Программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Мир из бумаги"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Колусенко Яна Владимировна

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_iz_bumagi1.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

  • Тип программы: адаптированная
  • Образовательная область: декоративно-прикладное творчество
  • Направленность деятельности: художественно-эстетическая
  • Способы освоения содержания образования: творческий, репродуктивный, алгоритмический
  • Уровень освоения содержания образования: общекультурный
  • Возрастной уровень реализации программы: 7 – 10 лет
  • Форма реализации программы: групповая
  • Продолжительность реализации программы: двухгодичная

Пояснительная записка

Актуальность дополнительной образовательной программы

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая образовательная программа создана на основе авторской программы Лепилиной Е.И., источник: Ярославская область: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Информационно-методический сборник, 2008. Выпуск 60. Содержание программы соответствует требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также были рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Программы, рассмотренные нами, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация).

«Мир из бумаги» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.


Цели и задачи

Цель данной программы — создание оптимальных возможностей и условий для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой и творческого развития личности.

Задачи:

Познавательные:

  • развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.

Развивающие:

  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
  • развивать аналитическое мышление и самоанализ.

Мотивационные:

  • формировать творческое мышление, стремление сделать что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой.

Социально-педагогические:

  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

Эстетические:

  • формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа.

Обучающие:

  • формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
  • отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
  • осваивать навыки организации и планирования работы.

Организация образовательного процесса

Курс «Мир из бумаги» рассчитан на два года обучения. Учебный год составляет 35 недель для 2-11 классов и 33 недели для 1-ых классов. В период адаптации у учащихся первого класса внеурочные занятия в первый месяц проводить не рекомендуется, поэтому для первоклассников количество недель на внеурочную деятельность в год сокращено до 30. Занятия первого года обучения будет осваивать одна группа детей согласно расписанию 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия второго года обучения будет осваивать одна группа детей согласно расписанию 1 раз в неделю по 1 часу. Программа адресована детям 7–10 лет.

Распределение учебного времени по годам обучения

Год обучения

Продолжительность занятий в неделю

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1 год

1 час

1 раз

1 час

30 часов

2 год

1 час

1 раз

1 час

35 часов

Программа «Мир из бумаги» состоит из 4 блоков.

В информационно-мотивационный блок включены циклы «Введение» и «Материал — бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении.

Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Оригами», «Бумагопластика» и др.

Организационно-воспитательный блок представлен в программе циклом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривает занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах.

Цикл «Творческие работы» включен в проверочно-результативный блок. Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.

Занятия можно проводить блочно (погружение в цикл), а также их можно чередовать между собой, тем самым создавать цикличность прохождения материала (например: работа по изготовлению бабочек, изображению насекомых, рыб может выполняться в каждом цикле, занятия поочередно сменяют друг друга).

Технологии, методы, формы, средства обучения

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умения воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развиты. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Ведущее место занимает образная память. Внимание непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу подачи учебного материала.

Младший школьный возраст — это период развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.

В программе особое место занимает коллективная творческая деятельность (особенно в первый год обучения) — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия.


Планируемые результаты освоения курса «Мир из бумаги»

Личностными результатами являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Предполагаемые результаты по годам обучения и способы определения их результативности

В конце первого года дети должны овладеть:

–        практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;

–        уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

–        работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.

В конце второго года обучения дети должны:

–        уметь четко работать с инструментами;

–        уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики,

–        уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики,

–        уметь эстетично оформить творческую работу;

–        уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.


Содержание курса «Мир из бумаги»

Содержание курса первого года обучения

Цикл «Введение»

Здоровье — один из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.

Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными инструментами и материалами для работы с бумагой.

Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Формы занятий: экскурсия по зданию, по кабинетам, беседа, демонстрация образцов, игра «Снежный ком».

Задания: викторина по правилам техники безопасности «Я сделал так», викторина «Инструменты и материалы», изготовление плаката по данным темам.

Цикл «Материал — бумага»

Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок — «Я сам!». Но это не так просто! Чтобы покорить себе вещи, надо потрудиться. Из чего же их сделать? Выход из этой ситуации простой. Возьмем самый доступный и дешевый материал — бумагу! Ее ведь можно сгибать, рвать, мять… Бумага оживает в руках!

Цель: практическим путем познакомить со свойствами бумаги.

Содержание: свойства бумаги. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме.

