Педагогический проект""Конструирование" детского коллектива"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Марина Николаевна Порошина

- развитие коммуникаций в процессе конструирования.

- создание  условий для развития конструктивных навыков детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект« «Конструирование» детского коллектива»

Информационная карта проекта.

Наименование проекта

«Конструирование»детского коллектива»

Вид проекта

Краткосрочный

Основание для разработки проекта

- закон РФ «Об образовании»;

- «Конвенция о правах ребёнка»;

- программа от рождения до школы/ Под.ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Цель проекта

- развитие коммуникаций в процессе конструирования.

- создание  условий для развития конструктивных навыков детей.

Задачи проекта

- обогащать предметную среду стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

- совершенствовать ППРС ДОУ (Расширение центра конструирования);

Воспитанники:

 -развивать интеллектуальные, коммуникативные и творческие способностей детей посредством конструкторской деятельности;

- развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу;

- расширять представления детей о различных видах конструктора;

- вовлекать детей в конструктивные игры, показывая, что интересным может быть не только результат, но и  сам процесс;

- учить детей работать со схемой,  сопоставлять и переносить элементы конструктора с картинки  в действительность.

учится конструировать свои модели.

- учить планировать, определять цель и переносить ее в действия.

- развивать желание помогать друг другу;

- развивать исследовательскую деятельность дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- формировать навыки наблюдения и экспериментирования .

Родители:

- вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ, укреплять заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;

- заинтересовывать родителей конструктивной деятельностью, разъяснять необходимость воспитания у детей навыков конструирования.

Сроки реализации проекта

01 февраля – 28 февраля 2023года (4 недели )

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

- анализ предметной среды группы;

- беседа с детьми и родителями;

- формулирование целей и задач проекта;

- подбор и изучение литературы по теме проекта.

II этап - основной этап:

- создание в группе условий для реализации проекта;

- деятельность в соответствии с планом проекта.

III этап - итоговый этап:

- открытое занятие по конструированию: «Айболит плывет в Африку»

- открытое занятие по конструированию: «Морская гонка»

- видеоролик: «Край, в котором ты живешь»

- презентация (совместная работа всех участников проекта).

Порядок управления реализации проекта

Управление реализации проекта

осуществляется воспитателями дошкольного

учреждения в процессе воспитательно- образовательного процесса ДОУ.

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели ДОУ.

Место реализации проекта

г. Коркино, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19»

Разработчик проекта

Порошина М.Н., Цидина О.В.

Актуальность данной работы.

Тот факт, что  конструктор оказывает волшебное влияние на развитие детей не имеет никаких сомнений.

Но речь скорее пойдет о том как, зная развивающее действие конструктора на ребенка, привлечь к нему внимание детей.

С чего бы начать?

Среди многих важных и значимых задач стоит задача - коммуникация в процессе деятельности. Начнем с коммуникации...

Просим детей построить из крупного конструктора корабль.

Слушаем и наблюдаем со стороны.

Арсений: Так как? Мы же не знаем.

Пытаются строить каждый свое. На ковре появляются три разрозненные постройки - беспорядочно поставленные друг на друга случайные детали конструктора.

(Возможная причина -  отсутствие образа постройки...)

Обратимся к мониторингу развития ребенка (вводная диагностика):

- Использует строительные детали с учетом их конструкторских свойств.

- Осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями.

- Пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по схеме и достраивает ее, владеет способами построения замысла).

Значит, думаем, что с причиной мы не ошиблись и ее будет легко исправить.

Идем дальше.

Дети между собой общаются стихийно, пожалуй только затем, чтобы забрать понравившуюся деталь у другого ребенка или вовсе не общаются.

Может смущаются взрослых?

Маскируемся под "своих", надеваем каску, берем в руки деталь и, делаем вид, что мы в теме...(кусочек видео)

Знаете, все очень грустно. Ни диалога, ни постройки.

Как всегда ищем причины.

