Развитие творческих способностей дошкольников с помощью конструкторского клуба «Построй свой мир».
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Игонина Анастасия Александровна

Развитие творческих способностей дошкольников с помощью конструкторского клуба "Построй свой мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_igonina_.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

 Игонина Анастасия Александровна

Воспитатель МБДОУ д/с № 24

Тема: Развитие творческих способностей дошкольников с помощью конструкторского клуба  «Построй свой мир».

1.        Проблема, на решение которой направлена образовательная практика

В современном обществе поддержка и развитие индивидуальных особенностей предполагает создание условий для раскрытия потенциальных творческих возможностей каждого ребёнка.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Техническое конструирование выступает средством развития творческих способностей, фантазии детей дошкольного возраста. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, проявления индивидуальности, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи технического конструирования актуальным.

Эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно техническое конструирование. Ребенок может создавать множество разнообразных сюжетов, легко меняя замысел, «проигрывать» на разнообразные истории. Создаются условия для пробуждения фантазии ребенка, его воображения, создания неповторимых художественных образов. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

Наблюдая за детьми старшей группы на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень индивидуальности, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения.

Это означает, что необходима специальная педагогическая работа, направленная на развитие технического творчества дошкольников, чтобы каждый ребенок мог стать творцом.

2.        Цели, ключевые задачи

Цель образовательной практики: развитие творческих способностей дошкольников с помощью конструкторского клуба  «Построй свой мир».

Задачи:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

4.Повысить способность анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы путем логических рассуждений при конструировании;

5.Совершенствовать умениятворчески подходить к решению задач и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения.

3. Суть образовательной практики

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Суть практики заключается в организации работы клуба «Построй свой мир» с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие конструкторских способностей на основе LEGO – конструирования в LEGO-центре.

4.Средства (методы, формы, способы) реализации практики

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 25 – 30 минут.

Структура занятия:

1.        Вводная часть (настрой на совместную работу, развитие навыков логического мышления: совершенствование навыков классификации, обучение анализу логических закономерностей, активизации памяти и внимания, ознакомление с множествами и принципами симметрии, развитие комбинаторных способностей, закрепление навыков ориентирования в пространстве, обогащение словаря);

2.        Основная часть (собственно конструирование и развитие способностей к наглядному моделированию). Её основу составляет развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функции, части, устанавливать связь между их назначением и строением, стимулирование конструктивного воображения при создании постройки, формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога, развитие речи и коммуникативных способностей).

3.        Завершающая часть (рефлексия, создание и закрепление у каждого участника эмоционально – положительного чувства от работы на занятии, подведение итогов и оценка достижений через обыгрывание построек, выставка работ). Чередование и сменяемость видов деятельности, смена места действия и положения (сидя, стоя) позволяют активизировать мыслительную деятельность.

Формы конструирования:

- Конструирование по образцу (Ф.Фребель)

- Конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия)

- Конструирование по условиям (Н.Н. Поддъяков)

- Конструирование по простейшим чертежам, наглядным схемам (С.Леона Лоренсо, В.В. Холмовской)

- Конструирование по замыслу.

- Конструирование по теме.

Методы, приёмы и средства обучения дошкольников техническому конструированию.

1.        Информационно – рецептивный (объяснительно – иллюстративный) (знакомство, рассказ, экскурсия, чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации, инструктаж, объяснение.) Достигает своей цели в результате предъявления готовой информации, объяснения, иллюстрирование словами, изображением, действиями.

2.        Репродуктивный или метод организации воспроизведения способов деятельности. Метод осуществляется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач (сборка моделей, конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами, проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыт с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки).

3.        Метод проблемного обучения формирует творческий потенциал дошкольников. Он осуществляется через проблемное изложение.

4.        Частично – поисковый (эвристический) метод. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задание на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблем, планируют шаги решения, руководит деятельностью обучающегося, создаёт промежуточные проблемные ситуации. Дошкольник осмысливает условия, самостоятельно решает часть задач, осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению.

5.        Исследовательский метод. Педагог составляет и предъявляет воспитанникам проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Дошкольник воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности.

Таблица 1

План

Месяц

Тема

Цель/задачи

Октябрь

1 неделя

«В гостях у ЛЕГО»

-повторение правил поведения в LEGO -клубе. Техника безопасности:

-Закрепление название деталей

-д/и «Разложи детали по местам»

Цель: закрепление названий деталей конструктора LEGO

-д/и «Таинственный мешочек»

Цель: обучение детей умению разгадывать детали конструктора на ощупь.

2 неделя

«А у нас во дворе»

-закреплять полученные навыки;

-учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки;

-учить работать в парах, создавая единый проект;

-развивать творческую инициативность

3 неделя

«Лего – мозаика»

-познакомить с пластинами – основаниями, с плоскими LEGO – деталями, разделителем LEGO- деталей;

-закреплять умение работать по схеме;

-закреплять состав числа;

-развивать мелкую моторику;

-развивать образное внимание, умение концентрировать внимание.

4 неделя

«Разные домики»

-познакомить с архитектурой домов в разные годы;

-обсудить строительные материалы для постройки домов;

-познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши;

-учить строить домики разной величины и длины;

-развивать способность анализировать, делать выводы.

Ноябрь

1 неделя

«Беседка»

-закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны);

-учить строить беседку.

2 неделя

LEGO-мозаика

«Избушка на курьих ножках»

-продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей;

-закрепить состав числа;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать внимание, усидчивость;

-учить работать четко и быстро, не допуская ошибок.

3 неделя

Конструирование по замыслу

-закреплять полученные навыки в прошлом году;

-учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

-развивать творческую инициативность и самостоятельность.

4 неделя

«Домашние животные» (собака, кошка, овца)

-вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В.Степанова: «Кошка», «Барашек»;

-закреплять знания о домашних животных по образцу и схеме;

-учить работать парами.

