, что придумали новые интересные игры и предлагают нам с вами первыми в них сыграть. Но для этого мы снова должны отправиться в Лего-страну.

- Я предлагаю построить дорогу, но не простую, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.

Кирпичик нужный ты найди,

Дорогу в ЛЕГО - страну собери.

Игра «Волшебная дорожка»

Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать определённые правила: сначала каждый из вас, по очереди выберет только 2 кирпичика. Кирпичики должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Я начну строить и положу первую деталь-кирпичик. Теперь вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны: слева можно класть только те кирпичики, которые по размеру похожи на мой кирпичик, а справа можно класть те кирпичики, которые по цвету похожи на мой кирпичик.

А теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете.

- Твой кирпичик похож на мой? По цвету или размеру?

- А почему ты поставил этот кирпичик?

- Все поставили свои кирпичики? Дорога готова?

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детали ЛЕГО и скажем волшебные слова:

Друзей с собою возьми.

И в ЛЕГО - страну попади.

Познавательное развитие

«Волшебный диктант»

Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия пространственного восприятия: вверху — внизу, справа — слева. По словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на пластине.

«Собери цепочку»

Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру.

Социально-коммуникативное развитие

*«Кто знает, пусть продолжает».

Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора LEGO «Дупло».

Цель: стимулировать составление рассказа с помощью конструктора. Развивать конструктивные навыки. Развивать речь.

Описание игры: дети вместе со взрослым решают про кого будут сочинять рассказ, выбирают из набора LEGO «Дупло» фигуры. Взрослый начинает фразу, дети находят нужную игрушку в наборе. Если нужно, выполняют простые постройки из конструктора. Заканчивают фразу каждый по-разному.

Мама купила Алеше (машину). Она была (маленькая). Алеше захотелось (играть). Тут пришла (девочка Оля). Они стали вместе играть.

Художественно-эстетическое развитие

«Волшебные узоры»

Составление разнообразных симметрических узоров.

Физическое развитие

Игра «Равновесие»

Участники игры кладут кирпичик Лего на голову, ведущий даёт задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, постоять на левой ноге, покружиться и др. Задача участников-не уронить кирпичик.

Речевое развитие

Развитие звукопроизношения и фонематического слуха .

*«Произнеси звук кратко и протяжно»

Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.

Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с».

 Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато. » Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный –звук произносится протяжно, если короткий –кратко.

*«Где находится звук »

 Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора

.Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «А»».

Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «А» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

Развитие слоговой структуры слов

*«Посчитай слоги»

 Педагог произносит определенное количество слогов.

Задача ребенка -сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

*«Подбери слова к схемам»

Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд –из трех элементов, второй ряд –из четырех элементов

Педагог: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато –это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд –схема слова из четырех звуков». Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

*«Раздели словечко»

Педагог произносит слова различной слоговой структуры.

Задача ребенка –сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

Работа по усвоению лексики и грамматики

*«Один-много»

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

 По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов –множественное число. Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.

*«Продолжи

рассказ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут               сочинять рассказ, выбирают из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или     конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и окончание фразы.

Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке.

http://www.my-nevalyashki.ru/images/200/174/014.jpg

 Примерная схема для составления рассказа о выполненной постройке.

Примерная схема для составления рассказа об игре с ЛЕГО-постройкой.

http://www.my-nevalyashki.ru/images/200/174/016.jpg

Возвращаемся из Лего-страны.

3.Заключительная часть.

Рефлексия.
В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

опыт работы "Лего - конструирование с детьми старшего дошкольного возраста"

опыт работы "Лего - конструирование  с детьми старшего дошкольного возраста"...

Мастер класс для родителей и детей: «Использование Лего конструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Мастер класс для родителей и детей:  «Использование Лего конструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста».         Данный ...

Мастер-класс на тему: «Применение конструкторов Лего в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс по применению Лего для детей старшего дошкольного возраста...