Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из теста".
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Мишанова Анастасия Владимировна

Кружок для лепки из солёного теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testolepka.docx127.88 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Киселевского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 54 Киселевского городского округа

(ДЕТСКИЙ САД 54)

ПРИНЯТО:

на заседании Педагогического совета

ДЕТСКИЙ САД 54

Протокол № ____        

от _________________2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:

заведующий ДЕТСКИЙ САД 54

_______________В.В. Вербицкая

Приказ №____

от_________________2021 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно – эстетическое направление

«Чудеса из теста»

Стартовый уровень

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчики:

Матюшина Оксана Александровна,

старший воспитатель;

Мишанова Анастасия Владимировна,

воспитатель.

Киселевский городской округ, 2022

Содержание

Раздел 1.  Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Учебно-тематический план и содержание программы

6

1.3.1. Учебно-тематический план

6

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

7

1.4.

Планируемые результаты

10

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

11

2.2.

Условия реализации программы

11

2.3.

Формы контроля

13

2.4.

Оценочные материалы

13

2.5.

Методические материалы

14

2.6.

Список литературы

14

Приложения

16

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из теста» художественной направленности реализуется на платной основе за счёт средств родителей (законных представителей) обучающихся.

Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;
  • Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226);
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740), Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.).
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детского сада № 54 Киселевского городского округа;
  • Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 54 Киселевского городского округа.

Предметные области программы: художественно – эстетическое.

Актуальность программы.  Одной из основных задач системы дополнительного образования является создание условий доступности и эффективности дополнительного образования детей по различным направлениям образовательной деятельности.

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Процесс лепки происходит совместно с игрой. Изготовленные изделия из соленого теста стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками свою работу и доводить её до конца.

Отличительная особенность программы.  Отличительной особенностью данной программы является изучение не только основ техники лепки, но и создания объёмных фигур. Одним из несомненных достоинств занятий по тестолепке с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Деятельность тестолепкой позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Уровень освоения программы – стартовый.

Адресат программы: дошкольный возраст (4 - 5 лет).

В дошкольном возрасте в продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение), рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Возрастает способность ребят ориентироваться в пространстве, умение узнавать и выделять объект, собирать объект из готовых частей, выделять составные части,  видоизменять объект по заданным параметрам, получать при этом новый объект с заданными свойствами. Конструкторская деятельность отличается содержательным и техническим разнообразием построек и поделок, это обусловливается наличием определённой степени изобразительной свободы. 

Наполняемость групп и особенности набора учащихся. Количество обучающихся в группе до 15 человек. Состав группы одновозрастной (средний дошкольный возраст). Комплектование постоянного состава группы осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у детей специальных умений, на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов - 36 часов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа - 30 мин.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы. Целесообразность программы заключается в формировании практических умений работы в технике тестолепка и развитие у дошкольников индивидуальных творческих способностей; объясняется тем, что в ней основной материал — солёное тесто, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребёнка в творческом его развитии.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщению к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • знакомить со способами деятельности – лепка из солёного теста.
  • учить соблюдать правила техники безопасности;
  • учить стремиться к поиску, самостоятельности;
  • учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.

Развивающие:

  • Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  • Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  • Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  • Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения;

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
  • Воспитывать умение организовать своё рабочее место, убирать за собой.

1.3. Учебно-тематический план и содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

(темы)

Количество часов

Форма

контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие «Король солёное тесто приглашает друзей»

1

1

-

Опрос-диагностика

Раздел 1.  Сентябрь – октябрь

8

2

6

Выставка, беседа

1.1.

Хлебушек душистый, тёплый, золотистый

4

1

3

 беседа, демонстрация работ

1.2.

Не красна изба углами, а красна пирогами

4

1

3

 Выставка, демонстрация работ

1.3.

Весёлое чаепитие.

(Оформление коллективной композиции).

Беседа, дидактическая игра «угостить кукол»

Раздел 2. Ноябрь – декабрь

9

3

6

  Дидактическая игра «отличие фруктов и овощей»

2.1.

Овощи и фрукты

3

1

2

2.2.

 Лучок, чесночок и перчики (оформление общей связки).

3

1

2

2.3.

 Корзинка с грибами

3

1

2

2.4.

Осенняя ярмарка

2.5.

Морская черепашка

2.6.

Панно «овечки и пастух» (коллективная работа)

2.7.

Пингвины на льдине

2.8.

