«Развитие речи, посредством игр-головоломок с детьми дошкольного возраста с ТНР».
консультация по конструированию, ручному труду

Коваль Елена Владимировна

Использование игр-головоломок в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря. В результате применения игр-головоломок ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Целенаправленная система работы по речевому развитию  дошкольников с тяжёлыми  нарушениями речи посредством игр-головоломок способствует общему         развитию  дошкольников, формирует их личностные качества. У дошкольника с ТНР развиваются все компоненты речи, развиваются внимание, мышление, фантазия. Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети закрепляют разнообразный речевой материал, а также автоматизируют поставленные звуки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи,

посредством  игр-головоломок

 с детьми

дошкольного возраста с ТНР».

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и  всех основных психических процессов. Поиск формы обучения говорит о том, что  обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод  использования игр-головоломок. Опыт направлен на решение данной проблемы в условиях организации образовательного процесса по содержанию образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Целью педагогической деятельности в данном направлении является речевое развитие среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр-головоломок.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

Создать условия, стимулирующие практическую, игровую и познавательную деятельность дошкольников.

Раскрыть роль метода игр-головоломок в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Разработать систему работы  по развитию речи среднего дошкольников посредством использования игр-головоломок

Развивать артикуляционную моторику детей.

Формировать лексико-грамматическую структуру речи.

Развивать связную речь детей.

Выявить эффективность системы работы.

Использование метода игр-головоломок в работе с детьми среднего дошкольного возраста позволит:

Развить творческие способности детей, мышление, коммуникативные навыки;

- Закрепить и обобщить материал по лексической теме;

Сформировать умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;

Развить связную речь.

Нашему дошкольному учреждению в сентябре 2022 г. был присвоен статус «Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Образовательный модуль «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников». Реализация проекта осуществляется в виде смарт-тренинга – это метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

Наши Педагоги прошли обучение. После прошедшего семинара родители поддержали и стали не только единомышленниками, а активными участниками образовательного процесса.

И все  с воодушевлением и энтузиазмом принялись за работу. Я разработала календарный план работы с детьми, родители  приобрели набор « Мир-головоломок», автор-составитель Ирина Ивановна Казунина,  в который входят:

  -Игра-головоломка» Слагалица»

  -Игра-головоломка «Складушки»

  -Игра-головоломка «Репка»

  -Игра-головоломка «Гала-Куб»

  -Игра-головоломка «Осенний кубик»

  -Карточки к играм –головоломкам

   -Игры-лабиринты.

Родители  помогли размножить (распечатать карточки), заламинировать, также приобрели на подгруппу детей несколько других видов головоломок, такие как умная головоломка, тетрис, Танграм, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера головоломка квадраты Никитина, «Чудесный круг». Так в нашей группе появились центр МИР-головоломок.

Смарт-тренинг для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК».

В группе состоялся мастер-класс для родителей  по ознакомлению с игровым набором «Мир головоломок», где они могли выполнить задания и убедиться, что это увлекательно, иногда сложно, но однозначно полезно для развития логического мышления ребенка.  

Игры –головоломки я стараюсь использовать  в образовательной деятельности при изучении различных лексических тем таких , как «Животные», «Насекомые», «Птицы». «Космос» и т.д.  Дети собирают ту или иную фигуру животного, насекомого или птицы, а затем, на основе приобретенных знаний, составляют рассказ, отвечая на вопросы: Кто это: животное, птица или насекомое? Где обитает? Чем питается? Какие привычки или повадки имеет? Тем самым активизируют знания детей об окружающем, расширяют  качественный словарь, развивают  зрительное восприятие, память, внимание.

Игровые упражнения:

-«Назови ласково» (предмет или его части – котик, головка, ушко) (совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами).

-«Сосчитай до 5» (1 котенок, 2 котенка, 5 котят); (совершенствовать навык согласования числительных с существительными. Упражнять детей в счете).

