«Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционных техник рисования»
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Конева Светлана Александровна

В статье говорится о влиянии нетрадиционных техник рисования на развитие детей и развитие творческих способностей. Представлены примеры . которые помогут в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему

«Развитие творческих способностей детей

при помощи нетрадиционных техник рисования»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с   радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

 Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изо материалов и техник.

Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

-рисование пальчиками, ладошками

-рисование тычками из поролона, ватными палочками

-печатание листьями, картофелем, морковкой;

-Рисование свечой, углем.

  В среднем и старшем дошкольном возрасте - нетрадиционные техники:

- Рисование свечой, углем;

- Кляксография с трубочкой;

- Монотипия;

- Набрызг;

- Восковые мелки + акварель;

- Оттиск смятой бумагой;

- Рисование поролоном;

- Гравюра (граттаж);

- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;

- Тиснение;

- Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;

- Рисование по сырому;

- Кляксография с ниткой;

- Рисование на ткани;

- Рисование солью;

- Расчёсывание краски.

Примеры техник рисования:

Печать листьев

Осенью можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Пример техники печать листами:

  • Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.
  • Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.
  • Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.
  • Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.
  • Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Рисование методом тычка

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»:

  • Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.
  • От коротких веточек по бокам зеленым цветом нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков.
  • Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.
  • Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке.
  • Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.

Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

Пример техники кляксографии:

  • Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.
  • Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.
  • Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
  • Раскрыть лист и посмотреть, что получилось
  • Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.
  • Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.

Раздувание краски

Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Пример рисунка и технике раздувания краски

  • Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.
  • Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если погуще - тонкие и аккуратные.
  • Помещаем в цент капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.
  • Рядом с первым нанести пятно другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом можно выполнить 2-3 дерева.
  • В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного цвета раздуть в верхней его части. Кистью дорисовать мордочки и лапки. Поверх иголок листик, грибок или яблочко.
  • Можно дорисовать солнышко и облака.

Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Пример рисунка в технике монотипия

  • Берем голубой лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.
  • Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.
  • Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.
  • Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом.

Фотокопия – рисование свечой

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»

 Придумать эскиз будущего узора.

 Выполнить рисунок на листе при помощи свечи или белого воскового мелка.

 Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.

Проступающий рисунок

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Пример рисунка «Праздничный салют над городом»

  • В нижней части рисунка нарисовать восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасить их. Хорошо нажимайте на восковой мелок, чтобы след был четким и ярким.
  • На оставшейся части листа нарисовать разноцветные пучки салюта в виде кругов, веера, фонтана и т.д. На концах лучей нарисовать огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок.
  • Покрыть готовую композицию черной акварелью (фиолетовой, темно-синей).

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Пример витража:

  • Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях , обязательно от края до края (конструкция снежинки).
  • Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек».
  • Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть.
  • Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками.

Каракулеграфия

Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений. При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки.

Пример рисунка:

  • Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета.
  • Дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта.
  • Раскрасить готовый рисунок.
  • По желанию дополнить композицию тематическими элементами.

Шаблонография

Чтобы нарисовать предмет в этой технике, необходимо представить из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов и прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

Рисуем по шаблону:

  • Продумать содержание рисунка.
  • Начинать создание объекта в следующей последовательности: в начале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям.
  • Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое.
  • Готовую композицию выполнить в цвете.

В процессе творчества маленькие дети учатся создавать вещи своими руками, познают загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс учит детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

Таким образом рисование с использованием нетрадиционных техник и приемов, учит детей  творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобретать опыт эстетического восприятия. Они  учатся создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения. Содержание рисунков становится интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети обретают уверенность в себе, преодолевают страх чистого листа бумаги, начинают чувствовать себя маленькими художниками.

Список используемой литературы:

1.Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

7. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду",

8. И. А. Лыкова. Программа" Цветные ладошки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Развитие творческой активности с помощью нетрадиционных техник рисования

На сегодняшний день перед обществом возникает важный вопрос о воспитании личности нового типа: уникальной, с креативным мышлением, творческой, хорошо разбирающейся в реалиях сегодняшней, постоянно мен...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...