Ёлочные украшения

Раздел 3. Январь – февраль

8

2

6

 Показ сказки

3.1.

Красивый подсвечник

4

1

3

3.2.

Город снеговиков (коллективная работа).

4

1

3

3.3.

Лепка по мотивам сказки «три медведя»

3.4.

Сказочная птица

3.5.

Дюймовочка в чашечке цветка

3.6.

Рамка для фотографии (в подарок папам)

Раздел 4. Март – апрель – май

1

-

1

 Выставка. Беседа

4.1.

Букет мамам и бабушкам        

36

10

26

4.2.

Бусы и браслеты (в подарок девочкам)

4.3.

Динозаврики

4.4.

Древние ящерицы

4.5.

Роспись готовых изображений

4.6.

Составление макета (парк Юрского периода)

4.7.

Лепка и роспись пасхальных яиц

4.8.

Ромашки и маки

4.9.

Васильки и одуванчики

5.0.

Улитка и гусеница

5.1.

Бабочка и пчёлка

5.2.

Цветочная полянка (оформление коллективной композиции)

5.3.

Итоговое занятие:

Принцесса Феечка приглашает друзей

Выставка. Анализ. Беседа Рефлексия

1.3.2. Содержание программы

Вводное занятие «Введение в мир тестолепки» (1 час).

Теория. Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из солёного теста.

Форма контроля.  Опрос-диагностика.

Раздел 1. Сентябрь - октябрь (8 часов).

  1. Хлебушек душистый, тёплый, золотистый (4 ч.).

Теория. Познакомить детей с основными способами и приёмами лепки хлебобулочных изделий из солёного теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.

Практика. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

Форма контроля: беседа, демонстрация работ

  1.  Не красна изба углами, а красна пирогами (4 ч.).

Теория. Продолжить формировать навыки работы с солёным тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

Практика. Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшения пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д

Форма контроля: Выставка, демонстрация работ

1.3. Весёлое чаепитие (3 ч.).

Теория. Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

Практика: Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.).

Форма контроля: Беседа, дидактическая игра «угостить кукол»

 

Раздел 2. Ноябрь - декабрь

2.1. Овощи и фрукты (2 ч.).

Теория. Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Практика. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

Форма контроля. Дидактическая игра «отличие фруктов и овощей»

2.2. Лучок, чесночок и перчики (оформление общей связки)

Теория. Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы.

Практика. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу.

Учить объединять свои работы в общую композицию.

Форма контроля. Демонстрация коллективной работы

2.3. Корзинка с грибами

Теория. Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке.

Практика. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

Форма контроля.

2.4. Осенняя ярмарка

Теория. Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.

Практика. Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.

Форма контроля. 

2.5. Морская черепашка

Теория. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря».

Практика. Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида.

Форма контроля.

2.6. Панно «овечки и пастух» (коллективная работа)

Теория. Развивать творческую активность.

Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Практика. Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.

Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).

Форма контроля.

2.7. Пингвины на льдине

Теория. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.

Практика. Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки.

Форма контроля.

2.8. Ёлочные украшения

Теория. Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования.

Практика. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

Форма контроля.

Раздел 3. Январь – февраль  (9 часов).

3.1. Красивый подсвечник (3ч.).

Теория.  Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.

Воспитывать художественный вкус.

Практика. Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. 3.2. Город снеговиков (коллективная работа) (3ч.).

Теория.  Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.

Практика.  Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию.

3.3. Лепка по мотивам сказки «три медведя» (3ч.).

Теория.  Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Чтение сказки «три медведя»

Практика.   Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. 

Форма контроля.  Показ сказки из готовых деталей

3.4. Сказочная птица

Теория. Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла.

Практика. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа.  Развивать творческое воображение.

Форма контроля. Выставка. Беседа

3.5. Дюймовочка в чашечке цветка

Теория. Чтение сказки «Дюймовочка». Упражнять в умении крепить фигурку на подставке (цветок).  Развивать мелкую моторику рук.

Практика. Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные особенности и детали образа. Познакомить со способами декоративного оформления платья Дюймовочка с помощью бисера, бусин, фольги и т.д.

Форма контроля. Выставка. Беседа

3.6. Рамка для фотографии (подарок папам)

Теория. Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.

Практика. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Форма контроля. Выставка

Раздел 4. Март – апрель – май  (8 часов).

4.1. Букет мамам и бабушкам (4 ч.).

Теория. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

Практика.   Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона.