-«Назови слова-действия» (Что делает котик? Бежит, сидит,);

-«Кого нет?» (кота, собаки и т.д) Продолжать формировать умение образовывать существительные родительного падежа

- «Назови слова-признаки» (Какая лиса? –красивая, хитрая, шустрая); (Продолжать развивать умение подбирать слова-признаки  к существительным (заяц, еж, лиса …). Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными

- И/упр. «Кто, где живет?» (Медведь живет в берлоге) (Обогащать словарь детей названиями жилищ насекомых, животных и т.д.. Закрепить навык употребления предложно-падежных конструкций с предлогом

- «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов: длинный-короткий, добрый - злой),

-У кого кто есть( У козы —козленок,) ( упражнять в словообразовании, закреплять названия животных, детенышей).

-И/упр.  «Один - много» (машинка - машинки, кукла, мяч, кубик, кораблик, лошадка, игрушка) (обогатить словарный запас детей существительными множественного числа на лексическую тему «Домашние животные».)

-И/упр. «Мой, моя» (мяч – мой мяч, кукла, ракета, машинка, зайчик, кубик) (Упражнять  в  согласовании притяжательных  местоимений  «мой - моя»  с  существительными)

Стихотворение «Мячик»
Мой веселый мячик.
Прыгает и скачет:
Прыг-скок - в уголок.
А потом обратно.

Загадка:

Дышит дымом, дышит паром,
С жаром!
А зовётся…

Ответ (Самоваром)

Чистоговорка: СА – СА – СА - рыжая лиса    

Одним из важных этапов для обогащения словаря в играх –головоломках  является— подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой материал к схемам для игр-головоломок подбирается так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку и отдых.

Также дети вспоминают сказки, где им особенно запомнился образ того или иного героя и рассказывают  ее. Например, после театрализации русской народной сказки «Репка », мы с детьми собрали фигуры героев этой сказки. При помощи шаблонов дети собрали фигуры персонажей и снова окунулись в мир этой сказки, проговаривая реплики героев.

В детском саду, дети делятся своими достижениями в решении игр- головоломок рассказывают друг другу, какие они фигуры научились собирать, показывают варианты составления той или иной фигуры. Теперь дети стали еще и соревноваться, кто быстрее соберет ту или иную фигуру. По мере того, как дети постепенно увлеклись играми -головоломками я отметила, что дети приобрели навыки усидчивости, так как, чтобы собрать ту или иную фигуру, требуется определенное время. Также дети стали концентрироваться на деталях: стали внимательнее, логически мыслить и научились соблюдать определенные правила. Игры-головоломки способствует не только развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей, но и речи детей дошкольного возраста.

Одна из разновидностей головоломок -игры-лабиринты – это  эффективное средство для развития речи, пространственно-образного мышления, которое         интересно  для детей.

Ребенок может двигать по листу пальцем либо вести линию маркером. Поддержка детской инициативы и самостоятельности проявляется в том, что дошкольники не только проходят готовые лабиринты, но и сами их придумывают.

Я включаю данный вид игр в индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую работу по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ТНР.

 При использовании игр-лабиринтов в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР можно        отметить ряд положительных моментов:

  • осваивают правильное понимание и использование предлогов, сложных речевых конструкций отмечается повышение познавательной активности.
  • наблюдаются качественные положительные изменения в структуре восприятия воспитанников;
  • улучшаются показатели        свойств внимания, мышления,        речи,        зрительно-моторной        

координации, практических навыков;

  • формируется внутренний самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца, анализировать свои результаты;
  • формируется умение работать с планами, схемами
  • овладевают навыками самостоятельной творческой работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»С использован...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) . Тема «Лес – крас

Цель: формирование ответственного отношения к природе: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года. Задачи:Образовательные: расширить представление дете...

«Речевое развитие детей младшего возраста» «Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста «Гномики»

Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему -  низкий уровень речевой активности детей.В своей работе по...