Развитие творческих способностей дошкольников c помощью нетрадиционных техник рисования
материал по рисованию (старшая группа) на тему

Рыбкина Ольга Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oa_rybkina_mmo.docx147.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Сообщение на ММО воспитателей старших и подготовительных к школе групп

«Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования»

Подготовила воспитатель

разновозрастной группы
Рыбкина Ольга Алексеевна

г. Москва, г. Троицк
30 ноября 2017 года

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности важно использовать всевозможные способы рисования, в том числе нетрадиционные.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.

Давайте рассмотрим положительные моменты нетрадиционного рисования:

- Ребенок учится работать с разными материалами.

- Ощупывая материалы и фактуру, он развивает мелкую моторику.

- В процессе работы ребенок знакомиться с объектом, фактурой, пространством.

- Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.

- Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

- Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрее обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить работу.

- Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

Первая техника, с которой мы знакомим детей  - это рисование пальчиками и ладошкой. Рисунок получается очень быстро, а это крайне важно в работе с маленькими детьми. Ребенок обмакивает ладошку в краску и делает отпечаток на бумаге. А дальше просим пофантазировать. На что это похоже? Может животное, рыбка или цветок? Чтобы получился законченный образ, нужно недостающие детали нарисовать пальчиками.

Штампы тоже используем с детьми младшего возраста. Штампы изготавливаем из яблока, картофеля, пробок. Мы берем металлические формы для выпечки печенья, продавливаем форму в картофель, лишнее обрезаем. Техника простая – макаем штампы в краску, делаем отпечаток на бумаге. Осенью и зимой рисуем отпечатки листьев. Ребенок все может сделать самостоятельно: выбирает понравившийся листочек, красит его краской и прижимает к бумаге. Красивые отпечатки получаются от листьев пекинской капусты.

Рисование поролоном.

Для творческих работ с детьми хорошо подходит поролон. Можно взять кусочек поролона, закрепить зажимом для бумаги, чтобы не испачкать пальцы и делать отпечатки. Так мы рисуем пушистых зверюшек, домашних животных, листву деревьев.

Рисование жесткой кистью.

Эту технику использует для рисования колючих и ворсистых предметов, а также при рисовании животных. Но можно нарисовать елочку.

Со старшими детьми рисуем акварелью по мокрой бумаге. Это посложнее. Смачиваем лист водой или толстой кистью, или поролоном. Набираем акварельной краски на кисть и рисуем. Эту технику используем для рисования фонов.

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Эту технику используем очень часто. Рисуем восковыми мелками на белом листе, а затем покрываем весь лист акварелью. Получаются довольно интересные рисунки. Можно использовать бесцветную свечу, но эта техника имеет свою сложность, ведь нанесенные линии не видны на белой бумаге.

«Кляксография» и «набрызг».

В технике «кляксография» дети набирают краску, обычно гуашь, можно использовать и тушь, в хаотичном порядке брызгают на бумагу, затем пытаются понять,  на что это похоже. Детали дорисовывают красками или карандашами. Используем с детьми технику «кляксография» с трубочкой. Наносим на бумагу кляксу и раздуваем ее с помощью трубочки для коктейля. Детали можно дорисовать красками и кистью. Хорошо этой техникой получается рисовать замысловатые стволы деревьев, ветки. «Кляксография» с трубочкой не только интересное занятие - , но и полезное, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование с выдуванием через трубочку укрепляет здоровье, силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Техника «набрызг» похожа. Брызги делаем с помощью зубной щетки и линейки. Можно применять зубную щетку вместо кисточки. Рисунки получаются объемными, с красивой фактурой. Важно щетку не сильно смачивать.

Применяем с детьми технику «монотипия». На одну половинку листа наносим рисунок, складываем лист пополам и получаем новый рисунок. Этим методом лучше получаются симметричные предметы, например, бабочка.

Интересна для детей техника рисования солью. Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, остатки соли нужно стряхнуть. На их месте останутся светлые пятнышки.

Пуантилизм. Точечная живопись. В детском саду мы применяем эту технику, используя ватные палочки. Ватные палочки прекрасно подходят для использования  в качестве «орудия труда» маленьких художников. Такие творческие занятия способствуют не только развитию мелкой моторики и творческой фантазии, но и успокоению, расслаблению ребенка, развитию его усидчивости, терпения, концентрации внимания.

Хотелось бы еще остановиться на технике пластилинография. Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки и представляет собой рисование пластилином на какой – либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются рельефными. Пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей – бисера, бусинок, бросового и природного материала. Чем интересна и полезна пластилинография? В процессе работы развиваются такие психологические процессы, как внимание, память, логическое мышление и воображение. Пластилинография  - достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца. Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику – происходит подготовка детской руки к письму.

Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса и творческих способностей детей дошкольного возраста. Дети научатся нетрадиционным техникам работы с пластилином

 - размазывание пластилина,

 - катание шариков из пластилина,

 - выкладывание картин пластилиновыми шариками,

 - рисование полосками пластилина,

 - рисование полосками по контуру,

 - рисование мазками.

Знакомим с пластилинографией детей с младшего возраста. Малыши с удовольствием скатывают шарики, сплющивают их в лепешки, раскатывают жгутики. Малышам предлагаем картинки с небольшим количеством деталей. Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Со старшими детьми можно осваивать мозаичную технику или рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Главное здесь красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя за контур. Начинать использовать эту технику рекомендуется с простых образцов, например, листьев на дереве. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера, насечки пластилиновым ножичком, штрихи зубочисткой. Можно со старшими дошкольниками освоить технику рисования спиральками. Эта техника придает картине объем. Спиральки следует располагать близко друг к другу, чтобы получился рисунок.

Это далеко не все техники нетрадиционного рисования, которые я использую в своей работе. Иногда я применяю в одном занятии и традиционные и нетрадиционные техники. Самое главное, что рисование благотворно влияет на развитие ребенка. Психологи доказали, что этот процесс помогает малышу легче овладевать техническими и естественными науками. Рисование гармонизирует развитие ребенка, как личности, помогает ему вырасти творческим человеком, а ведь именно такие люди добиваются в жизни значительных успехов.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционных техник рисования»

В статье говорится о влиянии нетрадиционных техник рисования на развитие детей и развитие творческих способностей. Представлены примеры . которые помогут в работе....

Статья на тему: "Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования"

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность яв...

Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования

«Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования в рамках реализации ФГОС ДО»«Общение с искусством – одна из больших радостей жизни»В.А. Сухомлинский...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»

Данный проект предназначен для детей старшего возраста. С помощью проекта дети в игровой форме освоят нетрадиционные техники рисования....

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования".

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования"....

«Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра,...