Форма контроля. Выставка. Поздравление мамам и бабушкам

4.2. Бусы и браслеты (в подарок девочкам) (4 ч.).

Теория.  Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Практика. Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).

Развивать художественный вкус.

Форма контроля. Выставка. Поздравление для девочек 

4.3. Динозаврики

Практика. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.

Теория. Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения).

Форма контроля. Выставка

4.4. Древние ящерицы

Практика. Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение.

Теория. Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и крылья - конструктивным

Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела ящериц (отпечатки, процарапывание, налепы).

Форма контроля. Выставка, беседа

4.5. Роспись готовых изображений

Практика. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста.

Теория. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски.

Форма контроля. Выставка

4.6. Составление макета (парк Юрского периода)

Практика. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений.

Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

Теория. Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности.

Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ древнего мира.

Форма контроля. Выставка

4.7. Лепка и роспись пасхальных яиц

Практика. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, индивидуальные творческие способности, художественный вкус.

Теория. Формировать элементарные представления о празднике Пасха. Изготовление пасхального сувенира своими руками.

Форма контроля. Выставка. Беседа.

4.8. Ромашки и маки

Практика. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление. Способствовать развитию личности.

Теория. Познакомить детей с технологией изготовления композиции с цветочными элементами.

Форма контроля. Выставка.

4.9. Васильки и одуванчики

Практика. Развивать мелкую моторику рук, творческое мышление.

Теория. Познакомить детей с технологией изготовления композиции с цветочными элементами

Форма контроля. Выставка

5.0. Улитка и гусеница

Практика. Учить детей лепить улитку и гусеницу коструктивным способом из разных по форме деталей и размеров.

Теория. Дать представление об улитке и гусенице.

Форма контроля. Выставка. Анализ

5.1. Бабочка и пчёлка

Практика. Учить детей создавать образ насекомых из отдельных деталей, используя навыки работы с солёным тестом – отщеплением маленьких кусочков, скатывание, расплющивание.

Теория. Воспитывать у детей интерес к лепке.

Форма контроля. Выставка. Беседа.

5.2. Цветочная полянка (оформление коллективной композиции)

Практика. Формировать умение лепить бутоны цветов из шара способом сплющивания, лепестки – способом вытягивания, прищипывания.

Теория. Формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи теста, учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке.

Форма контроля. Выставка. Беседа. Рефлексия.

Итоговое занятие «Принцесса Феечка приглашает друзей» (1 час).

Практика. Занятие проводится в форме игры «Путешествие в страну пластилина». Подведение итогов работы за учебный год. Награждение обучающихся.

Форма контроля. Выставка работ.

1.4. Планируемые результаты

По окончании обучения у обучающегося:

  • Сформируется устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с солёным тестом
  • Ребенок овладеет нетрадиционными способами создания композиций из солёного теста;
  • ребенок овладеет техническими приемами: (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
  • в творческой работе ребенка будет преобладать новизна и оригинальность;
  • будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика;
  • будут сформированы знания в области изобразительной деятельности, развиты художественно – творческие способности;
  • увеличится активный словарь, повысится качество связной речи.

 Отличительной особенностью программы является то, что ребенок узнает в результате обучения по программе обучающийся приобретает такие личностные качества как:

  •  самостоятельность;
  •  активность;
  •  любознательность;
  •  ответственность;
  •  организованность;
  •  отзывчивость;
  • трудолюбие.

В результате обучения по программе у обучающегося будут сформированы такие метапредметные компетенции:

  •  умение действовать по образцу или правилу;
  •  инициативность и способность экспериментировать;
  •  умение выполнять логические операции сравнения и анализа;
  •  умение осуществлять целеполагание;
  •  умение управлять своей деятельностью и способность к саморефлексии.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Год

обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим

работы

Кол-во учебных дней

Даты начала и окончания учебных периодов/ этапов

Продолжительность каникул

1 год обучения

36 ч.

36

1 раз в неделю по 1 часу

36 дней

01 сентября – 31 мая

27 декабря – 10 января

2.2. Условия реализации программы

Методическое обеспечение

На занятиях по лепке используются следующие методы обучения:

Методы

Приёмы

Наглядный

(показ, образцы поделок, иллюстрации по теме, пальчиковая гимнастика, наблюдение за действиями педагога);

Словесный

(беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, поощрение, обыгрывание игрушки);

Практический

(индивидуальная помощь, упражнения с материалом, отработка приемов).