Декабрь

1 неделя

Конструирование по замыслу

-закреплять полученные навыки;

-учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

- закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей;

-учить конструировать животных по образцу и схеме;

- продолжать учить работать парами.

2 неделя

«Елка новогодняя»

-познакомить с традициями празднования Нового года в России;

-закрепить знания о хвойных деревьях;

-познакомить с разными способами сборки LEGO-елка из конструктора LEGO-«Дупло»;

-создать праздничное настроение, предновогоднее настроение.

3 неделя

«Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости»

-продолжать знакомить с символами Нового года в России;

-учить строить Деда Мороза и Снегурочку из конструктора LEGO – «Дупло»;

-создать праздничное, предновогоднее настроение

Январь

1 неделя

«Водный транспорт»

-закреплять знания о водном транспорте;

-учить выделять постройки ее функциональные части (борт, корма, нос, капитанский мостик, трубы);

-совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части;

-обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт».

2 неделя

Конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели)

-учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу.

3 неделя

Светофор, регулировщик

-познакомить с профессией регулировщик;

-закреплять знания о светофоре;

Развивать творческую инициативность и самостоятельность.

Февраль

1 неделя

«Самолет»

-закреплять знания о воздушном транспорте;

-познакомить с профессией летчик;

-учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO

2 неделя

«Аквариум»

-познакомить с обитателями аквариума;

-учить конструировать аквариум;

-учить конструировать рыб из конструктора LEGO;

-развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук;

-развивать усидчивость.

3 неделя

LEGO-мозаика «Танк в подарок папе»

-познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля;

-рассказать о защитниках нашего Отечества;

-воспитывать патриотизм и любовь к Родине;

-закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину.

4 неделя

Мозаика «Бабочка»

-закрепить знания о насекомых;

-рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок;

-учить конструировать симметричный рисунок.

Март

1 неделя

«Цветок для мамы»

-познакомить с историей возникновения Международного женского дня;

-воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке;

-учить конструировать по условиям.

2 неделя

Конструирование по замыслу

-Закреплять полученные навыки;

-Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки,

называть ее тему, давать общее описание;

-Развивать творческую инициативность и самостоятельность.

3 неделя

«Моя улица»

-Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;

-развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;

-закрепить навык скрепления.

4 неделя

«Животные на ферме»

-закреплять знания о домашних животных;

-учить анализировать образец, выделять основные части животных;

-развивать конструктивное воображение детей;

 -продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов.

Апрель

1 неделя

«Мы построим новый дом»

-учить самостоятельному конструированию модели дома;

-закрепить знания о строении дома;

-знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков LEGO.

2 неделя

«Космическая ракета к взлету готова»

-познакомить с первым космонавтом нашей страны;

-познакомить с профессией космонавта;

-рассказать о космосе и о планетах;

-учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме.

3 неделя

Конструирование по замыслу «Азбука безопасности»

-повторить правила дорожного движения;

-закрепить умения строить разные виды городского транспорта;

-учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;

-развивать творческую инициативу и самостоятельность.

4 неделя

«Пожарная часть»

-рассказать о профессии пожарного;

-учить строить пожарную машину и пожарную часть;

-выучить телефон пожарной части;

Проговорить правила поведения при пожаре.

Май

1 неделя

Коллективный проект «Парад Победы»

-познакомить с историей праздника 9 мая;

-учить конструировать военные машины по схеме;

-конструирование площади для парада по условиям;

-закреплять умение работать в команде;

-воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны.

2 неделя

Заключительное занятие

-подготовить LEGO -кабинет к новому учебному году;

-рассматривание альбома фотографий с постройками;

-подведение итогов за учебный год.

                                                                                                                                 Таблица 2

Образец

Шаги развития

Имя, фамилия ребёнка

Паша Д.

Андрей К.

Алиса П.

Артемий Т.

Соня Б.

Паша И.

Слава К.

Паша Ю.

Чётко формулирует свои желания, интересы

Стремится действовать самостоятельно без помощи взрослого

+

-

+

Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий

Проявляет старательность при выполнении своей работы

+

-

Проявляет готовность оказать помощь

Проявляет способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе

-

Проявляет инициативу и самостоятельность в процессе деятельности

+

Понимает разные значения многозначных слов

+

Может вести диалог

Конструирует объекты из различных материалов с элементами изобретательства

+

-

+ - выполняет;        - - не выполняет;     + -  - не всегда выполняет

5. Результаты, на которые направлена практика

1. У детей сформирована познавательная и исследовательская деятельность

2.У детей повысится интерес к моделированию и конструированию;

3. Повысится способность анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы путем логических рассуждений;

4. Дети смогут творчески подходить к решению задач и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения.

6. Способы (средства/ инструменты) измерения результатов образовательной практики

Измерение результатов осуществляется с помощью наблюдений.

Нами разработана карта наблюдения за развитием технического творчества дошкольников на основе карт развития по программе «Вдохновение».

7. Проблемы, трудности в реализации практики

- мало конструкторов разных размеров и видов

-большое количество присутствующих одновременно на площадке

- в условиях нашего детского сада размер помещения не позволяет располагать большие постройки

8.Рекомендации

-одновременное присутствие в LEGO - клубе не более 8 детей

- приобщение родителей

- использование помещения большой площади


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников при помощи этюдов и игровых упражнений»

Для развития творческих способностей необходимо формировать у ребенка позицию активного участника, исполнителя - создателя результатов своего творчества.Предлагаю комплекс этюдов и игровых упражнений ...

Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"

А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сн...

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования".

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования"....

Развитие творческих способностей дошкольников с помощью оригами

Техника оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей. Понять оригами, значит создать настоящие произведения. Учить ребенка смотрет...