Современные технологии работы с дошкольниками на примере робототехнического модуля "ТЕХНОЛАБ"
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Методический материал для работы с дошкольниками старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_st_i_podg_grupp.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Ермишкина С.В . г. Москва г. Троицк 2019 г. Сообщение на городском методическом объединении воспитателей старших и подготовительных групп Современные технологии работы с дошкольниками на примере образовательного робототехнического модуля «ТЕХНОЛАБ»

Слайд 2

Мировые тенденции развития инженерного образования свидетельствуют о глобальном внедрении информационных технологий в образовательный процесс. Робототехника является перспективной областью для применения образовательных методик в процессе обучения за счет объединения в себе различных инженерных и естественно-научных дисциплин. В результате такого подхода наблюдается рост эффективности восприятия информации воспитанниками за счет подкрепления изучаемых теоретических материалов экспериментом. Образовательный робототехнический модуль «Предварительный уровень» предназначен для наглядного изучения робототехники на примере эксперимента, который можно без особого труда выполнить в рамках индивидуальных или групповых занятий. На базе данного модуля можно сконструировать простейшие модели роботов, приводимых в движение с помощью приводов и различных передач. Процесс сборки роботов увлекателен и информативен, способствует росту любознательности, развития моторики, наблюдательности, внимательности и усидчивости.

Слайд 3

Входит в программно-методический комплекс дошкольного образования «ДОШКОЛКА.РУ»

Слайд 4

Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Образовательный роботехнический конструктор нового поколения рекомендуется использовать для качественного решения данной задачи. Целью работы по данной методике является обучение дошкольников техническому конструированию, развитие творчества. Методическое пособие включает в себя рекомендации по трем разделам: «Методика проведения занятий», «Диагностика развития детей при работе с конструктором», «Занятия с детьми». В «Методике проведения занятий» описаны структурные единицы развития дошкольника по пяти образовательным областям ФГОС ДОО, требования к организации воспитательно-образовательного процесса, формы организации обучения дошкольников объемному конструированию, методика организации занятий, задания для конструирования на плоскости, задания для организации занятий по математике с использованием конструктора, задания на развитие восприятия цвета и формы.

Слайд 5

Целью образовательной деятельности является удовлетворение естественного любопытства и любознательности детей, их потребности в игре и новых впечатлениях, желании работать руками, стремлении познавать окружающий мир, свойства предметов и их взаимодействие в динамике. Все это необходимо для решения задач ФГОС ДОО по познавательному развитию воспитанников, развитию любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению познания, развитию воображения и творческой активности. Дети, как правило, активно участвуют в исследовательской, экспериментальной, поисково-познавательной деятельности, которая перетекает в игровую и наоборот. В процессе этой деятельности формируются необходимые способы действия, отношения между собой и со взрослыми, расширяется кругозор. Особый интерес представляет создание творческих моделей роботов различного назначения. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации.

Слайд 6

Конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является основной детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у занимающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Слайд 7

Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Слайд 8

Главная цель таких занятий - научить детей наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать, экспериментировать и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми. При системном использовании образовательного конструктора происходит развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Образовательный конструктор позволяет охватывать определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): Социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения при работе с конструктором.

Слайд 9

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целого, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Речевое развитие включает обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности: развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Слайд 10

Формы организации обучения дошкольников объемному конструированию Конструирование по образцу . Планируемые результаты : Узнать о свойствах деталей строительного материала; Овладеть техникой возведения построек (научиться выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия); научиться определять в любом предмете основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять отдельные детали в этих частях; Создать предпосылки для формирования умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций; Достижение самостоятельности деятельности дошкольника по подбору и целесообразному использованию деталей; Развитие пространственного мышления.

Слайд 11

Конструирование по модели . В качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами, предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой.. Это достаточно эффективное средство активизации мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие элементы с тем, чтобы воспроизвести ее в своей конструкции. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Планируемые результаты: Формирование умения мысленно разбирать модель на составные элементы; Развитие аналитического и образного мышления.

Слайд 12

Конструирование по условиям. Без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкцию по заданным условиям, подчеркивающим ее практическое значение. Основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Планируемые результаты: Научить анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры; Научить усваивать зависимость структуры конструкции от ее практического назначения, ставить перед собой задачу.

Слайд 13

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Наиболее успешно реализуется моделирующий характер деятельности. Детей сначала обучают строить простые схемы-чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам-схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов. Планируемые результаты: Развитие образного мышления и познавательных способностей (строить и применять внешние модели «второго порядка»)

Слайд 14

Конструирование по замыслу Для этого необходимо формировать у детей обобщенные представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщенными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям. Т. е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно использовать навыки, полученные ранее. Планируемые результаты: Развитие самостоятельности дошкольника; Создание замысла будущей конструкции и его осуществление.

Слайд 15

Конструирование по теме На основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – закреплять знания и умения детей. Планируемые результаты: Развитие самостоятельности дошкольника; Создание замысла будущей конструкции по определенной теме и его осуществление.

Слайд 16

Каркасное конструирование Первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействия); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Каркасное конструирование требует специального материала. Планируемые результаты : Формирование воображения дошкольника; Формирование обобщенных способов конструирования; Формирование образного мышления.

Слайд 22

Занятие 9 . Собираем белку. Задачи обучения и развития детей. Образовательные : обучение сравнению обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах (белка) функционально идентичных частей; расширение кругозора, уточнение представлений о животном и его повадках. Коррекционно-развивающие: развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления. Воспитательные : формирование навыков коллективной работы. Здоровьесберегающие : снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук. Продукт: белка. Необходимый материал и инструменты : мультимедиасистема, детали для конструирования по технологической карте №9.

Слайд 23

Детали конструктора на одного ребенка для моделирования белки:

Слайд 31

Каждая тема может быть рассчитана как на одно занятие, так и на несколько. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Методика может быть применена в дополнение к любой основной программе для конкретного дошкольного учреждения. Методика доступна для работы с детьми с индивидуальными особенностями и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данное методическое пособие создано в соответствии с ФГОС ДОО. Авторы учли достижения инновационной практики, а также результаты научных исследований в области детского технического конструирования. Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"

В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. ( НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ).

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ....

Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

Опыт работы по теме: «Интерактивный пол как современная технология всестороннего развития дошкольников»

laquo;Интерактивный пол  как современная технология всестороннего развития дошкольников».Современное поколение, растущее в эпоху IT, уже с малых лет "на ты" со всевозможной техни...