Заглаживание

Прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.

Прищипывание

Используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.

Примазывание, придавливание

Приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.

Налепливание

соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.

Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков

Решение проблемных задач с помощью педагога. необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Формы организации учебного занятия: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, игра-путешествие, праздник, квест-игра, конкурс.

В ходе реализации программы используется ряд педагогических технологий направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка:

личностно-ориентированная технология направлена на гуманное отношение к детям  и включает в себя мастерство общения, отсутствие прямого принуждения, создание каждому ребенку ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

технология сотрудничества направлена на создание  основы для коммуникативного взаимодействия и  повышения компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в отношениях с другими людьми;

игровые педагогические технологии способствуют эффективному получению информации и навыков детьми, мотивируют их на самостоятельное исследование, облегчают социализацию обучающихся в детском коллективе.

Алгоритм учебного занятия:

1. Организационный этап – мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).

2. Основной этап – практическая часть занятия (до 20 минут). Показ образца, пояснение пошаговой инструкции, разбор цветов; самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, физкультминутка. Дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы. После выполнения каждого отдельного этапа работы педагог вместе с детьми проверяет правильность лепки.

3. Заключительный этап – рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ (до 5 минут.)

Материально-техническое обеспечение.

Занятия по реализации данной программы проводятся в помещении группы дошкольного учреждения, которая оснащена методическими пособиями и учебно-дидактическим материалом.

Мебель:

- столы детские на два места – 8 шт.

- стулья детские – 15 шт.

- шкаф для хранения пособий и материалов. -1 шт.

Оборудование для пластилинографии:

-  солёное тесто – 15 шт.

-  досточки для лепки – 15 шт.

-  стеки – 15 шт.

-  картон белый – 15 шт.

-  картон цветной – 15 шт.

-  салфетки для рук – 15 уп.

Технические средства обучения: 

- мультимедийное устройство – 1шт.;

- компьютерный моноблок – 1шт.;

- многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир).

Кадровое обеспечение. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «чудеса из теста» реализуется педагогом дошкольного образования. Педагог имеет высшее образование по специальности «Педагогическое образование» и прошедший программу повышения квалификации «Тестолепка как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».  

2.3. Формы контроля

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Чудеса из теста» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

- Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний детей, определить формы и методы работы с дошкольниками. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

- Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы.

В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических - творческих работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (викторины, досуги, тесты по картинкам); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу детей дошкольного возраста.

- Анализ творческих заданий. Такой анализ можно проводить периодически в конце каждого задания, с целью выявления трудностей в освоении детьми программы. Анализ отзывов родителей, воспитателей, других специалистов.

- Анализ самостоятельных работ детей. Подобная форма очень полезна для самих дошкольников, так как дает им возможность осуществить самоанализ деятельности.

Формы оценки: участие в конкурсах.

2.4. Оценочные материалы

В педагогической диагностике используются Методика определения уровня творческого воображения дошкольников (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Этапы

диагностики

Форма диагностики

Вводный  

Опрос-диагностика

Тематический

Выставка «Показ сказки»

Игра «Угостить кукол»

Игра «Отличие фруктов и овощей»

Конкурс «Самая яркая полянка»

Беседа «Хлеб всему голова»

Итоговый

Выставка  работ

Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений.

Формы фиксации результатов: протокол.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

2.5. Методические материалы

Дидактические материалы:

- схемы пошаговой лепки тестом в соответствии с содержанием программы;

- картотека дидактических игр;

- картотека творческих заданий для тестолепки.

Наглядные материалы:

- образцы поделок в соответствии с содержанием программы.

- альбомы с фотографиями животного мира;

- альбомы с фотографиями фруктов и овощей.

Методические материалы:

- методические рекомендации для педагогов: «Как проводить занятия по тестолепке в детском саду»;

- конспекты занятий по тестолепке.

2.6. Список литературы

Основная литература:

для педагога:

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — Москва: Юрайт, 2020. — 196 с.

2. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 218 с.

3. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва Юрайт, 2017. — 151 с.

4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 464 с.

5. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — Москва: Сфера, 2020. — 112 с.

6. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.

7. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

для детей и родителей:

1. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

2. Г. Н. Давыдова «Пластилинография» Издательство «Скрипторий, 2003»

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002

4. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.

5. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ Сфера,2009.