Формы занятий: беседа, рассказ об истории происхождения бумаги, ее фактуре и свойствах, практическая работа, игра «Угадай свойство», просмотр видеофильма «Материал — бумага».

Задания: создание индивидуальных и коллективной работ с использованием механических свойств бумаги «Осенние картины», изготовление лоскутного ковра или одеяла.

Цикл «Аппликация»

В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание». Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей с помощью клеев. Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения, можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину.

Цель: познакомить с разными видами аппликации, научить построению многопредметных композиций.

Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полуобъемная, из бумажного шпагата).

Формы занятий: беседа, практическая работа — создание творческих работ на основе демонстрационного материала, просмотр серии мультипликационных фильмов «Сказки для детей» (автор сценария В. Сутеев), просмотр учебного фильма «Волшебные ножницы». Коллективная работа — дети работают в парах (тройках).

Задания: «Веселая гусеница» (способы скрепления деталей), «Веселый хоровод» и «Волшебные бабочки» (симметрическое вырезание), предметные работы в технике «мозаика», «Волшебные узоры» или «Жар-птица» (аппликация из бумажного шпагата), «Мой любимый город» (сюжетная аппликация), «Зоопарк» (полуобъемная аппликация).

Цикл «Бумагопластика»

Бумагопластика один из самых увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Бумагопластика напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема путем надрезания и сгибания бумаги.

Цель: научить выполнять объемные и полуплоскостные композиции на основе свойств бумаги.

Содержание: простейшие способы работы в технике бумагопластика (вырезанки, гофрировка). Правильное использование инструментов.

Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры, выставка детских работ, практическая работа, упражнения на разминку пальцев.

Задания: познакомить с основами бумагопластики простых фигур (витая спираль «Природные пейзажи», петля «Еловые ветки», «Городские цветы», пластичная полоска «Морские животные», «Насекомые»). Изготовление фигур (предметов) по трафаретам (симметричное складывание) «Африканские животные», «Снежинки», «Резной город» (техника вырезанки), «Веселая карусель» (гофрировка).

Коллективная работа: преподаватель разбивает детей на группы и дает задание для выполнения коллективной работы. Внутри каждой группы дети сами выбирают ведущего.

Цикл «Оригами»

Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Точный перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку.

Цель: Формировать интерес к искусству оригами. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.

Содержание: понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами аппликации. Условные знаки.

Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, игры, соревнования, просмотр учебного видеофильма «Оригами», упражнения на разминку пальцев.

Задания: «Веселые котята», «Золотые рыбки», «Накрываем стол», «Автомобиль» (базовые формы), «Цветочный букет», «Морские обитатели», «Коробочки в подарок» и др. Для выполнения коллективной работы педагог дает задание. Дети сами разбиваются на группы, выбирают ведущего.

Цикл «Творческие работы»

Коллективные творческие работы являются, своего рода, отчетами о достигнутых результатах и в то же время происходит сплочение ребят в единый коллектив, все вместе являются соавторами творческих работ.

С помощью этого цикла можно корректировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно построить и скорректировать свою работу в дальнейшем.

Цель: научить детей работать в коллективе, адаптироваться в различных жизненных ситуациях социума, воспитать чувство такта, умение слушать, уважать мнения других, развивать художественный вкус и творческую фантазию, развивать речь ребенка.

Содержание: понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ.

Формы занятий: практическая работа, игра, просмотр мультипликационных фильмов, использование тематических классических музыкальных произведений.

Задания: изготовить работы «Зоопарк», «Сказочное царство», «Зимняя сказка» и другие.

Цикл «Праздники и подготовка к ним»

Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течение всего года. Дети ждут радостных событий, которые стимулируют их познавательный творческий интерес к деятельности. На воспитание личности ребенка оказывают влияние не только праздники, но и подготовка к ним.

Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку ребенка, воспитать доброжелательное отношение к окружающим, учить красиво строить свои высказывания, уметь отвечать на вопросы.

Содержание: историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.

Формы занятий: просмотр видеоматериала по тематике праздников, проведение праздников, участие в концертах, посещение выставок. Дети видят окружающее их творчество близко, знакомятся с ним, учатся быть чуткими и внимательными, понимают, что мир вокруг богат и разнообразен.

Содержание курса второго года обучения

Цикл «Введение»

Цель: познакомить с инструментами и материалами. Закрепить знания по технике безопасности. Мотивировать воспитанников к трудоемкой работе.

