"Волшебные комочки " Рабочая программа кружка
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Дементьева Ольга Анатольевна

Основные направления работы:

Художественно - эстетическое: развитие творческих способностей и коммуникативной компетентности ребенка.

Программа направлена на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Рекомендована воспитателям для организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как подгрупповой, так и индивидуальной работы с детьми младшей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_komochki.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

           В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

           Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

            Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. 

Цель: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (сминание, скатывание в комок); умение работать с

клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

Развивающие:

- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

- развитие речевых навыков;

- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

Воспитательные:

- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Оборудование:

1. Бумага белая и цветная.

2. Геометрические фигуры, полоски из бумаги.

3. Карандаши, фломастеры.

4. Образцы – поделок по темам занятий.

5. Иллюстрации на темы: «Животные», «Игрушки», «Фрукты и овощи», «Новый год», «Домашние птицы», «Международный женский день 8 марта».  Муляжи фруктов и овощей.

Формы работы:

- подгрупповая

- индивидуальная  

Принципы работы:

- систематичность

- планомерность

Сроки реализации программы:

Программа «Загадочные шарики» рассчитана на один учебный год с детьми 3-4лет (вторая младшая группа). На реализацию программы запланировано 19 часов. Длительность занятия 15 мин. Занятия проводятся один раз в две недели (начиная с сентября). Программа реализуется в форме занятий с подгруппой. Место проведения – групповая комната.

Форма подведения итогов: проведение выставок, поделок для родителей к праздникам, участие в конкурсах.

Взаимосвязь с другими видами деятельности: данная программа интегрируется с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Организация деятельности с родителями:

-Беседы

-Консультации «Влияние художественного труда на развитие речи дошкольников», «Роль «бумажной пластики» в развитии детей»

-Памятка родителям на тему: «Бумажная пластика – способ развития мелкой моторики у детей»

-Практические задания: изготовление поделки из смятой бумаги на определённую тему с родителями дома.

Методы и приемы, используемые на занятиях кружка:

Словесные методы: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы: уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные.

Информационно-рецептивные: рассматривание, напоминание, показ, образец, объяснение, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивные: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Ожидаемые результаты:

- Знакомство с искусством бумажная пластика;

- Развитие мелкой моторики рук;

- Развитие памяти, коммуникабельности, творческих способностей;

- Обучение приемам работы с бумагой;

- Получение навыка следования инструкциям, создания изделий из скомканной бумаги.

 - Развитие мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук, глазомера.  Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

Учебно - тематический план

№ п/п

Раздел. Тема.

Всего часов

Из них:

Теор.

Практ.

Контроль

1.

Раздел 1. Бумагопластика

19

1

17

1

1.1

Введение в тему

1

1

1.2

Бумажные комочки

1

1

1.3

Колобок

1

1

1.4

Воздушный шарик

1

1

1.5

Солнышко

1

1

1.6

Яблоки в корзине

1

1

1.7

Зайчик

1

1

1.8

Мышка

1

1

1.9

Шарики для новогодней ёлки

1

1

1.10

Воробей

1

1

1.11

Неваляшка

1

1

1.12

А у нашего двора снеговик стоял с утра

1

1

1.13

Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!

1

1

1.14

Пирамидка

1

1.15

Бабочка

1

1

1.16

Вышла курочка-хохлатка, с нею - желтые цыплятки

1

1

1.17

Божья коровка

1

1

1.18

Гусеница

1

1

1.19

Презентация детских работ

1

1

Итого:

19

1

17

1

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. Бумагопластика (19 часов) направлен на получение воспитанниками знаний и умений о правилах сминания и формирования из бумаги разных предметов.

1.1 занятие Введение в игровую среду. "Какая бывает бумага?" Существуют разные виды бумаги, из неё можно делать разные поделки.  Вызвать у детей интерес к поделкам из бумаги

1.2 занятие Знакомство детей с правилами сминания бумаги: «бумажные комочки". Знакомить детей с предметами круглой формы. Учить приёму сминания

1.3 занятие.  «Колобок». Выполнение поделки из одного шарика.  Дети работают с белой бумагой. Готовое изделие. Оформляют фломастерами, карандашами. Учить создавать образ из частей с последующим наклеиванием.

