Электронный конструктор "Знаток" как средство развития технических способностей у детей старшего дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мельник Юлия Геннадьевна

Статья Электронный конструктор "Знаток" как средство развития технических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каракозова Наталья Юрьевна,

заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, к.п.н.

Мельник Юлия Геннадьевна,

воспитатель,

МАОУ ДС 80 «Песенка», г.о. Тольятти, Самарская область

Электронный конструктор "Знаток" как средство развития технических способностей у детей старшего дошкольного возраста

В современном мире развитие научных инновационных технологий все больше предъявляет требований к высококвалифицированным специалистам. А вырастить такого специалиста возможно только при условии, если начинать работу по развитию технических способностей с детства. Ведь в дошкольном возрасте закладывается основа знаний и умений ребенка. С самого раннего возраста дети уже знакомы с предметами технического прогресса, телефон, компьютер, планшет, их представления о техническом мире расширяются с каждым днем, ребенок начинает задумываться, как передается звук, каким способом распространяется сигнал и как передается изображение, таким образом, расширяется предметный и информационный мир дошкольника. Поэтому появляется необходимость преобразования технической информации в предстоящее развитие ребенка, формировании технических способностей у дошкольников.

Развитие технических способностей у старших дошкольников непосредственно связаны с развитием инженерного и пространственного мышлений. Одним из способов развития у дошкольников технических способностей является конструирование, оно предполагает разработку модели, ее воспроизведение из разнообразных частей конструктора и элементов [1].

А.Р. Лурия считал, что конструктивная деятельность оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Утверждая, что, «упражнения в конструировании существенно влияют на развитие ребенка, радикально меняют характер конструктивной деятельности» [4].

У старших дошкольников, вовлеченных в конструирование, активизируется мыслительно-речевая деятельность, развиваются конструкторские и творческие способности, развивается техническое мышление и технические способности и воображение, тем самым уровень познавательной активности возрастает. Конструирование является не только доступным для детей видом деятельности, но и результативным средством всеобщего развития. В процессе конструирования формируются умения производить анализ своих действий, сравнение, самостоятельность в процессе поиска новых способов создания задуманной модели, эффективно развивается воображение, образное мышление, креативность [3].

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

Электронный конструктор «Знаток» – это игра, тесно соединяющая представления о физическом мире, удовольствие и практическую полезность. Собирая те или иные электрические цепи, дошкольник быстро усваивает большое количество знаний и практических навыков по электронным схемами и с удовольствием знакомиться с удивительным миром электроники [4].

Конструктор дает возможность детям путем проведения опытов понять принципы работы с электроникой, ее особенности и закономерности. Раскрывает начальные азы в познании физики, важность соблюдения ее законов, только при учете этих условий для дошкольника появляется возможность правильной сборке схем и их запуска.

«Знаток» поможет наглядно выяснить, почему лампочка светит, что приводит в действие вентилятор, за счет чего срабатывает охранная сигнализация, как запускается электродвигатель, что лежит в основе работы фонарика. В наборах много вертящихся, издающих звуки, светящихся элементов [5].

Этот конструктор имеет яркие детали, они безопасны в использовании, процесс создания простых приборов (будильник, сигнализация, вентилятор) очень увлекателен для дошкольников. Использование конструктора «Знаток» развивает у детей внимание, логику и усидчивость [1].

Целесообразность применения конструктора в образовательной деятельности со старшими дошкольниками обусловлена развитием технических способностей дошкольников через его практическое использование. Методические разработки для работы с конструктором, включающие в себя задания на развитие наблюдательности, внимания, технического мышления, возможности разработки новых вариантов сборки схем способствуют для достижения наилучших результатов в развитии технических способностей у детей.

Сборка схем происходит на специальной платформе с выступами для крепления деталей конструктора, с помощью специальных проводов с соединительными клеймами. Предлагаемые электросхемы носят не только познавательный характер, но и пригодны для практического использования. В схемах используется ручное, магнитное, световое, водяное, звуковое, электрическое, а также сенсорное управление. Собрав электрическую схему, можно получить акустический, оптический или электрический выходной сигнал. Конструктор содержит все необходимое, чтобы заинтересовать ребенка. Даже если ребенок при сборке делает ошибку, и схема не функционирует, то это дает тоже определенный опыт в освоении электроники, неудача при сборке дает возможность понять простые законы физики.

Выполняя сборку электросхем, дошкольник собирает разнообразные интересные устройства: лампу с изменяемой яркостью, светомузыкальный дверной звонок, музыкальный дверной звонок управляемый водой, светодиод, включаемый звуком с выдержкой времени, сигналы полицейской машины со световым сопровождением.

Используя на занятиях дидактические игры по безопасности работы с электроникой, «Найди лишнюю деталь в сборке», игры на соотнесение разных видов схем, в которых детям предлагаются картинки со схемами «Знаток» и схемами использующимся в физике, «Найди и подбери электронную схему для сборки заданного объекта», дидактические упражнения на развитие технической логики и технического мышления, участие детей в инженерных проектах «Что такое светодиод?», «Какие бывают лампочки?», «Батарейки – наши маленькие носители энергии», создание альбомов «Электрические приборы», «Какие бываю фонари?», педагог повышает уровень усвоения детьми начальных знаний законов физики, принципы работы с электронными компонентами, правил технической безопасности, нормы поведения при совместном техническом творчестве со сверстниками [5].

Квалифицированная интеграция педагогом различных методов и приемов на занятиях с конструктором «Знаток» дает возможность старшим дошкольникам осваивать представления о многообразии электрических явлений в природе, овладеть исследовательскими умениями, приобрести навыки проведения опытов, умения описывать полученные результаты, формулировать свои выводы.

Использование словесного, наглядного, практического, игрового и видео-методов и приемов способствует более эффективному усвоению старшими дошкольниками максимального объема познавательных знаний, приобретению практических умений и навыков, развитию технических способностей при освоении новых схем, разработке новых и их качественной сборке.

В процессе работы с конструктором у детей развивается интерес к изучению электрических явлений, интеллектуальные и технические способности в процессе решения познавательных задач, формируются навыки технического творчества. Воспитывается интерес к профессиям, связанным с электроникой и профессиям, направленным на техническое творчество и изобретательность. Дошкольник приобретает способность к применению полученных представлений и решению практических задач в повседневной жизни, безопасное обращение с электрическими приборами. Приобщается к научным ценностям и достижениям современной техники.

Контрольное исследование показало, что использование электронного конструктора «Знаток» в работе со старшими дошкольниками, дает положительные результаты, повысилось количество детей с высоким и средним уровнем развития технических способностей. Содержание работы с электронным конструктором «Знаток» рекомендуется использовать педагогам в дальнейшей работе с детьми 6-7 лет.

Таким образом, использование электронного конструктора «Знаток» может стать эффективным средством для развития технических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Бахметьев А.А. Книга 1/ Электронный конструктор Знаток. Практические занятия. Текст, макет, 2004. 46 с.
  2. Емельянова И.Е., Елпанова Н.П. Развитие технических способностей детей дошкольного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. № 4, 2014.86 с.
  3. Крюк В. Г. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике / В. Г. Крюк, И. С. Казаков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3), 45 с.
  4. Пономарева Л.А. Конструирование как способ развития технических способностей у детей старшего дошкольного возраста/ Л.А. Пономарева. – М.: ПУ Первое сентября, 2008. 80 с.
  5. Мельник Ю.Г Развитие технических способностей у детей 6-7 лет посредством электронного конструктора «Знаток»/ ВКР Бакалаврская работа – Тольятти ТГУ, 2023.17 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования....

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....