Содержание: инструмент циркуль, принципы его работы. Виды картона и бумаги, которая будет необходима для работы второго года обучения. Циклы работы на год: «Оригами», «Бумагопластика».

Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры, сравнительный анализ образцов работ первого и второго годов обучения, практическая работа.

Задания: игра «Мы снова встретились», викторина с вопросами по правилам ТБ.

Цикл «Материал — бумага»

Цель: познакомить детей с картоном, видами картона, способами обработки картона. Показать его многофункциональность.

Содержание: сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона.

Формы занятий: беседа с демонстрацией, практическая работа по исследованию механических свойств бумаги и картона.

Задания: создание демонстрационного материала по свойствам бумаги и картона.

Цикл «Бумагопластика»

Цель: научить работать в технике «бумагопластика», самостоятельно читать схемы. Развивать пространственное мышление. Учить аккуратно работать, четко выполнять изделия по схеме.

Содержание: различные виды обработки сгибов картона. Некоторые геометрические понятия.

Формы занятий: упражнения на разминку пальцев, беседа с демонстрацией, повторение правил работы с острыми предметами, игры «Танграм», «Колумбово яйцо», выставка детских работ, практическая работа по обработке мягкого картона. Для выполнения коллективной работы педагог предлагает одну общую тему, а дети самостоятельно подбирают к ней изделия из цикла «Бумагопластика».

Задания: выполнение работ по темам: «Животные», «Цветы», «Архитектурные проекты», «Ажурные шары», объемные изделия из полосок бумаги, поставленных на ребро.

Цикл «Оригами»

Цель: развить интерес к технике «Оригами», научить поэтапно выполнять творческую работу. Развивать в детях уверенность в своих силах, стимулировать развитие памяти, развивать умение концентрировать внимание.

Содержание: выбор темы и выполнение работы.

По завершению каждой темы детям предлагается объединиться в группы и в игровой форме, используя изделия из «Оригами» обыграть предложенную тему (Например: после темы «Зоопарк» детям предлагается задание «Цирк зажигает огни»).

Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры-викторины на повторение базовых форм оригами, просмотр учебного фильма «Оригами», демонстрация детских работ, практическая работа по обработке сгибов.

Задания: выполнение работ по темам: «Животные, насекомые, зоопарк», «Цветы и вазы», «Шары кусудамы».

Цикл «Творческие работы»

Цель: научить оформлять творческие работы.

Коллективные работы этого цикла лучше всего построить так, чтобы дети могли показать свои умения и навыки, приобретенные в каждом цикле. Этот цикл помогает педагогу найти правильное направление в своей работе и определять задания для детей в соответствии с их возможностями.

Содержание: приемы оформления творческих работ. Выбор темы и выполнение работ.

Формы занятий: практическая работа, игры-викторины, конкурсы которые будут включать в себя задания эстетического характера, просмотр мультипликационных фильмов для более удачного исполнения творческой работы (по выбору педагога).

Задания: выбирает сам педагог или предлагают дети в соответствии с индивидуальными особенностями, с тематическими праздниками года и т.д.

Цикл «Праздники и подготовка к ним»

Цель: развить интерес к традициям и истории праздников. Сформировать эстетическое отношение к творческой работе.

Содержание: Продолжение знакомства с традициями праздников и их историческими корнями.

Формы занятий: проведение праздников, участие в концертах, посещение выставок прикладного творчества, выставок других направлений.

Задания: изготовление подарков и сувениров, изготовление выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам.


Тематическое планирование по курсу «Мир из бумаги»

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Дата

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

план

факт

2 четверть

I. Вводный блок

1

05.10

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

1

-

Итого «Вводный блог»:

1

1

-

II. Материал — бумага

2

12.10

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1

0,5

0,5

3

19.10

Волшебные свойства бумаги.

1

0,5

0,5

Итого «Материал – бумага»:

2

1

1

III. Оригами

4

26.10

Оригами. Базовые формы.

1

0,5

0,5

5

6

09.11

16.11

Оригами простое и из цветной бумаги.

2

1

1

7

23.11

Оригами с элементами аппликации.

1

0,5

0,5

8

9

30.11

07.12

Коллективная работа.

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

2

-

2

Итого «Оригами»:

6

2

4

IV. Аппликация

10

14.12

Симметричное вырезание.