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал Лего урок: [Электронный ресурс]. URL: https://legourok.ru/  Дата обращения (26. 08. 2021г.)
  2. Уроки конструирования из LEGO для детей: бесплатные видео для занятий дома: [Электронный ресурс]. URL: https://vse-kursy.com/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZG9tYS51Y2hpLnJ1L25ldy1tYWluLXBhZ2UvP3V0bV9zb3VyY2U9dnNla3Vyc3kmYW1wO3V0bV9tZWRpdW09cGFydG5lcnMmYW1wO3V0bV9jYW1wYWlnbj12c2VrdXJzeV9yaWJib25fYmFubmVy&adv=topbanner&z=m  Дата обращения (26. 08. 2021г.)
  3. Лего конструирование – YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLPb9rKNWdYcPdJZwFfv_SbGiTxyVAPiu2  Дата обращения (26. 08. 2021г.)
  4. Технология ЛГО- конструирования. [Электронный ресурс]. URL:  https://parfenova-ds58-schel.edumsko.ru/folders/post/1681973 Дата обращения (26. 08. 2021г.)
  5. LEGO - конструирование: развиваемся и учимся играя. [Электронный ресурс]. URL:  https://itec-academy.ru/lego-konstruirovanie Дата обращения (26. 08. 2021г.)


Приложение 1

 

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Приложение 2

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений, обучающихся перед началом образовательного процесса по программе.

Форма проведения: Опрос-диагностика.

Содержание: индивидуальные задания, беседы.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Параметры оценки: справляется с заданием «+», частично справляется с заданием «/», не справляется с заданием «-».

Критерии определения результата:

высокий уровень – ребенок действует самостоятельно, воспроизводит композицию правильно по образцу, схеме, не требует помощи взрослого.

средний уровень – ребенок допускает незначительные ошибки при лепке по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

низкий уровень – допускает ошибки в выборе и смешивании цветов в лепке, готовая композиция не имеет четких контуров, требуется постоянная помощь взрослого.

Задания для опрос - диагностики:

Составить композицию по образцу.

Педагог предлагает детям простые образцы композиций и предлагает выполнить поделку самостоятельно.

В конце выполнения задания педагог обращает внимание детей на результат работы: правильное смешивание цветов, соответствие образца и готовой композиции.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Цель: оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по разделу «Хлеб всему – голова»

Форма проведения: выставка «весёлое чаепитие».

Содержание:

  • Получение задания.
  • Выполнение задания.
  • Самоанализ задания.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Задания для тематического контроля:

Овощи и фрукты

1. Определить нужные цвета по количеству и форме.

2. Отобрать нужные цвета.

3. Лепка композиции по образцу.

4. Провести самооценку выполненной работы.

Параметры оценки: справляется с заданием «+», частично справляется с заданием «/», не справляется с заданием «-».

Критерии определения результата:

высокий уровень – ребенок действует самостоятельно, воспроизводит композицию правильно по образцу, схеме, не требует помощи взрослого. Самостоятельно создает развернутые замыслы композиции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов лепки.

средний уровень – ребенок допускает незначительные ошибки при лепке композиции по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую композицию, но затрудняется в объяснении её особенностей.

низкий уровень – допускает ошибки в выборе и расположении цветов в композиции, готовая поделка не имеет четких контуров, требуется постоянная помощь взрослого. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать одну композицию, а получается совсем иная. Объяснить способ построения ребенок не может.

Раздел «Сказочный мир мир»

Форма проведения: игра «Показ сказки

Задания:

Лепка по замыслу.

1. Вспомнить животных из сказки.

2. Определить, кто какого животного будет лепить.

3. Отобрать нужные цвета для лепки.

4. Провести самооценку выполненной работы.

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения.

 

Диагностическая карта (5-6 лет)

ФИ реб.

Называет детали конструктора

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруппами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умение рассказать о постройке

Диагностическая карта (6-7 лет)

ФИ реб.

Называет все детали конструкторов

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции

педагога

Строит по творческому замыслу

Работает в команде

Использует предметы заместители

Работа над проектами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Декоративно-прикладной направленности «Тили-тили тесто» (ознакомительный уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа "Тили-тили тесто" является прграммой художественной направленности.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тили-тили тесто...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из слоеного теста»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Чудеса из соленого теста" для детей средней группы. Программа расчитана на 1 год обучения с 4-5 летними детьми....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Художественно-прикладное творчество стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения, мелкой моторики, воспитывает аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус, обес...