Предлагаю вместе "нырнуть" в просторы интернета и поискать для начала статьи о трудности коммуникации у детей 4- 5 лет. Читаем:

В структуру коммуникативных умений детей 4 – 5 лет входят:

  - информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;

    - регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;

    - аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника.

Часто для детей 4- 5 лет характерно изменение самооценки, которая может быть слишком высокой или слишком низкой. Это тоже может стать причиной появления затруднений в общении. Наиболее типичными признаками нарушения коммуникации ребёнка являются повышенная возбудимость и агрессивность, склонность к конфликтному поведению, застенчивость, замкнутость. Коммуникативные трудности могут возникнуть у всех и нужно научиться справляться с ними.

Далее автор рекомендует игры для улучшения коммуникации между детьми.

 Мы сделали выводы из нашей ситуации  и ставим  следующие задачи :

1.Попробуем с помощью конструирования улучшить коммуникации между детьми. И посмотрим как мы с этим справились на итоговых занятиях по конструированию по теме "Корабли".(Конспекты прилагаются).

2. В нашем случае, в игре с конструктором необходима поддержка и направление.

Во-первых, он не относится к группе самых любимых игрушек. А это значит, дети могут быстро переключить внимание на более интересное занятие. А во-вторых, дети еще не почувствовали весь интерес от самого процесса. 

3. Значит надо научить их игре с конструктором, вовлечь в нее и показать, что интересным может быть не только  результат, а сам процесс.

  Самое главное и ценное — это то, что конструктор, как и любая другая игра, сближает детей. Они общаются и заняты общим делом, что и объединяет.

А ещё у нас появилась возможность проверить на практике, проявят ли интерес к конструктивной деятельности дети нашей группы после реализации данного проекта.

Сроки и этапы реализации проекта:

I этап – начальный (констатирующий)

01-03февраля 2023г.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках проекта, создание творческой группы, составление плана работы над проектом.

Конспекты занятии; консультации, беседы, наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, наблюдения, просмотр презентаций.

II этап – основной (формирующий)

06-17февраля 2023г.

На формирующем этапе была проведена апробация методов и приемов, способствующих повышению уровня сформиро- ванности у дошкольников конструктивных навыков при использовании разных видов конструктора; упражнения в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; вовлечение детей в конструктивные игры; обучение умению работы со схемой,  конструированию собственных  моделей;  развитие навыков и способностей к наблюдению в процессе поисково - познавательной деятельности;

развитие коммуникаций между детьми.

Открытые мероприятия; наполнение дидактическими играми предметно - развивающей среды, чтение художественной литературы, опыты, исследования, продуктивная деятельность.

III этап – заключи-тельный (контроль-ный)

20-24 февраля 2023г.

Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования.

Итоговые мероприятия с участием родителей,обобщение результатов работы, фотоотчёт для родителей.

Самоанализ.

Презентация проекта.

  1. Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями.
  2. Обобщение и распространение опыта работы.
  3. Презентация проекта в ДОУ.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование на февраль

Ср.01.02.

Рассматривание иллюст-раций «Части дома».

Игры на интерактивной доске «Построй дом».

Д/и: «Волшебный мешочек»(детали конструктора).

Чт.02.02.

Выставка« Дворцы и терема». Экспериментально-исследовательские игры с геометрическими телами. Изготовление дворцов из плоскостного конструктора на бумаге.

Пт. 03.02.

Конкурс на лучшую постройку из напольного конструктора с присвоением звания  «Лучший архитектор».

Объединение построек общей идеей с включением необходимых элементов.

Пн.06.02.

Фоторепортаж «Мой дом»

Консультация для родителей «Для чего ребенку конструктор?»

Домашнее задание: Рисование эскиза детской площадки вместе с родителями: «Площадка дружбы»

Вт.07.02.

Разучивание стихотворения

 «Мне конструктор папа подарил»

Д/и: «Профессии»

Совместное строительство площадки дружбы. Беседы о дружбе.

Ср.08.02.

Моделирование из бумаги:"Самолет"

Загадки о профессиях.

(Строитель, архитектор, ландшафтный дизайнер)

Чт.09.02.