1

0,5

0,5

11

12

21.12

28.12

Изготовление сувенира к празднику.

2

0,5

1,5

13

11.01

Работа по трафарету, способы скрепления деталей.

1

0,5

0,5

14

18.01

Многоцветная аппликация (простая)

1

0,5

0,5

15

25.01

Многоцветная аппликация (сложная)

1

0,5

0,5

16

01.02

Работа в технике мозаика.

1

-

1

17

08.02

Изготовление сувениров к празднику.

1

-

1

18

15.02

Полуобъемная аппликация.

1

0,5

0,5

19

01.03

Изготовление сувениров к празднику.

1

-

1

20

08.03

Полуобъемная аппликация.

1

0,5

0,5

21

15.03

Аппликация из бумажного шпагата.

1

0,5

0,5

22

22.03

Аппликация из бумажного шпагата.

1

0,5

0,5

23

05.04

Коллективная работа «Весна».

Преподаватель разбивает детей на группы и дает задание для выполнения коллективной работы. Внутри каждой группы дети сами выбирают «ведущего».

1

-

1

Итого «Аппликация»:

14

4,5

9,5

V. Бумагопластика

24

12.04

Гофрировка (гармошка, фонарик).

1

0,5

0,5

25

19.04

Бумагопластика простых фигур (витая спираль, петля).

1

0,5

0,5

26

26.04

Бумагопластика простых фигур (пластичная полоска).

1

0,5

0,5

27

03.05

Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание.

1

0,5

0,5

28

10.05

Вырезанки (предметное вырезание).

1

0,5

0,5

29

30

17.05

24.05

Коллективная работа «Ах, лето!».

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных.

2

-

2

Итого «Бумагопластика»:

7

2,5

4,5

Всего за год:

30

11

19


Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Дата план

Дата факт.

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1 четверть

I. Вводный блок

1

05.09

Инструменты и материалы.

1

1

-

2

12.09

Правила техники безопасности (беседы, викторины).

1

1

-

Итого:

2

2

-

II. Материал — бумага

3

19.09

Как родилась бумага (экскурс в историю).

Свойства бумаги (выполнение практической работы по наблюдению за физическими и механическими свойствами бумаги)

1

0,5

0,5

Итого:

1

0,5

0,5

III. Бумагопластика

4

26.09

Знакомство со схематическими изображениями в технике Бумагопластика. Основные элементы.

1

1

-

5

03.10

Изготовление изделий из полосок «Животные», «Цветы».

1

0,5

0,5

6

7

10.10

17.10

Изготовление изделий из цилиндра. Работа с циркулем. «Лягушка», «Веселые котята». Оформление.

2

0,5

1,5

8

24.10

Азбука Бумагопластики. Обработка картона. Способы сгибов.

1

1

9

07.11

Полуплоскостные изделия «Морские глубины».

1

0,5

0,5

10

14.11

Объемные изделия из полосок, поставленных на ребро.

1

0,5

0,5

11

21.11

Ажурные шары (разрезы по прямой, наклонной, зигзагообразной, дугообразной линии).

1

0,5

0,5

12

28.11

Изготовление сувенира к празднику.

1

-

1

13

05.12

Коллективная работа по Бумагопластике.

1

-

1

14

15

12.12

19.12

Изготовление сувенира к празднику.

2

-

2

16

26.12

Новогодний карнавал.

1

-

1

Итого:

13

4,5

8,5

IV. Оригами

17

16.01

Оригами. Базовые формы. Изготовление изделий на основе базовых форм.

1

0,5

0,5

18

23.01

Базовые формы. Изготовление изделий на основе базовых форм.

1

0,5

0,5

19

20

30.01

06.02

Изготовление изделий модели транспорта

(пароход, автомобили).

2

1

1

21

22

13.02

20.02

Изготовление моделей фигурки животного (африканские животные, птицы). Оформление коллективной работы «Зоопарк».

2

1

1

23

27.02

Изготовление моделей цветов.

1

0,5

0,5

24

06.03

Изготовление сувениров к празднику.

1

-

1

25

13.03

Изготовление коробочки.

1

0,5

0,5

26

27

20.03

03.04

Шары «Кусудама».

2

0,5

1,5

28

10.04

Самостоятельная работа в технике оригами.

1

-

1

Итого:

12

4,5

7,5

VII. Цикл творческих работ

29

30

31

17.04

24.04

08.05

Коллективные работы с использованием всех техник.

