Проект "Знакомство с глиняной игрушкой"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Ширяева Ирина Юрьевна

С появлением разнообразного пластилина для лепки, все меньше уделяют внимания лепки из такого материала, как глина.  

И дети в детском саду и дома обязательно должны лепить из неё. Глина однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, и изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomstvo_s_glinyannoy_igrushkoy_sg.docx966.3 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДМИТРОВСКОГО

ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное образовательное учреждение

Подосинковская СОШ

Детский сад общеразвивающего вида

№ 46 «Незабудка»

ПРОЕКТ

«Знакомство с глиняной игрушкой»

Воспитатель: Ирина Юрьевна Ширяева

2023 г.

 Актуальность

       

С появлением разнообразного пластилина для лепки, все меньше уделяют внимания лепки из такого материала, как глина.  

И дети в детском саду и дома обязательно должны лепить из неё. Глина однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, и изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина. Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить. Глина - это тот материал, с которым ребёнок может легко справиться, потому что глина гораздо мягче пластилина. При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность. А как дети любят раскрашивать свои поделки. Даже очень активные дети в этот момент глубоко увлечены, что способствует их успокоению. Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и потом играть. Для того, чтобы раскрыть данную тему был реализован данный прект.

Тип проекта: - краткосрочный; - познавательный; - творческий;

Состав участников проекта: воспитатель,  дети средней группы, родители. Срок реализации проекта: 1 месяц (с1.02.-17.02.23г.)

Цель проекта: познакомить детей с глиной, её свойствами, научить детей лепить простейшие игрушки из глины.

Задачи проекта:

1. Для детей:

воспитывающая - воспитывать эмоционально - эстетические чувства, замечать красоту природы и окружающих предметов;

познавательная – выявить свойства глины (сухая – твёрдая, крошится, мокрая – липкая, вязкая, проминается);

развивающая - расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы (глине);

обучающая: обучить элементарным приемам лепки из глины, созданию простых фигурок на примере дымковской игрушки.

2. Для педагога:

-формировать у детей технические навыки и умения при работе с глиной, создать условия для развития детского творчества, повысить свой профессиональный уровень;

3. Для родителей: - заинтересовать ребенка совместным творчеством из глины.

Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к созданию игрушек из глины. Они усвоят цвета видов росписи, смогут называть некоторые ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут использовать полученные знания в домашних условиях.

Продукт проектной деятельности :

Выставка совместных поделок  «Глиняная игрушка своими руками».

Этапы проекта

Подготовительный этап (1день)

Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;

Изучение литературы по данной проблеме;

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.

Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».

Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.

ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез

Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г

Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25.

Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству).

Основной этап

Реализация проекта

  1. Формы работы Содержание
  2. НОД «Знакомство с глиной»
  3. ООД Тема«Многоцветье Дымки» (Познавательное развитие)
  4. Тема«Украшаем дымковскую лошадку» (Художественно-эстетическое развитие)
  5. Тема«Украшаем дымковского гуся» (Художественно-эстетическое развитие)
  6. Тема«Лепка лошадки» (Художественно-эстетическое развитие)

Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Беседы «Характерные особенности росписи дымковских игрушек»«Как трудятся дымковские мастера»«Из чего мы сделаны?».

  1. Творческое занятие «Раскрашивание изделий из глины».
  2. Изо-деятельность: «Украшение  игрушки узорами».
  3. Чтение стихотворения «Ах, лошадка, какая, грива черная».

А. Дьякова «Веселая дымка»,

М. Г. Смирнова «Дымка»,

В. В. Гаврилова «Индюк»«Водоноска»,

Л. Гулыга «Пестрый хоровод»,

И. В. Кадухина «Едет дедушка Егор.»

Рассматривание книги В. Крупина «Дымка»«В Дымковской слободе»

Развивающие игры«Дымковское лото»«Найди такой же узор»«Собери узор»«Собери целое», “Наряди Олешка»

Пальчиковая игра«Лошадка»

Подвижные народные игры«Ручеек»«Золотые ворота»«Шел козел по лесу.»

Конструирование из строительного материала«Домики для дымковских барашков»

Изучение свойств глины. Экспериментирование.

Самостоятельная деятельность детей Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек

Рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, игрушек

Сюжетно-ролевые игры«Магазин игрушек»

Взаимодействие с семьей Консультация "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"

Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"

Участие в изготовлении совместных с детьми поделок по мотивам дымковских игрушек

Завершающий этап (4 дня)

1. Оформление выставки детских работ «Глиняная игрушка своими руками».

2. Рефлексия (подведение итогов проекта)

Приложение «Реализация проекта»

4.   СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ  ИНФОРМАЦИИ

  1. Библиотека школьника. История искусств. Минск: Литература, 1997
  2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976
  3. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006
  4. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1987
  5. Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988
  6. Миловский А. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982
  7. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987
  8. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980
  9. Рогов А.П. Про филимоновские свистульки. М.: Малыш, 1987
  10. Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997
  11. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983
  12. http://www.rukukla.ru/article/gigr/tory/
  13. http://kidsmoy.su/index/russkaja_glinjanaja_igrushka/0-66
  14. http://gim-muzej.narod.ru/p3aa1.html
  15. http://www.hramislovo.ru/ortho_present/toys_make_children_kind


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Музыкально-театрализованное занятие «В гостях у глиняной игрушки» (старшая группа)

Цель:  Приобщая к народной обрядовой культуре необходимо открывать детям гуманизм народной культуры, красоту и многообразие народного искусства (синтез слова, музыки, танца, пластики)....

Презентация " Каргопольская глиняная игрушка"

Историяигрушки. Делала на экзамен по МХК, может пригодиться кому нибудь. Буду рада....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой» Подготовительная группа

Занятие по декоративно-прикладному искусству знакомит с народным промыслом Белгородской области - Старооскольской глиняной игрушкой. Раскрывает историю её возникновения, характерные особенности г...

Филимоновская глиняная игрушка

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКАВ деревне  Филимоново ,расположенной недалеко от Тулы ,издавна занимаются изготовлением  из красной глины разнообразных свистулек, изображающих животных ,...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...