Экскурсия по близлежащим к ДОУулицам: «Здания нашего города»

Постройка домов из деревянного конструктора.

Создание альбома: «Мой родной город»

Пт.10.02.

Занятие по конструированию: «Строим грузовик »(по шаблону, по схеме)

Изготовление макета улицы города. Совместные игры детей с макетом.

Пн.13.02.

Просмотр презентации  «Суда».

Д/и: «Найди части корабля»

Вт.14.02.

Просмотр видеоролика «Много в мире кораблей»

Моделирование из картона современных высотных зданий.Создание фотозоны.

Ср.15.02.

Изготовление макета «Наш уральский городок»

Совместные игры с макетом.

Аппликация:«Кораблик»

Чт.16.02.

Строительство поезда из напольного конструктора.

С/Ри: «Путешествие »

П/и «Поезда»

Пт.17.02.

Конструирование корабля с опорой на схемы

Изготовление оригами: «Кораблик», «Солдат»

20.02.

Знакомство с тико- конструктором. Постройка из тико-конструктора «Фонтан »

Консультация для родителей «Чем хорош тико- конструктор?»

Вт.21.02.

Открытое занятие по конструированию «Морская гонка»

Ср.22.02.

Моделирование из бумаги

«Моя мама»

Сроительство по замыслу из любого вида конструктора.

Пн.27.02.

Открытое занятие по конструированию «Айболит плывет в Африку».

Вт.28.02.

Родительское собрание. «Презентация видеоролика «Край, в котором ты живешь»

Чтение художественной литературы:

«Конструктор»  Константин Политти

«Лего» Людмила Гульева

«Конструктор» Маргарита Бирюкова

«Лего» Ткач Елена

И др.

Профессии, связанные с данной темой:

Строитель, архитектор, ландшафтный дизайнер;

Рассказ детям о профессиях;

Дидактическая игра «Профессии».

Работа с родителями

Открытые занятия по конструированию: «Морская гонка», « Айболит плывет в Африку»

Консультации для родителей: «Для чего ребенку конструктор?»

 «Чем хорош тико- конструктор?»;

Родительское собрание «Конструирование в детском саду как универсальный способ развития самопознания и самосозидания у детей дошкольного возраста»;

Видеоролик «Край, в котором ты живешь».

Игры

Дидактические игры:

 «Волшебный мешочек», «Найди части корабля», «Профессии»;

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на поезде»;

Подвижные игры: «Поезда»;

Интерактивная игра «Построй дом».

Реализация проекта

« «Конструирование» детского коллектива»

Продуктивная деятельность:

Изготовление дворцов из плоскостного конструктора на бумаге.

Моделирование из бумаги: «Самолет», «Моя мама». 

Моделирование из картона современных высотных зданий.

Занятие по конструированию: «Строим грузовик »

Постройка домов из деревянного конструктора.

Конструирование корабля с опорой на схемы

Изготовление оригами: «Кораблик», «Солдат»

Опытническо-исследовательская деятельность:

Экспериментально-исследовательские игры с геометрическими телами.

Решение проблемной ситуации:"Чьи следы?"

Игра - эксперимент "Что докатится быстрее?"

Региональный компонент:

Экскурсия по близлежащим к ДОУулицам: «Здания нашего города»

Создание альбома: «Мой родной город».

Изготовление макета улицы города.

Изготовление макета «Наш Уральский городок».

Пополнение предметной среды группы:

Создание альбома: «Мой родной город».

Изготовление макета улицы города.

Изготовление макета «Наш Уральский городок».

Картотеки: «Схемы построек для детей средней группы».

Дидактические игры:

 «Волшебный мешочек», «Найди части корабля», «Профессии»;

Интерактивная игра «Построй дом».



Предварительный просмотр:

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М: Просвещение, 1996. -

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002. - 352 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.

4. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.

5. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.

6. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М.: Педобщество России. 1998. - 399 с.

7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966. - 387 с.

8. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.

9. Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000. - 208 с.

10. Куцакова Л.В. «Оригами». М. «Владос».1994. - 129 с.

11. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 4-5 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО.1998. - 346 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как можно заинтересовать ребенка конструируя? Конструировать по шаблону или нет? Можно по всякому . К тому же каждый такой вариант имеет свою ценность и чему то учит ребенка. Давайте разберем конструирование по шаблону. Итак в этом варианте: Фантазия ребенка ограничена определенными рамками и, если ребенок креативный и творческий, он способен привнести что-то свое. Ребенок учится работать со схемой. Сопоставляет и переносит элементы конструктора с картинки и в действительность. Ролевая игра, как правило возникает после того, когда модель сконструирована. То есть, как правило, в конструировании по шаблону интересует конечный вариант. Можно предположить, что шаблонное конструирование в скором времени ему надоест и это сподвигнет его на создание своих моделей.

Слайд 2

А теперь разберем свободное конструирование : Фантазия ребенка не ограничена и он изначально учится конструировать свои модели. Учится планировать, определять цель и переносить ее в действия. Ролевая игра может начаться до того, как ребенок взял конструктор в руки. То есть по ходу своей ролевой игры ребенок конструирует. На первых этапах ребенок не будет строить сложные модели, так как у него есть одна ценная черта, он видит в нескольких элементах, соединенных между собой, определенный объект.

Слайд 3

Что можно применить и в том и другом случае ? Обсуждаем с ребенком строительство конструкции. Ставим и озвучиваем цели. Обращаем внимание на то, как крепятся детали, какой они формы, цвета, длины. Обсуждаем строительство. Спрашиваем ребенка, как лучше, а как правильно. Интересуемся его мнением. Просим ребенка, чтобы он показал нам, как правильно, и что для этого необходимо.

Слайд 4

Моделирование из картона и бумаги обозначает собой искусство создания масштабных моделей из бумаги, способствует развитию мышления, конструкторских навыков и расширению кругозора .

Слайд 5

Нам нравится, что играя с конструктором, ребенок развивает крупную моторику , здесь идет акцент на координацию движений. Замечательно, когда конструктор содержит детали развивающие пальчики, то есть мелкую моторику. В нашем случае, мы используем несколько видов конструктора. тико Ах!Как вкусно!

Слайд 6

Проектирование будущей постройки вместе с родителями подогревает интерес ребенка к созданию детских шедевров и знакомит с профессией ландшафтный дизайнер . Экскурсия к зданию банка Экскурсия по близлежащим улицам Возле дома Илюши нет детской площадки. Мы вместе построили детскую площадку для детей во дворе Илюши. Наш Уральский городок От Дома до Края. Экскурсия на площадь

Слайд 7

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время игр с конструктором нет необходимости сохранять статичную позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. Как же построить крепость так, чтобы снежные камни не упали сверху? При использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. Воооот такой шар!!!

Слайд 8

Новая профессия – строительный доктор или медицинский архитектор… Совместные игры способствуют сплочению детского коллектива

Слайд 9

Математика + конструирование =

Слайд 10

Наша главная задача – «Конструирование» отношений в детском коллективе безусловно не может быть достигнута за короткое время проекта, но является наряду с другими видами деятельности весомым «кирпичиком» в общей постройке. Группа «МОРЯЧКИ» 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ"

Педагогический совет «Развитие  педагогического творчества в коллективе  ДОУ» в форме  проблемно-деятельной  игры. Подготовка к педсвету  ДРК по проблеме "Оценка эффективност...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Итоговый педагогический совет "Успехи и достижения педагогического коллектива за прошедший 2014-2015 учебный год"

В презентации отражена работа педагогического коллектива за учебный год....

Формы работы в педагогическом коллективе по обмену опытом педагогического мастерства

Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное раз...

ГБОУ школа №1130 ДО№1 Воспитатель Галечян Карина Владимировна Выступление на педагогическом совете. Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Высткпление на педагогическом совете по теме:  "Трансляция в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности"...

Отзыв педагогического коллектива о педагогической деятельности Харитоновой В. В.

Отзыв педагогического коллектива о педагогической деятельности Харитоновой В. В....