3

-

3

Итого:

3

3

VIII. Праздники и подготовка к ним

32

01.05

Изготовление сувениров к празднику.

1

-

1

33

34

15.05

22.05

Посещение выставок прикладного творчества

2

2

-

35

29.05

Викторина «Своя игра».

1

-

1

Итого:

4

2

2

Всего за год:

35

13,5

21,5


Механизм отслеживания результатов

Мониторинг (оценка результативности) и критерии оценки реализации

образовательной программы

Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка).

Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности.

Мониторинг результативности – это процесс внутренней экспертизы результатов деятельности педагога и его воспитанников, цель и содержание которого совпадает с образовательной программой.

Разработаны общие критерии оценки реализации образовательной программы:

1. Мониторинг результатов обучения воспитанников по образовательной программе;

2.  Мониторинг личностного развития воспитанников в процессе освоения образовательной программы;

3.  Реализация творческого потенциала воспитанников,

целью которых является выявление индивидуальных особенностей детей, влияющих на эффективность занятия; отслеживание развития личностных качеств под влиянием целенаправленной работы с воспитанниками и, соответственно, корректировка методики работы с каждым ребенком.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств, обучающихся – поэтому о результатах образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей:

1.учебным, (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки);

2.личностным, (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе);

3.творческим, (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала воспитанников, а, следовательно, и уровень реализации образовательной программы).

Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка: выявлять то, каким он пришел в объединение, чему научился в процессе освоения образовательной программы, каким стал через некоторое время.

В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать тестирование, опросы, викторины, выставки, творческие задания, творческие отчеты и т. п.

В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.

1 группа показателей – организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль.

2 группа показателей – ориентационные качества: интерес к занятиям, самооценка.

3 группа показателей – поведенческие качества: конфликтность, тип сотрудничества.

В совокупности личностные качества (свойства) отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка; легко наблюдаемые, доступные для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.

Уровень реализации образовательной программы фиксируется тем, что отмечаются уровневые (город, район, регион, федерация и т. д.) достижения воспитанников в реализации образовательной программы.

Контроль за реализацией образовательной программы проводится два раза в год ( в конце 1 полугодия – промежуточный; в конце учебного года – итоговый). В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года для фиксации уровня подготовки вновь поступивших воспитанников.

Работа по единой системе мониторинга позволяет проследить за продвижением каждого воспитанника (в учебной деятельности, в личностном развитии, в реализации творческого потенциала) в период освоения образовательной программы, а также проконтролировать работу педагога по реализации дополнительной образовательной программы.

 Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка

Мониторинг образовательных результатов

1.        Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2.        Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3.        Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4.        Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5.        Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

1.        Культура поведения ребенка

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

2.        Характер отношений в коллективе

Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.


Список литературы

Литература для педагога:

  1. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
  2. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
  4. Грушина Л.В. Мастерилка. Рождественский веник. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.
  5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  6. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
  7. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
  8. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
  9. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
  10. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
  11. Румянцева Е. А. Делаем игрушки сами. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  12. Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  13. Фишер А., Пипер А. Поделки из бумажной бечевки. – М.: АРТ –РОДНИК, 2007.
  14. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  15. Я – дизайнер / №1 – 6, 2006г. – СПб.: ЗАО «КЭЙ».

Литература для воспитанников:

  1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
  2. Грушина Л.В. Мастерилка. Рождественский веник. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.
  3. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
  4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
  5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
  6. Румянцева Е. А. Делаем игрушки сами. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  7. Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  8. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  9. Я – дизайнер / №1 – 6, 2006г. – СПб.: ЗАО «КЭЙ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"

В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с  дошкольниками и учащимися начальной школы  по кружковой деятельности  в  МОУ "Начальная школа-д...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС.

Статья публикуется в помощь учителям и воспитателям методических объединений  начальной школы....

Программа занятий внеурочной деятельности для обучающихся подготовительной группы ДОУ "АЗБУКА ХОРОШИХ МАНЕР"

Программа "Азбука хороших манер" разработана для обучающихся дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы (6-7 лет) и направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников....

программа по внеурочной деятельности логопеда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Хочу говорить правильно» Срок реализации: 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа о внеурочной деятельности логопеда "Почемучка"

Программа предназначена для старших дошкольников...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровей-ка»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Современные дети имеют низкий уровень знаний о ценности своего здоровья. Соответственно у детей нет ...