1.4 занятие. «Воздушный шарик». Выполнение поделки из одного шарика.  Используют разноцветную бумагу. Готовая поделка, иллюстрация воздушные шарики. Учить детей аккуратно сминать бумагу разной жесткости, разного размера и формы,

1.5 занятие. «Солнышко». Выполнение поделки из одного шарика, дополняя мелкими деталями. Иллюстрации, готовая поделка. Учить аккуратно наклеивать; (внутри контура).

1.6 занятие. «Яблоки в корзине». Выполнение поделки из одного шарика дополняют заготовками из геометрических фигур. Закрепить умение составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность

1.7 занятие.  «Зайчик». Выполнение поделки из двух шариков. Готовое изделие, заготовки для дополнения, иллюстрации по теме. Цветная бумага. Формировать умение детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определить форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная).

1.8 занятие. «Мышка». Выполнение поделки из двух шариков. Бумажные заготовки, готовая поделка. Закрепить умение детей составлять изображение по частям.

1.9 занятие. «Шарики для новогодней елки». Выполнение поделки из одного шарика. Готовая поделка, цветная бумага, иллюстрации по теме. Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера

1.10 занятие.  «Воробей». Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей. Готовая поделка, заготовки. Закрепить умение детей работать с бумагой: складывать фигурки круглой формы пополам и составлять из них композицию.

1.11 занятие. «Неваляшка» Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей. Цветная бумага. Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера

1.12 занятие. «А у нашего двора снеговик стоял с утра». Выполнение поделки из двух шариков с добавлением мелких деталей.  Иллюстрации по теме. Готовая поделка. Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Формировать умение сминать бумагу, дополнять поделку заготовками.

1.13 занятие. «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!». (светофор) Выполнение поделки из трех шариков. Готовая поделка.  Цветная бумага. Закрепить умение составлять поделку из нескольких цветов, уточнить значение цветов.

1.14 занятие. «Пирамидка». Выполнение поделки из нескольких шариков. Готовое изделие, цветная бумага. Продолжать учить скатывать бумагу в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов.

1.15 занятие: "Бабочка". Дети учатся аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к бумажному комку, создавать изображение бабочки.  Готовое изделие, цветная бумага. Игрушка-бабочка, иллюстрации бабочек.

1.16 занятие: «Вышла курочка-хохлатка, с нею - желтые цыплятки». Выполнение поделки из нескольких шариков, дополняя мелкими деталями, объединяя в один сюжет Готовое изделие, цветная бумага. Иллюстрации цыпленка. Закрепить умение изображать предметы из нескольких частей.

1.17 занятие. «Божья коровка» Учатся складывать круги разного размера пополам, а затем выкладывать приготовленные детали на бумажный ком в определенной последовательности, составляя задуманный воспитателем предмет, и наклеивать полученные фигуры на бумагу.  Готовое изделие, цветная бумага, муляж лягушки.

1.18 занятие. "Гусеница". Учатся предварительно выкладывать на листе бумаги детали одинаковой величины, раскладывать их в определенной последовательности, а затем приклеивать полученное изображение друг к другу Иллюстрации по теме. Цветная бумага, готовая поделка.

1.19 занятие. "Выставка детских работ". Дети рассказывают, что они научились делать.

Литература

1.  Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.

2.  Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.

3.   Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003, №1

4.   Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое

общество России, 2007.

5.   Боготеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». – М.: Мозаика, 2010.

 6.  Мусиенко С. «Оригами в детском саду». – Спб.: Нева, 2006

 7.  Просова Н. А. «Оригами для малышей от 2 до 5 лет». – М.: Мозаика, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).

Пояснительная запискаМир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути  ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  с...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Рабочая программа кружка по ручному труду " Волшебный мир оригами"

Цель программы - Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами....

Рабочая программа кружка "Волшебный комочек" (художественно-эстетическое направление)

Пояснительная запискаОбразовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию тво...

Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» по пластилинографии младшей группы

Рабочая программа кружка«Волшебные комочки» по пластилинографии младшей группы...

Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» младшей группы

В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в ча...